Одной из главных проблем, с которой столкнется будущий рыбный кластер в Приморье, станет нехватка сырья по экономически адекватным ценам для предприятий глубокой переработки. Рыбодобытчики, плотно "сросшиеся" с бизнесом стран АТР и имеющие сильное лобби в органах власти (пример чему – пресловутое "освобождение прибрежки"), просто так не расстанутся с валютными доходами и долгосрочными контрактами с иностранцами. Такое мнение в беседе с корр. РИА высказал член Общественного совета при Росрыболовстве Николай Черентаев.
- До середины прошлого года государство законодательно считало прибрежный промысел тем, чем он и должен быть с точки зрения здравого смысла – поставщиком сырья для береговых предприятий, свежей продукции – для жителей, что имело мультипликативный эффект в виде занятости населения, налогов и прочего. Но "рыбное лобби" сумело "под прикрытием" действительно нужного закона "Об аквакультуре" протащить поправки, которые приравняли "прибрежников" с компаниями океанического лова. Зачем это было сделано? "Экспортный бум" говорит сам за себя – заграничным контрагентам наших так называемых "рыбаков" нужно все больше и больше сырья, - считает Николай Черентаев.
В качестве примера того, как изменения в законодательстве, приняты в интересах определенных региональных бизнес-групп, "аукаются" всему рыбохозяйственному комплексу страны, собеседник привел ситуацию в Мурманской области.
- Губернатор Марина Ковтун там уже прямо сказала в своем инвестиционном послании – лишь малая часть из рекордного вылова 2013 года была переработана на местных рыбозаводах. Практически все идет в иностранные порты. А вот в 2012 году местные переработчики освоили около 40% уловов. Вывод здесь один – "прибрежникам" законодательно открыли "белую дорогу" для экспорта сырья, - отметил Черентаев.
По оценке члена Общественного совета при Росрыболовстве, ситуация на Дальнем Востоке – "в разы запущеннее".
- Наши рыбодобытчики еще с 90-х годов прошлого века крепко увязли в китайских, корейских и японских "объятиях". Береговая инфраструктура оказалась не нужна и погибла – в Приморье почти полностью, на Сахалине и Камчатке – в значительной степени. Кто сейчас занимается рыбопереработкой на Дальнем Востоке? Только те компании, что сами имеют значительные квоты на сырье, невостребованные иностранцами остатки которого они и перерабатывают на российском берегу. А "освобождение прибрежки" вообще развязало всем руки – вези за бугор все что можно, азиатам все пойдет. А то, что поселки рыбацкие массово вымирают – этим у нас сегодня бизнес не интересуется, рыба – куда дороже людей, - прокомментировал ситуацию собеседник агентства.
По мнению Черентаева, разработчикам проекта рыбного кластера в Приморье прежде всего стоило подумать – как обеспечить высокотехнологичную переработку большими объемами сырья. Как считает эксперт, реализация проекта кластера – "дело государственное", решает стратегические задачи РФ на Дальнем Востоке, а поэтому здесь нужно "твердой рукой" переориентировать необходимое количество рыбосырья, не входя в дискуссии с "рыбными королями" и их лоббистами.
- Рыба в России – национальный ресурс, и государство определяет, кто, как и на каких условиях получит возможность на этом ресурсе зарабатывать. Поэтому с анархией и либерализмом в стратегически важной рыбной отрасли, я уверен, будет покончено уже в обозримом будущем, - подытожил Николай Черентаев.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, дефицит рыбопродукции – и именно тех видов, которые добываются в исключительной экономзоне РФ и в рамках прибрежного рыболовства – зафиксирован Росрыболовством на Дальнем Востоке. Рыбодобывающие компании, эксплуатирующие сейчас национальный ресурс, все больше соблазняются валютной выручкой, поставляя рыбосырье на экспорт.
Также напомним, что с 14 июля 2013 года вступил в силу ряд положений "свежепринятого" закона "Об аквакультуре", имеющие отношение к прибрежному рыболовству. Премьером Медеведевым было подписано распоряжение № 1196-р, которым утвердил перечень районов добычи водных биологических ресурсов (ВБР), в которых разрешается при прибрежном рыболовстве осуществлять перегрузку уловов и производство на судах продукции из водных биологических ресурсов, а также - перечень видов ВБР для указанных операций.
Инициаторами же внесения роковых для переработчиков поправок в закон "О рыболовстве" выступили члены Федерального собрания РФ от Сахалинской области - сенатор Александр Верховский и депутат Госдумы Георгий Карлов. "Народные избранники" давно ратовали за то, чтобы власти отдельных регионов могли, обращаясь в правительство РФ, разрешать "своим прибрежникам" и производить продукцию на судах, и перегружать уловы в море, и везти их куда угодно – например, в иностранные порты.
Отметим, что Александр Верховский, открыто владеющий целой плеядой рыбодобывающих компаний, считает, что рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока – должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", полагает представитель законодательной ветви российской власти.