Было приняло решение о поэтапном повышении таможенных пошлин на экспорт кругляка до заградительного уровня и поддержке предприятий, инвестирующих в глубокую переработку леса в части обеспечения их лесным фондом. Однако по сей день планы правительства по развитию глубокой переработки древесины в этих направлениях не реализованы.
Таким образом, сфера глубокой лесопереработки стала едва ли не самой проблемной в крае.
О том, в каком состоянии находится лесоперерабатывающая отрасль в крае, способах ее поддержки и перспективах реализующих приоритетные проекты компаниях, с генеральным директором "Приморская ассоциация лесопромышленников и экспортеров леса" Павлом Корчагиным побеседовал корр. РИА PrimaMedia.- Павел Германович, как обстоят дела с глубокой переработкой в Приморье?
- Три инвестиционных проекта, признанных приоритетными на государственном уровне, практически реализованы. Реализованы в части того, что предпринимателями вложены деньги и построены мощности. Это "Тернейлес" - более 5 млрд рублей, "Лес Экспорт" - порядка 3 млрд инвестиций и "Приморские лесопромышленники"порядка 500 млн рублей. У Тернейлеса проблем с сырьем не было, поэтому он начал работать. А вот по "Лес Экспорту" и "Приморским лесопромышленникам" есть главная проблема - отсутствие обеспечения лесофондом со стороны государства. Основная масса доступных лесных участков была передана в аренду еще лет десять тому назад. А то, что в наличии на данный момент, либо совершенно не приспособлено для освоения, например, нет лесных дорог, либо это крутосклоны, то есть природные условия плохие. Есть и такие участки, которые еще в советские времена пройдены не один раз рубкой, поэтому на их восстановление требуется еще достаточно времени.
- Павел Германович, как же вышло так, что правительство, заявляя о поддержке предприятий, готовых реализовывать приоритетные государственные проекты и инвестировать в глубокую переработку, не обеспечило переработчиков сырьем?
- Понимаете, это издержки учета лесного фонда, так называемого лесоустройства. На бумаге числится тысяча кубических метров, а фактически их двести. И стоит учитывать возникновение препона в виде активировавшихся экологов из WWF, которые на данный момент выставляют врагами одну из компаний, реализующую приоритетный инвестиционный проект. Они ведь не понимают, какими последствиями их экологическая кампания может обернуться для населения края в целом. Особо остро этот вопрос сейчас стоит на повестке ЗАО "Лес Экспорт".
Более 500 человек могут лишиться работы. А это специалисты, обученные работать на современном оборудовании, и для них нет другого рынка труда.
Стоит учитывать, что предприятия рассредоточены по глубинкам, они градообразующие. И именно там сосредоточится основное напряжение. И, если рассматривать это проблему с точки зрения территории, то можно спокойно заявлять, что по меньшей мере она коснется одной трети Приморья.- Павел Германович, какие все же перспективы ожидают лесопереработку в крае, учитывая те процессы, которые мы сегодня видим?
- Инвестиции в переработку леса - это крупные кредиты, которые предприятиям необходимо возвращать. Отсутствие лесофонда тормозит производство - простаивает оборудование и мощности заводов не используются. Пока, я думаю, на тех запасах лесного фонда, которые имеются у предприятий, компании выдержат некоторое время. Потом, увы, начнется предкризисное и кризисное состояния.
- Павел Германович, многие специалисты уверены, что ситуацию в нашей лесной промышленности способны решить меры, предполагающие уход от экспорта сырья. Так в июле 2007 года правительство увеличило ввозные пошлины на круглый лес. Далее планировалось провести повышение до заградительного уровня, однако повышения не произошло - премьер-министр Владимир Путин продлил мораторий на повышение пошлин. Недавно он вновь, что повышение экспортных пошлин на необработанный лес очередной раз замораживается. Как это отражается на приморских предприятиях?
- Для переработчиков это очень плохая новость. Стоят заводы только потому, что не хватает сырья, которое в большей мере уходит на экспорт. Когда правительство продекларировало, что оно вводит запретительные пошлины поэтапно, в то же время предприятиям дали полтора года, чтобы переориентироваться на переработку. Предприятия нашли деньги, людей, мощности, героическими усилиями построили за это время мощнейшие заводы.
Павел Корчагин: С лесопереработчиками в кризисе окажется треть Приморья. Автор: Сайт Conon.ru
- На Ваш взгляд, должно ли регулировать данную ситуацию государство и каким образом?
- В первую очередь необходима достаточная законодательная база и ответственное исполнение законов. Существующее законодательство в настоящее время более или менее регулирует все вопросы, оно достаточно жесткое. И основная проблема стоит не в том, чтобы еще более ужесточить законы, а в том, чтобы их исполнять и контролировать их исполнение.
В то же время лесопромышленный блок очень слабо отражен как в государственных структурах, так и законодательстве. В лесном кодексе это буквально несколько строк, касаемых именно лесной промышленности и приоритетных инвестиционных проектов. Структуры в государстве, которая занималась бы лесной промышленностью, как таковой нет. Есть лишь комитет в Минпромторге. По сути, нет и четкой стратегии развития лесопромышленного комплекса как таковой. Лесного хозяйства - есть, а вот лесной промышленности - нет. Это говорит о том, что промышленности в области глубокой деревопереработки государством по сути уделяется мало внимания. Основной путь развития - эволюционный, поэтому жестко регулировать процессы со стороны верха было бы не правильно, а вот обеспечить грамотное исполнение структурами своих обязанностей более чем необходимо.