Выставка всемирно известной пермской деревянной скульптуры "Пермские боги" открылась в рамках проекта "Коллекционируя Россию" в Приморском государственном музее имени В.К. Арсеньева 16 мая. Здесь представлены 35 экспонатов и сопровождающие фото— и видеоматериалы, позволяющие не только представить феномен религиозной деревянной скульптуры, но и регион – Пермский край – где она возникла. Коллекция не так часто выезжала за пределы края – она была показана в Москве, Осаке, Париже, Лионе, Берлине и Брюсселе. Увидеть легендарные скульптуры своими глазами и прикоснуться к этнической стороне истории России владивостокцы смогут до 14 августа. В течение этого времени музей проведет несколько увлекательных экскурсий. Также "Пермские боги" станут одним из достояний Ночи музеев в этом году, сообщает ИА PrimaMedia.
История пермской деревянной скульптуры переживала разные времена. Это как расцвет религии, так и период отречения и гонений. Порою приходилось спасать фигуры из разоряемых церквей. Но православные мастера все равно продолжали творить христианские лики независимо от времени. Поэтому кажется, что лица святых отражают самые различные эмоции. В каждом экспонате живет частичка души его творца и часть самобытной истории.
— Пермские резные деревянные святые – это многогранный сплав различных культур. Долгое сохранение язычества накладывает свой отпечаток. Прикамье начало принимать христианство только в XVI веке, присоединившись к России. Одновременно оно стало местом ссылки для заключенных разных национальностей. Поляки, чехи и шведы привнесли с собой католическую культуру. Смешение веры и религиозных убеждений также нашли свое место в обликах деревянных скульптур, -прокомментировала директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян.
Вдохновение при создании православных деревянных скульптур пермские мастера черпали из народа. Лица Ангелов, Иисуса Христа, Марии Магдалины, Николы Угодника, Девы Марии и других святых отнюдь не отличаются неземной, божественной красотой. Это простые черты земляков, в которых четко прослеживаются коми-пермяцкие и татарские корни. Скульпторы, создавшие эти лики, безусловно были православными христианами. Они жили по церковным канонам и глубоко чтили устои. Создавались святые образы по образу и подобию простых людей — родных, соседей, односельчан. Так что в ликах деревянных скульптур сегодня можно увидеть не только искусность исполнения и языческие корни, но и целую этническую общность пермского народа.
Проект "Коллекционируя Россию" был задуман для того, чтобы жители Дальнего Востока могли больше узнать о самобытной части культуры России и о этнических особенностях разных народов на территории родного края. В прошлом году музей Арсеньева представил коллекцию русской национальной одежды, быта и декоративно-прикладного искусства XVII-XIX веков из Муромского историко-художественного музея.
— Сегодня руководство музея ведет активную работу для того, чтобы в скором времени предоставить владивостокцам возможность увидеть дальневосточную часть национальной культуры. Не за горами новая выставка экспонатов коренных народов Дальнего Востока, — отметил директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай
Выставка "Пермские боги" пробудет в музее до 14 августа. Прикоснуться к истории христианства Перми может любой желающий.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Директор музея Арсеньева стал лауреатом премии Президента в размере 2,5 млн рублей
Выставка "Коллекционируя Россию: Пермские боги" откроется во Владивостоке