Изменения в любом бизнесе неизбежны и темпы их возрастают. Рушатся, казалось бы, прочные и надежные бизнес-системы, создаются новые рынки и правила. Все, что нарабатывалось годами, рассыпается под натиском новых идей, решений и технологий.
Скорости изменений растут
К примеру, один из столпов европейской банковской системы, со своей 145-летней историей, Дойче банк (21 млрд) уже стоит в два раза меньше платежной системы PayPal (45 млрд), созданной всего 15 лет назад. Как говорится, почувствуйте разницу: "две комнаты серверов и группа программистов" спокойно обходит по капитализации ведущий банк Германии.
Чтобы завтра не улететь в хвост конкурентам или вообще на "помойку бизнес-истории", любой компании требуются постоянные изменения, и на очень высокой скорости. Не как Amazon, с их 15 тыс. коррекций в день, но тоже довольно интенсивно. В общем, как сказал Давид Вайс из Northern Telecom "В будущем будет два вида компаний ― быстрые и мёртвые".
Что мешает компании "быть в тонусе"
Похоже, вокруг меняется все, кроме человеческой натуры. Сегодня ключевым звеном всех изменений в компании и, одновременно, ее основным "тормозом" являются люди – собственники, руководители и их подчиненные. Иногда – клиенты.
У большинства людей необходимость изменений вызывает страх: оказаться неспособным сделать что-то новое, боязнь перехода на новые условия работы, опасение провала.
Страх потери привычной зоны комфорта делает их глухими к любым доводам в пользу нововведения и даже заставляет совершать поступки, которые могут помешать началу процесса или оттянуть этот момент. Проще говоря, начать сопротивляться.
Многие собственники и руководители, понимая это, также становятся очень осторожными в запуске программ по изменению, откладывая практические действия до мифических "лучших времен". Часто вся энергия руководителей тратится на обсуждения двух "полярных" тем:
-
так дальше работать нельзя
-
сейчас не самое подходящее время для изменений
Так и существует большинство компаний, боясь нарушить хрупкое равновесие между желанием меняться и опасением действовать прямо сейчас.
Лекарство от страха
Специалисты знают два лучших лекарства от страха – знания и активные действия. Знания, а точнее, – практические навыки, позволяют управлять даже самой сложной ситуацией, контролируя риски и подбирая подходящие решения. Активные действия снимают тревожность и позволяют направить энергию страха на решение актуальных задач. По мере движения к цели страхи уступают место азарту и удовлетворению от видимых результатов. Главное – начать!
Знания помогают выстроить путь изменений максимально эффективно и минимизировать потери времени, персонала, денег. И ваших нервов. Ведь страх изменений треплет их сильней, чем "Тузик грелку".
Одним из лучших инструментов получения знаний, снимающих этот страх, является краш-тест. Всегда приятно видеть, как меняются настроения и установки среди управленческих команд, которым мы его проводили. Страх и неизвестность уходят, уступая место активности и решимости к преодолению барьеров развития. Сделайте краш-тест, заглянув своим страхам в глаза, и они уйдут.
Будьте "отмороженными"
Курт Левин еще в 1947 году определил три стадии, которые следует пройти компании в ходе изменений: "разморозка", собственно изменения и новая "заморозка" на качественно новом уровне. С тех пор многое изменилось и в современных условиях команды и компании должны быть постоянно "размороженными", а точнее сказать – "ОТМОРОЖЕННЫМИ". Всегда готовым к любым необходимым изменениям! Иначе – неминуемое поражение в конкурентной борьбе.
Задайтесь, как руководитель несколькими вопросами о своей команде и компании, чтобы определить степень вашей "отмороженности":
1. Если уже сегодня надо будет резко и быстро меняться
-
Насколько будете ценны для всех в вашей компании именно вы?
-
Чем конкретно?
-
Сможете ли вы предложить актуальные и лучшие решения в зоне вашей ответственности?
-
Как вы докажете их эффективность?
2. Если вы хотите, чтобы что-то изменилось в других, вам придется сначала измениться самому.
-
Насколько вы сами готовы меняться?
-
Как легко? Как быстро?
-
Что вы радикально поменяли в своей жизни в этом году? Вам понравилось?
3. Одной из серьезных причин для тревожности и сопротивления изменениям среди сотрудников является нехватка оперативной и достоверной информации о происходящих в компании процессах.
-
Куда все в вашей компании пойдут за информацией?
-
Насколько эффективно вы сможете использовать информационную власть и влияние?
-
Кто станет лидерами мнений на всех уровнях?
-
Они будут за вас и изменения или против?
4. Характеристики организации будущего: постоянная готовность к переменам, командный стиль работы в высшем руководстве, широкое делегирование полномочий, гибкая корпоративная культура и система, клиентоориентированность. Все это – результат обучения и развития.
-
Куда смотрит ваша организация: в прошлое ("мы всегда делали только так"), настоящее ("нам сейчас некогда учиться и меняться") или будущее (мы учимся и действуем для наступающего завтра")?
5. Когда речь заходит об изменениях, сначала решается вопрос о людях: "кто?", а затем уже о процессах и технологиях: "что и как делать?"
-
У вас есть лучшие ЛЮДИ внутри компании и технологии решения для этих людей?
-
Кого вы готовы уволить, сохранить, найти, обучить, провести ротацию, выбрать из кадрового резерва?
-
Насколько быстро вы сможете перестроить человеческий потенциал для изменений?
6. Люди, как известно, не сопротивляются только повышению заработной платы!
-
Кто из коллег, чему и как будет сопротивляться?
-
Что вы сможете противопоставить этому сопротивлению?
7. Для вашей компании "Эмоциональный интеллект" (EI) – это просто термин или технология взаимодействия? Основа EI – умение выбрать действия, наилучшим образом подходящие к конкретной ситуации.
Вам нравятся ваши ответы?
"Изменение – это условное обозначение открывающихся возможностей, и если вы способны предвосхищать перемены в бизнесе, перед вами открываются большие возможности". Фред Смит, основатель и генеральный директор FedExp.
Вы согласны? Тогда вы понимаете, что сопротивление изменениям бесполезно и лучше начать меняться прямо сейчас!
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Связи на службу бизнесу: важно не только завязать, но и использовать А вы чемпионы в своем бизнесе?