Не так давно московское КБ "Стрелка" озвучило итоги масштабного проекта — "Индекс качества городской среды", Владивосток был признан самым комфортным городом Дальнего Востока. Некоторые выводы москвичей получили критическую оценку среди владивостокцев, к результатам исследования возникла масса вопросов. КБ же напоминает, что цель "Индекса" — не найти лучший или худший город, а провести своеобразную экспресс-диагностику, которая поможет выявить главные проблемы развития того же Владивостока и приступить к их "лечению". Директор проекта по разработке "Индекса" Анастасия Щербакова более подробно рассказала ИА PrimaMedia о проекте и пояснила, чем Владивосток лучше Москвы и почему столица Приморья не смогла стать идеальным городом.
Про "Индекс"
По словам Анастасии Щербаковой, сравнивать "Индекс" "Стрелки" с какими-либо другими рейтингами качества городской среды неверно, поскольку подобных в России просто нет: другие исследования жизни городов либо ограничены каким-то конкретным функционалом. Например, рейтинг инвестиционной привлекательности, или рейтинг качества жизни, или рейтинг инновационности города. Про городскую среду конкретно пока что нет ни одного индекса:
— "Индекс качества городской среды" рассчитан на возможность применения в 1112 российских городах — это все российские города, это супер-масштаб. Другого рейтинга, который мог бы применяться ко всем городам, нет.
В других рейтингах используются данные, основанные преимущественно на статистике и рассчитанные только на крупнейшие города. Как правило, в них смешиваются между собой разные показатели из различных сфер. Наш же рейтинг основан на морфологии города. Это значит, что в каждом городе мы выделяем уникальные по типам зоны, а потому для каждого города получается своя уникальная и конкретная оценка. Не "средняя температура по больнице", а оценка всего города в целом и каждого отдельного его пространства.
Сейчас оценка города состоит из 30 параметров-индикаторов, что довольно внушительно с учетом огромного числа исследованных городов (КБ подготовило "Индексы" для 90 населенных пунктов РФ), но в дальнейшем для подсчета "Индекса" их список может пополниться. "30 индикаторов – это база, но, наверное, стоит ее расширять. К примеру, безопасность дорог мы оцениваем не по одному индикатору, а по двум или трем. И так следует делать по каждому из тех индикаторов, где мы сможем собрать данные", — говорит представитель "Стрелки".
На безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды во Владивостоке проверяли жилье с прилегающими пространствами, уличную, общественно-деловую и социально-досуговую инфраструктуры, озелененные и водные пространства, а также общегородские пространства.
Про идеал
Максимальное количество баллов в "Индексе" — 300. Ни один из 90 городов его не набрал, наибольшую оценку предсказуемо получила Москва (221 балл). В связи с этим возникает вопрос: возможно ли вообще достичь "идеала"?
— Теоретически такая возможность есть, — отмечает Анастасия Щербакова. — Это значит, что город в каждом из пространств в своей группе должен быть лидером по каждому из индикаторов. Практически такого города не встретилось. Но стоит обратить внимание, что сейчас в базе только 76 городов, две группы — миллионники и крупнейшие. Наверное, в группе средних и больших городов тоже будут свои лидеры, и сейчас мы не знаем, какая будет у них максимальная оценка.
Владивосток на карте "Индекса". Фото: Индекс-городов.рф
И все же 166 баллов Владивостока смотрятся довольно неплохо на фоне "Индикаторов" других городов, а по отдельным показателям он оказался даже лучше той же Москвы.
— Мы не сравнивали Владивосток с городами-миллионниками вроде Москвы и Петербурга (приморскую столицу как крупный город можно сравнивать с Архангельском, Астраханью, Белгородом, например). Но если смотреть конкретные показатели, например, долю дворов, обустроенных спортивной, детской или иной площадкой — какой-то дворовой инфраструктурой, то во Владивостоке она больше, чем в Санкт-Петербурге. Во Владивостоке состояние зеленых насаждений лучше, чем в Москве и в Петербурге. То же и с безопасностью на дорогах — количество ДТП со смертельным исходом во Владивостоке ниже, чем в Москве и Петербурге, — отмечает директор проекта.
Про баллы
Провальным индикатором для столицы Приморья оказались зеленые и водные пространства (всего 18 баллов) — все показатели этой категории оказались плохими (безопасность, комфорт, современность, идентичность и разнообразие на минимуме). Уличная инфраструктура Владивостока также далека от топа, однако при всей некомфортности и несовременности безопасность на дорогах приморской столицы оценили в 10 из 10 баллов.
— Во Владивостоке довольно невысокое количество ДТП с участием пешеходов со смертельным исходом. Это значит, что переходы и светофоры установлены, грубо говоря, где надо. При этом загруженность дорог в городе довольно высокая по сравнению с другими городами России — отсюда невысокий балл по пробкам.
Даже среднюю скорость движения транспорта во Владивостоке можно назвать — 29 км/ч. Есть города, где это значение выше. Даже в Москве выше.
И действительно получается — чем ниже скорость, тем безопаснее. Если ты в пробках стоишь — это, наверное, безопасно, хотя не очень комфортно (машины, выхлопные газы, шум на дорогах), — поясняет Щербакова.
Низкую оценку в "Индексе" Владивостока получила также общественно-деловая инфраструктура, хотя параметру "современность среды" как ее составляющей дали 10 баллов. В то же время комфорт и идентичность среды — очень низкие.
Озеленение и водные пространства. Фото: Индекс-городов.рф
— Современность среды – это уровень развития общественно-деловых районов города. При ее оценке мы смотрим, насколько сильно во Владивостоке сконцентрированы общественно-деловые точки и объекты. А комфорт мы оцениваем исходя из того, насколько в этих районах, которые перспективно выделены как общественно-деловые, соблюдается принцип развития города по типу mixed-use (смешанной застройки — прим. ред.). То есть могут ли работающие там люди комфортно обедать, совершать покупки и так далее. Да, у вас развита общественно-деловая инфраструктура, но mixed-use меньше. Это значит, что общественно-деловые район во Владивостоке скорее монофункциональны, чем полифункциональны.
Представитель КБ добавляет, что отзывы владивостокцев и реакция СМИ на получившийся "Индекс качества городской среды", конечно же, будут учитываться, поскольку инструмент все время совершенствуют. На уже данную оценку мнения не повлияют.
Напомним, КБ "Стрелка" позиционирует себя как стратегического консультанта по разработке городских решений и ведущего оператора архитектурных и градостроительных конкурсов в России. КБ основано в 2013 году на базе консалтингового подразделения института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", которому и принадлежит на 80%. Главой попечительского совета последнего выступает миллиардер Александр Мамут.
В 2016 году "Стрелка" и Фонд единого института развития в жилищной сфере заключили контракт на разработку стандартов благоустройства для городов России. В документ должны войти 120 пилотных проектов по улучшению общественных пространств для 40 городов и преобразованию городской среды для 319 моногородов. Общие рекомендации, которые должно разработать КБ к 2018 году, в дальнейшем могут утвердить законодательно. Создание стандартов для российских городов оценивают как беспрецедентную работу.
Вступай в группу "PrimaMedia. Новости" в Whatsapp
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Слишком дорого, чтобы быть правдой: создан утопический проект пляжа в центре Владивостока