Инна Холина. Приморье всегда ассоциировалось у россиян с морскими деликатесами: баночкой икры и красной рыбой. Однако в столице рыбного региона выбор качественных продуктов за последние 10 лет значительно сократился: нет больше фирменных магазинов "Океан", пропали специализированные рынки. На вопрос: "где же купить хорошей рыбки во Владивостоке?", многие начнут называть почти "секретные" места. В числе заметных игроков на рынке специализированной розничной торговли в Приморье и компания "Рыбный островок". Именно та, которая прославилась благодаря шалости бездомного кота. О том, как компания шла к успеху — в материале РИА PrimaMedia.
Напомним, конец 2014 года прошел под довольное мяуканье и выяснение половой принадлежности рыжего кота, который полакомился в витрине "Рыбного островка" в аэропорту Владивостока. Как выяснилось позже, бездомный кот оказался кошкой, причем серой, сейчас животное носит имя Матроска и является талисманов хоккейного клуба "Адмирал".
Между тем картинки с изображением довольного рыжего кота, который держит в лапах "улов", до сих пор украшают витрины всех магазинов "Рыбного островка", а дни когда произошел инцидент – с 5 по 10 декабря — компания официально объявила Днями кота.
Справка: "Рыбный островок" — сеть розничной торговли, специализируется на продаже рыбы с 1999 года. Объединяет точки продаж в ТЦ "Первореченский рынок", в гостиничном комплексе "Союз" и в Международном аэропорту Владивостока, а недавно начал существовать "Новый продуктовый" — магазин под брендом "Рыбный островок", который стал новым игроком на рынке продуктового ритейла.
директор компании "Рыбный островок" Ирина Кузьмина. Фото: РИА PrimaMedia
Основателем и владельцем компании является Ирина Кузьмина, при встрече с которой понимаешь, для нее эмоциональная составляющая бизнес-процессов – одна из основополагающих, а отношение с партнерами — сверхценны.
— Делать бизнес можно только честно. Остальное это не бизнес, а просто зарабатывание денег. Так как я ко многим вопросам отношусь философски, что может показаться для кого-то наивным или смешным, но я глубоко убеждена, что мы не будем жить десять жизней, поэтому должны делать свою работу хорошо несмотря ни на что, — подчеркивает собеседница агентства.
Ирина Кузьмина начала первый самостоятельный бизнес в 1997 году с посреднической деятельности. Тогда бизнесвумен снабжала сырьем и готовой продукцией рыбоперерабатывающие предприятия и рыбные магазины. Но в посредниках она не задержалась, организовав через пару лет свою первую розничную точку продаж на рынке. Еще через два года, у девяти прилавков с мороженой рыбой появилось название – "Рыбный островок", которое владелица компании предусмотрительно запатентовала.
— Мы понимали, что мы сильные. Мы хотели защитить нашу торговую марку, потому что работали на перспективу и были уверены, что станем узнаваемыми, мы к этому стремились. Так и вышло, — рассказывает Ирина Кузьмина.
Следом открылась точка в гостиничном комплексе "Союз", которая стала первым опытом продаж для туристов. Когда пришла первая прибыль из гостиницы, появилось новая идея, которая казалась Ирине Кузьминой даже абсурдной. Так "Рыбный островок" появился в старом аэропорту Владивостока. В 2009 году магазин занимал подвальное помещение, а через три года павильон с морскими деликатесами переместился в новое здание аэропорта.
С тех пор, редко когда встречи или проводы в аэропорту Владивостока обходятся без презента из "Рыбного островка", а фирменные пакеты с дальневосточными деликатесами разлетаются по всем у миру.
Как рассказала Ирина Кузьмина, появление павильона в аэропорту стало отправной точкой для обязательного дальнейшего роста. И амбициозным планам суждено было сбыться.
Под брендом "Рыбный островок" в прошлом году появился "Новый продуктовый". Проект, по словам собеседницы агентства, оказался слишком сложным и дорогим, для того чтобы вести его в одиночку. Так Ирина Кузьмина стала соучредителем.
Ассортимент в "Новом продуктовом" отличается от представленного в остальных "Рыбных островках". Хотя в нем есть и широкий выбор рыбопродукции в любом ценовом сегменте, но отдано этому товару лишь 40%, остальное место на прилавках занимают сопутствующие продукты.
"Рыбный островок" — по-прежнему является примером специализированной торговли со всеми преимуществами и рисками такого бизнеса.
Директор аналитического агентства MARKUS Максим Шпигунов, говоря о плюсах специализированной торговли в сетевом формате для потребителей, отмечает, что это широкий и глубокий выбор рыбы и морепродуктов, которого так не хватает портовому городу. Также в таком магазине больше шансов получить более качественную продукцию, подчеркивает эксперт, так как от качества товара напрямую зависит репутация сети.
Как отмечает эксперт, специализированная торговля, должна более активно (в отличие от неспециализированной) работать с поставщиками – для того, чтобы обеспечить широту и глубину выбора.
Именно так и представляет одну из главных задач в работе Ирина Кузьмина.
Стоить отметить, среди поставщиков "Рыбного островка" такие крупные промысловые компании, как рыболовецкий колхоз "Восток-1", "Ролиз", НБАМР. Сотрудничает компания и с камчатскими предприятиями. Среди производителей также — "Дальпико", "Рыбачка Соня", "Восход", "ТИНРО-центр", Преображенская база тралового флота.
— Говоря о своих партнерах, боишься, что начав перечислять, кого-то забудешь. Но одно знаю точно — поставщики говорят, что благодаря нам у них заключаются новые контракты, ведь точка в аэропорту Владивостока работает и как реклама. Уверена, чем крепче будут наши партнеры, тем крепче будем и мы, — заключила собеседница агентства.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Сеть "Додо Пицца": работа в шести странах, стратегия Мао Цзэдуна и "битва" за Владивосток
Бизнес на бороде: 17 проданных франшиз, или как барбершоп из Владивостока покоряет Россию
Как нелюбовь к "дяде" и YouTube помогли Сергею Кодолову игнорировать кризис
Директор аналитического агентства MARKUS
Автор фото: из личного архива
Для предпринимателя стратегия специалиста зачастую связана с потенциально высокой маржинальностью. Когда ты "специалист" в рознице, то ты знаешь где и за сколько купить, какой ассортимент пользуется спросом, и что предлагается на рынке, с учетом того что добывается и производится, нюансы всего ассортимента товара, в том числе как продавать, как хранить, ка транспортировать и другие тысячи мелочей. Все это создает барьеры для входа других участников. И увеличивает шансы на то, что можно зарабатывать больше на марже.
Но есть и минусы, для предпринимателя – повышенные риски, традиционные для "специалиста". Если что-то происходит с отраслью или с рынком такой специалист подвержен всем колебаниям, которые происходят. Тут может помочь диверсификация.
Специализированная торговля должна и часто является новатором в своей товарной группе – все нового, что производят или добывают может и должно проходить обкатку в спецторговле.