5 февраля 2015, 17:00 — 18:00Владивосток, PrimaMedia

Олег Ежов: Перед строительной отраслью Приморья распахнулось "окно новых возможностей"

Вице-губернатор рассказал в эфире PrimaMediaLIVE, когда в регионе достроят дороги, больницы, "Хаятты" и жилье эконом-класса

Вице-губернатор Приморского края Олег Ежов, курирующий в краевой администрации вопросы хозяйственного управления, а также строительную отрасль и дорожное хозяйство края, ответил в прямом эфире на вопросы читателей РИА PrimaMedia. Он рассказал о том, как обстоят дела на масштабных краевых стройках, в том числе на трассе "Владивосток – Находка – порт Восточный", когда заработают очистные сооружения и 5-звездочные гостиницы, а также какие перспективы открываются перед строительной отраслью Приморья в связи с экономической ситуацией в стране и курсом на импортозамещение.

- Начнем вопросы с трассы "Владивосток-Находка-порт Восточный". Первая очередь – от аэропорта до игровой зоны - будет сдана к концу года, а что по остальным участкам?

- Это масштабное строительство. И многие люди, проезжая район за Артемом, где магазин "Три кота", уже видели эту огромную развязку и земельное полотно, которое проложено на том участке дороги. Новая трасса проходит исключительно вне населенных пунктов. И первый этап – обход поселка Заводской - мы планируем закончить в 2015 году со всеми развязками.

На следующий этап уже готов проект, и он уже прошел государственную экспертизу. Это как раз выход на заболоченные местности, спрямление пути, с выходом в район речицы Суходол. Стоимость его по экспертизе составляет порядка 16 млрд рублей. Естественно, пока этот объект не отторгован. Мы находимся в постоянном контакте с "Росавтодором", определяем источники финансирования. Понимаем, что без федеральной поддержки мы не сможем вытащить такой объект. Сейчас договариваемся, на каких условиях федерация будет финансировать объект, какие суммы софинансирования будут закладываться.

Что касается текущего этапа, который строится в бюджете Приморского края, пока предусмотрено 1 млрд 400 млн рублей федеральных поступлений и 520 млн рублей краевых. Мы понимаем, что только с софинансирования края вообще возможны какие-либо проекты, и это необходимые условия "Росавтодора". Что касается дальнейших этапов, то они масштабные, дорогие. Прорабатывается вопрос о строительстве этих этапов в рамках возможных форм государственно-частного партнерства. Возможны варианты концессии, когда инвесторы дают деньги, приступают к строительству и потом эксплуатируют эту дорогу.

Не скрою, при наличии объездных путей такие дороги могут быть платными. Это нормальная практика, и только таким возвратом денег можно заинтересовать потенциального инвестора.

Большую заинтересованность проявляют китайские инвесторы, особенно сейчас, в связи с последними изменениями. Они понимают, что курс изменился, за юань дают больше рублей. Есть определенные требования, и это самое главное в переговорах с китайскими инвесторами, - не менее 50 % строительных материалов и рабочей силы использовать нашего местного производителя. Мы просим, чтобы материалы были исключительно приморские, потому что все, что можно использовать в дорожном строительстве, все производится в Приморье.

Что касается третьего этапа, нам очень интересен обход Фокино, особенно в летний период. Люди едут отдыхать в Ливадию из Уссурийска и Владивостока, образуются большие пробки, поэтому принято решение о досрочном выделении денег на проектирование этого участка. Чуть меньше 300 млн рублей, чтобы его проектировать, с условием, что мы можем построить его раньше. В целом стоимость дороги - под 100 млрд рублей. Думаю, что на этапе полного строительства от начала до конца в любом случае будут применены какие-то формы привлечения частных инвесторов, проработки постоянно ведутся. И на федеральном уровне мы ожидаем закона о государственно-частном партнерстве, закона о взимании платы за проезд грузового автотранспорта. Он сейчас рассматривается Госдумой. Есть поручение президента рассмотреть предложения об издании такого закона. Но старую трассу, естественно, никто не отменял, она будет работать. Тем не менее на таких принципах дорога будет строиться. Это, наверное, самый большой проект по инвестициям, по объемам вложений денег в Приморском крае.

- Так к какому году по идее должно завершиться все строительство?

- Не хочу строить иллюзии. Проект мы планируем достроить где-то в 2020-2025 года. Это реальность, сроки, о которых можно говорить. Хотелось бы раньше, но давайте будем реалистами.

- Когда будет сдан на Нарвинский тоннель в Хасанском районе Приморья?

- Мы 30 декабря провели сбойку тоннеля. Теперь это действительно тоннель. Простым языком выражаясь, сквозное отверстие, в которое можно войти и выйти с обратной стороны, с южного портала в северный и наоборот. Протяженность - чуть меньше 600 метров. Генеральный подрядчик - "Тихоокеанская мостостроительная компания" - сейчас испытывает определенные финансовые сложности. Мы стараемся ей всячески помочь. Перед новым годом приняли определенные решения. В том числе, финансовые, которые помогли нам осуществить эту сбойку.

На 1 февраля мы получили фактический профиль тоннеля в грунте, в скале уже готовый. До сих пор некоторые считают, что там строится тоннель для леопарда. Поверьте, леопард ходить не будет, он будет ходить над. Для этого он и строится, животные по сохраненному рельефу будут ходить. Дорога, которая сейчас там есть, будет рекультивирована. И тогда непотревоженные животные смогут перемещаться в ареале своего питания, который действительно там есть.

Что касается сдачи тоннеля, мы сейчас проводим дополнительную экспертизу проекта. То есть получим увеличение стоимости. Это связано с тем, что категорийность грунтов, их трещиноватость, не были учтены должным образом при начальной геологоразведке. В итоге получилось так, что мы планировали дорогой способ отделки только по краям тоннеля, в середине планировали подешевле. Но трещиноватость скалы не позволяет использовать дешевый способ, поэтому придется проходить дорогим этим способом, так называемым креплением арка-бетон. Для этого в бюджете Приморского края на 2015 год возможно удорожание на 200 млн рублей, а точнее 280. Я надеюсь, этих денег хватит. В любом случае, при выходе экспертизы, если мы будем понимать, что выйдет дороже, если будем понимать, что сумма будет больше, то губернатором принято решение достраивать тоннель уже не за федеральные средства, а за счет краевых. Потому что, на самом деле, это стройка уже нам больше нужна. И, понятно, что объект имеет очень большое социальное значение. Но я очень надеюсь, что физически мы летом уже получим выполненный тоннель. То есть физически он будет построен этим летом. Это достаточно серьезное инженерно-техническое сооружение. Я ожидаю, что вот в эксплуатацию со всеми мероприятиями - примерно третий-четвертый квартал года.

В принципе, опыт строительства тоннелей и к сочинской олимпиаде позволяет говорить о том, что, если мы все-таки физически достигнем выполненных объемов на тоннеле, получим его в натуре, будем мы иметь предварительное заключение Ростехнадзора, то, возможно, откроем запуск досрочно проезда автомашин. Эту задачу нам поставил губернатор. Мы понимаем, что тоннель очень актуален в летние месяцы. Задача выполнима. Летом мы его откроем для проезда. Думаю, для обычных людей важен первый срок.

 - Когда появится асфальт на дорогах краевого значения до Лазо, Преображения, Хасана? Есть ли такие планы вообще на нынешний год?

- У нас в крае 9 тысяч км дорог. Это очень много для субъекта. Поэтому поддерживать состояние дорог очень дорого, накладно. Тем не менее мы это делаем и будем делать. Что касается конкретных направлений, действительно, все знают этот участок от Краскино до Хасана. Большой промежуток в грунте. Скажу сразу, в планах на 2015 год есть асфальтирование подъезда к Краскино и ремонт части гравийного покрытия на участке Краскино-Хасан. Асфальтировать мы его не планируем, но таковы реалии. Более того, планирую при работе с инвестором группой "Сумма", у которой есть инвестиционные проекты в порту Зарубино, в порту Посьет, асфальтирование дороги включить. Конечно, жителям Хасана это не понравится, их, к сожалению, не так много этих жителей. Тем не менее дорога эта есть, мы будем поддерживать ее в рабочем состоянии, но пока она останется гравийная.

Примерно те же позиции по направлению Преображение-Лазо. Вы знаете, губернатором принято решение в рамках 2014 и 2015 годов выделить дополнительно 1 млрд рублей на перевод краевых дорог из гравийного в асфальтовые. Практически половина этих средств пойдет на асфальтирование части от перевала за Партизанском, это тот самый знаменитый кусочек, который многие люди знают, когда ездят в Лазовский район. Губернатор принял решение заасфальтировать этот участок порядка 30 км, для того чтобы Лазо как районный муниципальный центр имел, наконец-то, покрытие.

Там же есть, вы знаете, дорога, которая выходит через Ольгу на Кавалерово. С той стороны мы тоже приняли решение часть этой дороги отремонтировать, где-то с восстановлением асфальтового покрытия.

И ту знаменитую дорогу мы начали наконец-то асфальтировать ,которая Осиновка-Рудная пристань и дальше Терней. Это участок от Дальнегорска через Пластун и дальше на Терней. Там есть участок не асфальтированной дороги достаточно большой. Было принято решение также асфальтировать. Часть из этого миллиарда потратим для того, чтобы Терней и Пластун получили нормальную дорогу. Вторую часть этого миллиарда нужно потратить на асфальтирование тех участков в населенных пунктах, через которые проходят краевые дороги, но которые не имеют асфальтового покрытия, когда люди годами живут в гравии и пыль столбом.

- Некоторое время назад "Росавтодор" разрешил увеличить максимально разрешенную скорость до 110 километров в час на участке Сибирцево-Раздольное. Когда это произойдет?

- Речь идет о новом участке дороги, который составляет часть объезда Уссурийска. Действительно, решение такое есть, но от решения до фактического его исполнения пройдет достаточно много времени. Потому что все решения о повышении скоростного режима принимаются только на основании анализа дорожно-транспортных происшествий, произошедших за определенный период времени. И так как, к сожалению, дорога работает не так давно, то статистика по ДТП должна составлять какой-то период, минимум, шесть месяцев. Мы говорим о безопасности дорожного движения, о жизни, о каком-то ущербе, поэтому здесь будет тщательно вестись работа "Дальуправтодором" - обслуживающей организацией трассы М-60. Когда нам хватит статистики по ДТП, будет принято такое решение.

- То есть решения может и не быть?

- Но, вы знаете, категорийность дороги хорошая, скажем так, все съезды выполнены по проектам, все развязки, полосы разгона, полосы торможения. Дорога достаточно удобная. С долей вероятности, я думаю, что скоростной лимит будет увеличен, но исключительно по показателям статистики, то есть дорогу построили, в жизни бывает всякое, посмотрим в зимнее время, в летнее время, когда большой поток, когда маленький, когда хорошая освещенность, когда – нет. Это серьезная работа, и завтра этого точно не случится.

- Давайте поговорим о проблемах строительной отрасли Приморского края в связи с экономической обстановкой в стране. Проблемы есть и насколько они глобальные?

- Они всегда были, и есть, и будут. Тем более в строительной отрасли. Буквально недавно я встречался с представителями строительного сообщества. Несмотря на общее сокращение в строительной отрасли, затухание еще после саммита, в принципе, понимание у людей есть. Мы понимаем, что надо куда-то двигаться. Сейчас ряд больших инвестиционных проектов ангажируется в Приморье, но это перспектива, будущее. А мы обсуждаем, куда направить усилия нашего строительного сообщества. И направление было выбрано единодушно. Мы планируем вместе со строителями двигаться в сторону малоэтажной застройки. В сторону строительства жилья как такового (многоквартирные дома никуда не делись), но по большей части - малоэтажного жилья. Это сейчас интересная тема в связи с процессами, запущенными губернатором по выдаче земли. Достаточно большое количество участков вовлечено в хозяйственный оборот. Сейчас спрос на малоэтажку есть.

Люди, наконец, меняют свой стереотип, что жить загородом – это дорого и круто. А жить за городом при современных технологиях - позволительно, несмотря ни на какие экономические перетряски, которые я не назвал бы кризисом, я бы это назвал окном новых возможностей. Подтверждено экспертами, сегодня нормальной рядовой семье реально построить дом порядка 100 квадратов где-то в районе 2 млн рублей. С учетом того, что земля предоставляется бесплатно, - это нормальные цифры. И строители готовы обеспечить технологиями и строительными материалами для качественной постройки жилья где-то в таких ценовых приделах. Это серьезные амбициозные задачи, но у нас в 2014 году опять рост количества вводимого жилья, хотя отрасль и ужалась. И уже второй год у нас больше половины в объеме введенного жилья составляет индивидуальное жилищное строительство. Не многоквартирка, не многоэтажка, а именно индивидуальное жилье. Этот показатель - хороший сигнал того, что меняется менталитет, меняются шаблоны, мы ломаем стереотипы.

- Отрасль обеспечит запросы населения?

- Я разговаривал с представителями всех наших ведущих СРО. Возможно, будут ограничения по приходу импортных материалов, но нам уже не привыкать. Это уже было в нашей истории. Уже на территории края есть достаточное количество производств, которые делают определенные стройматериалы, из которых можно построить качественные дома. Пусть они будут не вычурные и без изысков, но они будут качественные.

- Еще одна проблема строительной отрасли - Спасский городской округ, где практически 60% населения заняты в строительной индустрии Приморского края. Многие попадают под сокращение из-за падения темпов строительства и неблагоприятной конъюнктуры.

- Спасская ситуация достаточно сложная. Ряд факторов привел к уменьшению поступлений в бюджет, уменьшились поступления по НДФЛ в бюджет Спасска. Но там новый глава - достаточно адекватный человек, понимающий ситуацию по хозяйству. Спасск - это многопрофильный город, который был "заточен" на стройиндустрию.

Действительно, часть производств либо закрылась, либо сократилась, тем не менее мы планируем в Спасске провести отраслевое совещание с участием губернатора. Дорога, которая замкнула Уссурийск со Спасском, на очень многое может повлиять в плане размещения в Спасске каких-то производств. Спасск уникален тем, что там готовы подъездные пути, практически готовы промышленные площадки для старта новых производств. Это все - остатки тех заводов, которые по тем или иным причинам были закрыты. Есть запас мощности, есть вода, тепло и электроэнергия.

Сейчас нам надо понять, куда идти. Возможно, это будут инвестиции из-за рубежа. Безусловно, интерес определенный есть, страна разворачивается лицом на восток. Есть интерес китайских и других азиатских партнеров открывать новые производства. Спасский городской округ и муниципальный район - это первое муниципальное образование в Приморском крае, где будет газ. Труба проходит по территории. У нас есть инвестиционный проект постройки кирпичного завода при использовании газа. Я надеюсь, в этом году начнет работу первая котельная на газе в Спасском муниципальном районе.

То есть, в принципе, проблематика ясна. Да, ситуация тяжелая, но не безнадежная. И со строителями я разговаривал. Готовы. Все знают, что такое Спасск, все знают его возможности, все понимают, что это хороший, большой город, в котором живет много людей, которые привыкли гордиться своим трудом, своим местом работы. Думаю, что в ближайшее время – год, два, три – мы ситуацию переломим, и Спасск превратится в серьезный центр предприятий, возможно, стройиндустрии, возможно, чего-то еще. Все предпосылки для этого у города есть.

- Поговорим о жилье эконом-класса. В свое время губернатор говорил о минимальной стоимости 40 тысяч рублей за квадратный метр жилья. Реально ли это?

- Мы говорим до сих пор о цифрах даже 35 тысяч за квадратный метр. Пример тому – строительство трехэтажных домов, порядка 10 тысяч квадратов, в Уссурийске в микрорайоне Радужное на въезде в город, с правой стороны, как раз вот между объездной дорогой и Уссурийском. И в данный момент там идут работы.

Пока речь идет о цифрах 35, 37, 45 тысяч в зависимости от строительства. Нельзя сказать, что продукты подорожали в два раза и, соответственно, стройка. Да, стройматериалы подорожали. Но мы говорим и о применении каких-то технологичных вещей и ЖКХ-технологий в виде газа, в виде понятных систем сбережения воды, современных систем обеспечения жильем и коммунальными услугами. Это будет эконом-жилье не столько по цене, сколько по стоимости проживания в нем потом. Мы сейчас в Уссурийске уже имеем картинку, что даже при привлечении газа стоимость отопления будет в четыре раза меньше, чем в обычной квартире в Уссурийске.

Действительно, мы говорим о какой-то коррекции по цене. Мы понимаем, что цифра 75,1 тысяч, как во Владивостоке, немножко ненормальна. Мы видим пути решения. И прецеденты есть. Пусть это не город Владивосток с его многострадальной точечной застройкой. Тем не менее город развивается. Мы говорим об освоении Уссурийского залива, от золоотвала и выше. Город начинает выдавать участки на Горностае, в бухте Емар. Это то направление, куда городу можно и нужно расти.

Мы говорим о создании агломерации, об объединении четырех муниципальных образований: Надеждинский район, Артемовский ГО. Многие жители этих округов давно работают во Владивостоке. Мы говорим о строительстве жилья в Артемовском ГО с выдерживанием вот этих показателей. Несмотря на вещи в ценообразовании, цена 35-45 тысяч до сих пор реальна, и мы готовы это доказать на примере Уссурийска. Уссурийск – потому, что я и там еще куратор.

- Гостиницы "Хаятт" во Владивостоке. Что-то сейчас понятно? И можно ли говорить о каких-то сроках завершения строительства?

- "Хаятты" уже набили всем оскомину. Да, первое сооружение в центре города, второе - на мысе Бурном. Я не хочу давать какие-то оценочные суждения, почему это произошло. Если говорить понятийно, кто принимал эти решения, мы все прекрасно знаем. Если говорить с точки зрения каких-либо нарушений, то есть правоохранительные органы, которые, поверьте, работают в этом направлении, и только они могут давать оценки, а в перспективе – суд, если и будет. Правильно?

Действительно, объекты по факту интересные. Скажем так, на Корабельной набережной вполне реально достроить в этом году. Это вполне реальная история и понятная. Есть проектные вещи. Да, были определенные сложности с подрядчиком, есть определенные сложности в проектной документации. Я сразу скажу, тот формат, который был выбран - "Хаятт Ридженси" - это самый молодой, самый новый и, не побоюсь этого слова, замороченный и нашпигованный техникой формат гостиниц "Хаятт". Если мы говорим о "Хаятт Резорт", который строится на мысе Бурном, то там, понятно, семейный пятизвездочный отель высокого уровня. Пока строились "Хаяты", до нас и при нас уже формат "Ридженси" менялся три раза. То есть сами требования "Хаята" меняются, они еще только сформировались. Во всем мире, по-моему, построен только один "Ридженси". Это будет второй. Хотя, пока мы его строим, может, уже и третий.

Определенные просчеты есть. Но при должном финансировании, а этот вопрос решаем, мы можем продолжать кредитование под постройку, мы можем и с депутатами разговаривать. Но, сразу скажу, мной, как куратором этой стройки, было принято решение разбить эту стройку на пусковые очереди. И мы понимаем, что для города важна не пятизвездочная гостиница, там ведь будут жить приезжие, а не мы с вами. А мы нацелили наши усилия на то, чтоб ввести в эксплуатацию зал бракосочетания. Мы его достроим и будем проводить там мероприятия. Для города это хороший позитивный сигнал.

Отдельно разберемся с номерным фондом. В принципе, на "Хаятте" тоже свет клином не сошелся, возможно, будут какие-то другие операторы. Что вообще касается гостиницы, то отдельно поступали предложения о продаже этих объектов как есть. Но мы понимаем, что деньги были потрачены большие, это бюджетные деньги, это беспрецедентное решение, когда за бюджетные деньги строится гостиница 5-звездочного уровня, федерация не знает таких прецедентов. И для того чтобы выполнить задачи губернатора, а именно, вернуть все средства в бюджет, направить на определенные нужды: на социальные нужды и работу с населением, - сейчас мы достраиваем эти объекты. Запускаем гостиницы, с "Хаяттом" или без него, неважно, просто гостиницы как таковые. И примем решение о продаже этих гостиниц и возврате денег в бюджет, когда это будет уже работающий бизнес, а не набор стройматериалов. Наша задача – достроить, продать и вернуть деньги в бюджет.

- А на мысе Бурном глобальнее ситуация?

- Там хорошая готовность. Но, к сожалению, условия финансирования банков таковы, что они просят по частям, чтобы мы сначала тратили кредитные деньги на один отель, запустили его, показали поток, показали возврат процентов, поле этого они готовы финансировать строительство второго отеля. Это не значит, что мы не ищем пути достройки параллельно второго отеля. Действительно, там есть апартаменты, которые можно продавать отдельно сейчас. И есть переговоры с рядом инвесторов. Таких площадей во Владивостоке не будет. Это уникальное место - со всех сторон море. Достойный уровень. Есть ряд консульств, которые ведут переговоры.

- Соседство с Китаем и ввоз более дешевых стройматериалов. Как с этим конкурировать?

- По ряду позиций с китайскими материалами вообще нельзя конкурировать, потому что люди, один раз поработав с ними, понимают золотую поговорку: "Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевую вещь". Тем более, с нашим климатом, требованиями стройконтроля и требованиями пожарной безопасности. 

И надо понимать, что сегодняшняя ситуация с курсом юаня уже не позволяет нам говорить о дешевых стройматериалах из Китая, но дает уже то самое окно возможностей для наших предпринимателей. То самое пресловутое импортозамещение. Мы теперь просто обязаны использовать эту ситуацию, чтобы наладить производство своего.

Это интересно, это понятно. Это нужно рассматривать именно как окно дополнительных возможностей. И тот предприниматель, инвесторы, которые сейчас перестроят свою голову, поймут, где именно можно извлечь дополнительную прибыль, они выживут и станут успешными. Кризисные вещи приводят к переформатированию, к перезагрузке.

- Когда заработает новый морг, построенный на Второй речке? Читатели сообщают, что подрядчику, якобы, денег в конце года не заплатили, а он – своим субподрядчикам. Людей обманули, не дали зарплату.

- Пока клиенты не беспокоят, слава богу. Черная шутка. На самом деле, объект пока в разряде долгоиграющих. И я признаю, компании "Эко Плюс" мы не выплатили по итогам года средства. Не потому, что их не было в бюджете, они были. Я понимаю эту компанию. Смета, по которой они строят, она 2009-го или 2011 года. Скажем так, экономические цифры, по которым вынужден работать подрядчик, и мы не можем ничего сделать, так как государственный контракт подписан, они очень тяжелые. Скажем по-русски, денег на строительство было мало. К подрядчику нет никаких вопросов, он нашел в себе силы каким-то образом доводить объект. Я скажу больше: объект введен. Он введен не на бумаге. Чисто психологически я не стал туда везти камеры. Все-таки морг. Он построен, смонтировано оборудование. Идут отделочные работы, и мы в ближайшее время увидим его работающим. Что касается задолженности, мы в постоянном контакте с подрядчиком. Они понимают, что такое бюджетный процесс, что деньги по истечению года уходят, и теперь нужны бюджетные корректировки для того, чтобы восстановить финансирование. Да, мы понимаем, что там порядка 80 млн рублей. Понимание есть с обеих сторон. Максимум в апреле мы закроем задолженности при дефектовке объекта, чтоб подрядчик с объекта не ушел. Как раз нужно будет благоустройство выполнить. Объект нужный медицине и городу. Все деньги, которые затратил "Эко Плюс" и предъявил нам к оплате, будут выплачены. Не наша вина, что формы были предъявлены слишком поздно, мы просто не успели в конце декабря в рамках бюджетного процесса принять и выплатить.

- Еще два медучреждения: онкоцентр и психиатрическая больница. Что с ними, они заморожены?

- Это классическая история, когда "глаза завидующие, руки загребущие". Когда кинулись строить большое количество объектов сразу, конечно, не рассчитали силы. Но тогда было федеральное финансирование достаточно большое. Перинатальный центр, слава богу, работает. Там уже, по-моему, порядка тысячи малышей родилось. И мы помним, какими силами мы достраивали медцентр ДВФУ. Огромное количество медицинских объектов, с точки зрения отрасли. Распыление средств, с точки зрения банального менеджмента. Тяжелая история.

Сейчас выполнена первая очередь психиатрии. Вы знаете, там пять корпусов построено. Сейчас принимается решение о привлечении инвесторов для того, чтобы этот объект достроить в концессии, то есть с привлечением инвесторов с последующим получением всех доходов от эксплуатации этого объекта только в рамках ФОМСа. То есть та медпомощь, которая оплачивается ФОМСом при лечении психиатрических больных, она устраивает инвесторов. Туда будет привлечен частный инвестор на концессию.

Что касается достройки онкологического корпуса, то там банальная история. Смета и экспертиза 2008 года. Оборудование подорожало очень сильно. Кое-как мы справились с оборудованием, оно там частично закуплено, но еще не полностью. Вы знаете, этот объект уже в готовом корпусе "Тысячекойки", в стесненных условиях. Это была ювелирная работа вставить три корпуса в существующий промежуток между основным корпусом "Тысячекойки" и следующим раковым корпусом. При прохождении было найдено безумное количество каких-то бесхозных сетей. Мы получили непонятные трубы. Привело это к определенному подорожанию строительства. Сейчас мы решаем вопрос в федерации о перераспределении дополнительно порядка 500 млн рублей на достройку этого объекта. Я уже раза три ездил в министерство здравоохранения. Понимание есть. У нас, действительно, тяжелая ситуация с онкологией, особенно с ранней диагностикой, а это будет именно объект, направленный на нее. В этом году мы его достроим и сдадим. Это не обсуждается. Эти 500 млн рублей - мы будем с федерацией работать, пока их не получим. Объект высокой степени готовности, там хороший, понятный подрядчик, там все проектные решения есть. Вопрос в финансировании.

- Может, цирк не надо строить? А то если цирк будете строить со своей командой менеджеров и руководителей, то он превратится в "Хаятт", пишут читатели.

- Упрек принимаю. Я сам по образованию менеджер и экономист. По цирку у нас есть проект. Думаю, что останавливать стройку мы не будем, потому что нет, наверное, такого жителя во Владивостоке, который бы сказал, что цирк в нормальном состоянии. "Газпром" помогает в финансировании. около 1 млрд рублей он дает как компенсационное мероприятие, как социальная политика "Газпрома". И было принято решение губернатора в рамках поручений - именно этот объект в реконструкцию. Мы провели гигантскую работу. Он же государственный, Росгосцирковский. И он им останется. Мы получили его в аренду на пять лет, чтобы провести там ремонт и сдать его обратно в Росгосцирк. Сейчас мы тщательно прорабатываем проект. Уже последние эскизные решения утверждаются, технические решения всем понятны. Мы должны его поделить на очереди. Мы понимаем, что ремонт всего здания не позволит нам снять все проблемы. На территории нужна современная парковка, которая решит проблему стоящих на Светланской. Нужна гостиница для труппы. Там, где сейчас живут артисты, это невозможно. Все это долгая история, но мы ее будем делать.

- Южные очистные сооружения во Владивостоке заработали?

- Они полностью готовы принять любые стоки. Думаю, в этом году мы их запитаем. Тихая готова сбрасывать то, что делает Тихая, на Южные очистные. Помимо всего прочего, мы понимаем, что сточные воды Тихой не позволяют нам запустить этот технологический процесс. Их просто мало. Поэтому в этом году (у нас с Водоканалом постоянно идет работа) мы с Вилкова соберем, с Чуркина все, что там сейчас. Для этого надо сделать ряд серьезных вещей. Нужно опять открыть коллектор и опять остановить трамвайное движение, разобрать пути и оперативно поставить там КНС-ку на Борисенко. Там нужно решение, потому что это город. У нас практически все коллекторы напорные. Для центральной России это вообще нонсенс. Понятно, что с нашим рельефом мы вынуждены ставить насосные станции и толкать это все. У нас осталось три КНС-ки. В летний период мы запустим южные очистные сооружения. У Водоканала открыта кредитная линия на это все.

- Когда поменяется ситуация, сложившаяся в аппарате правления ОАО "Примавтодор", а именно бездействие генерального директора, зависимость филиалов от головного предприятия, крайне низкое финансирование филиалов и, наоборот, заоблачное в головном предприятии?

- Бездействия генерального директора не происходит. Он действительно в сентябре пришел. Человека мы пригласили с большим опытом. Он неместный. Первое, с чего он начал, это с сокращений головного офиса. Ситуация непростая. Я сам лично ездил по филиалам, собирал директоров. У нас получалось так, что у краевого предприятия "Примавтодор" госконтрактов минимум, какие-то структуры выигрывают государственные контракты и берут "Примавтодор" на субподряд. Соответственно, с этим связан уровень заработной платы. Не только с этим. От централизации власти в головной конторе, которая в течение трех предыдущих лет была принята.

Сокращения ведутся. Порядка 30% уже сокращено. Филиалами работа ведется, чтобы пересмотреть политику, сколько процентов ведется на филиалы и прочее. Ну и, естественно, кадровая политика. Порядка пяти директоров филиалов уже лишились своих рабочих мест, потому что первое, что мы сделали, когда вошли туда командой, провели мощный аудит. Посмотрели, где были нарушения, недоработки и банальные хищения. Мы будем работать с филиалами, чтобы эта мощная компания выходила на государственные конкурсы, на частные проекты какие-то, чтобы выходила не только на содержание и ремонт дорог, но и на строительство объектов.

188Власть 22Здоровье 193Культура и искусство 1ЛиТР 77МЕДИАСАММИТ 124Образование и наука 56Разное 34СМИ 95Спорт 27Стиль жизни 26Экология 309Экономика и бизнес