Гибель 13-летней жительницы Владивостока, которая упала с 24 этажа в микрорайоне Снеговая падь, разместив перед этим на своей странице в соцсети дату и время смерти, потрясла Приморье. Сразу после этого несколько ее подруг тоже опубликовали в своих аккаунтах сообщения о намерении совершить самоубийство. К счастью, ни одна из них не сдержала слово, но общественность взбудоражена, родители подростков пребывают в страхе. Проблема подросткового суицида — многогранная и комплексная, и практического "рецепта" от такого несчастья не существует. Медицинские психологи из Краевой клинической психиатрической больницы во Владивостоке рассказали РИА PrimaMedia, как можно распознать суицидальные настроения у подростка, и куда обращаться за помощью. Но прежде всего специалисты советуют родителям задуматься о собственной нормальности.
Работа медпсихологов Екатерины Буравлевой и Виктории Дербеневой заключается в проведении посмертных экспертиз и исследований случаев самоубийств с целью выяснить причины таких решений. Случай в Снеговой пади похож на другие, происходящие в разных регионах России, поскольку в нем присутствовал игровой элемент — получение инструкции, как совершить непоправимый шаг.
— Такие самоубийства регистрируют постоянно с момента появления соцсетей. Самое главное здесь — понять, почему ребенок включается в такие "игры". Чем привлекательна игра — в ней всегда есть какой-то приз. Но дети не всегда могут осознать, что призом в такой игре может быть смерть. Совершение самоубийства по инструкции психологически освобождает суицидента от ответственности за свой поступок, а неготовность взять на себя ответственность всегда говорит о незрелости, — рассказывает Виктория Дербенева.
Как отмечает Екатерина Буравлева, нужно понимать, что причины суицида – это комплексная проблема.
— Для совершения самоубийства не достаточно какого-то внешнего толчка – в данном случае, соцсети, чье негативное влияние многие называют главной причиной трагедии. У решившегося на самоубийство должна быть какая-то внутренняя готовность. Причины могут быть разные, но всегда есть некий повод, последняя капля, падению которой предшествует целый ряд событий. Прежде всего, это какая-то личная диспозиция, особенности, которые предрасполагают к этому шагу. К суициду ведет не всегда депрессивность. Самоубийство совершают и те, кто пребывает в состоянии подъема, эйфории, чувствует себя неуязвимым, что ошибочно, — говорит психолог.
Чаще всего в группу риска по совершению самоубийства вносят подростков из неблагополучных семей, однако это не совсем правильно, отмечает Екатерина:
— В группе риска, на самом деле, находится любой человек, чье психо-эмоциональное состояние можно характеризовать, как напряженное. Но, снова же, не любой человек в таком состоянии пойдет на столь крайнюю меру. Путь суицидента — очень долгий путь, и он уникален. Так, в моей практике был случай, когда человек совершил самоубийство из-за неблагоприятной жизненной ситуации — после того, как его родной человек покончил с собой. Были случаи, когда люди просто не видели другого выхода.
Сваливать все на неблагополучную семью — это такой общероссийский тренд. Но проблема всегда шире — может быть, стоит поговорить о психическом здоровье подростковой популяции в целом? Уже не одно поколение ученых заявляет о психическом нездоровье подростков и говорят о нормативном дизоногенезе — когда нормально ненормальное развитие. Но давайте посмотрим еще шире — а общество наше здорово? Мы с уверенностью можем констатировать, что оно нездорово.
Специалисты отмечают, что на каждого человека сейчас приходится намного больше информационных нагрузок и уровень стресса в целом выше, что выливается в общее высокое психо-эмоциональное напряжение.
— Когда происходит очередное самоубийство, общественность начинает требовать сиюминутных мер, чтобы такого больше не происходило. Но ведь почва к совершению суицида подготавливалась ни день, ни два, а годами и, может быть, десятилетиями, — добавляет Буравлева.
— Иногда родители начинают "пробивать" контент на страничках детей в социальных сетях, залезать в их аккаунты, искать следы подтверждения своих опасений. Их можно понять, потому что им страшно. Но лучше не нарушать личностное пространство детей, потому что они очень чувствительны к этому. Лучше просто поговорить. Самое главное — воспринимать детей как взрослых, которые пока что не могут самостоятельно решить какие-то свои трудности. Из-за недостатка опыта или психической неустойчивости дети просто не могут ответить тому, что происходит в окружающем мире, — рекомендует психолог.
Виктория Дербенева рассказывает, что когда происходит подростковый суицид, важно, чтобы среди родителей не начиналась истерия — тотальный контроль дома и слежка в соцсетях.
О наличии у подростка мыслей об уходе из жизни могут говорить резкие перемены в привычном поведении, продолжает Екатерина Буравлева:
— Это может быть как уход в себя, так и наоборот, чрезмерная активность. Пристальное внимание к своей внешности или полное отсутствие интереса к ней, неряшливость. У каждого из нас есть жизненный стереотип, и мы ведем себя определенным образом в соответствии с ним. Поэтому любые перемены в привычном поведении могут служить сигналом неблагополучия. Но все же лучше действовать превентивно — выстраивать дружеские, доверительные отношения с ребенком с самого его рождения, чтобы он не воспринимал родителей как врагов.
Может быть, родителям стоит задаться вопросами "А все ли нормально со мной? А я сам здоров психически?". Но никто таких вопросов не задает, ведь проще отвести ребенка к психологу. "Вот я его сдал вам больным, верните мне его здоровым".
— Не существует рецепта "Делайте так, и проблем не будет", — подытоживает Екатерина.
Во Владивостоке работают различные службы, готовые помочь подростками и их родителям — телефоны доверия, в том числе, в ДВФУ, психологи из государственных и частных учреждений, школьные психологи. Недавно в приморской столице открылся кризисный центр при Краевой детской психиатрической больнице. Специалисты настаивают: прежде, чем обратиться за помощью к психологу, родители должны убедиться, что ребенку это действительно необходимо и что он готов принять помощь.
Получить консультацию психолога можно по телефону доверия 242-77-77 или онлайн. Узнать телефон кризисного центра детской психиатрической больницы можно по тел. +7 (423) 2-208-228.
От РИА PrimaMedia добавим, что если вы узнали о готовящемся самоубийстве, достаточно сообщить об этом в скорую помощь. Вместе с медиками приедет психиатрическая бригада, поскольку потенциальному суициденту однозначно требуется психиатрическая помощь.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Уголовное дело возбудили по факту падения девочки-подростка на авто во Владивостоке
Искоренением подростковой преступности в РФ займутся силовики и правозащитники