Курировать экономику Приморья – это, пожалуй, самое нелегкое и ответственное дело. Есть взлеты и падения, есть инвестпроекты и недостаток финансирования по внутренним отраслям. Есть люди, но не хватает кадров. Обо всем этом, а также о поиске выхода из тяжелой ситуации в горнодобывающей отрасли, о наведении порядка в лесном хозяйстве и о том, стоит ли тратить бюджетные деньги на команду "Адмирал", в интервью PrimaMediaLIVE рассказал первый вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоров.
- Сергей Васильевич, вы уже полтора года возглавляете экономический блок в администрации Приморского края. Что удалось сделать в этом проблемном направлении?
- Расскажу сначала о достижениях в плане инвестиций. Нам удалось привести инвесторов мирового уровня для реализации проекта интегрированной развлекательной зоны (игорной зоны – прим.ред.). Это действительно хороший результат и команды, и губернатора лично. Недавно на Дальневосточном инвестиционном конгрессе, который прошел 6-8 сентября на Русском, были подписаны соглашения с группой компаний Melco и Naga Corporation Ltd. Получится огромный мультипликатор, дающий возможность развиваться другим видам бизнеса вокруг определенной точки. Это как в Лас-Вегасе, где вокруг гостиниц с игровыми автоматами и казино расположены большие и маленькие магазины, рестораны, салоны красоты.
- В чем вы видите суть инвестиционной привлекательности Приморья?
- Поскольку я большую часть жизни проработал в бизнесе, то, в первую очередь, отмечу доверие, доверие к власти. Никогда ни один бизнес не вкладывался, если не было 100% доверия между сторонами. Мы немного не дорабатываем с собственным имиджем. Всегда есть какой-то внешний фактор, вот американцы говорят, что в России им очень сложно работать. На самом деле, у нас очень просто работать. Инвесторам можно начинать деятельность, не оглядываясь на административные барьеры, несмотря на смену администраций, партий. Вместе с губернатором края мы провели огромную работу: ездили, разговаривали с инвесторами, пытались объяснить им, каким мы видим будущее интегрированной развлекательной зоны в Приморье. Вот, совсем недавно представительная делегация предпринимателей во главе с губернатором края Владимиром Миклушевским посетила с деловым визитом Республику Корея, в ходе которого губернатор представил корейским деловым кругам наши возможности.
Горнорудный минус
- Вернемся к менее успешным проектам…Интересует горнорудный кластер, который в Приморье с 2005 года пыталась создать "Русская горнорудная компания". Что сейчас переживает эта отрасль?
Справка: "Русской горнорудной компании" (РГРК) в Приморском крае ранее принадлежали "Ярославский ГРК" (бывший ГОК), ЗАО "Горно-химическая компания "Бор", ОАО "Горно-металлургический комплекс"Дальполиметалл", которая она приобрела в 2005-2006 годах. В итоге РГРК в конце 2012 года продала 100% доли ЗАО "ГХК "Бор" финансовой корпорации "Открытие". Совсем недавно завершилась сделка по продаже активов "Ярославского ГОКа" акционерному обществу "Русал".
- Здесь ситуация не такая радужная, я бы даже сказал - тяжелая. На основе трех крупнейших горнорудных компаний ЗАО "ГХК Бор", Дальполиметалл и "Ярославский ГОК" планировалось создать мощный горнорудный кластер, в который предполагалось вовлечь и новые месторождения. Но строить бизнес в такой тяжелой отрасли, как горнорудная, непросто. Это и бремя старых долгов, и устаревшее оборудование, и высокие тарифы на энергоносители. Поэтому их положение на рынке вызывает массу вопросов. Мы что-то меняем, в чем-то стараемся им помогать. Например, руководство "Дальполиметалла" и "Бора" в Дальнегорске старается выплачивать людям зарплату, в том числе и задолженности, но, поскольку на мировом рынке тяжелая стагнация, работать в нашей горнодобывающей отрасли очень сложно. Сейчас вот стараемся выправить ситуацию с Ярославским горно-обогатительным комбинатом (из-за финансовых проблем ГОК провел консервацию в середине сентября 2013 года – прим. ред.). Необходимо провести модернизацию производства, трудоустроить людей. Все это - длительный процесс, за один день накопившихся проблем не решить, к тому же есть собственник предприятия, который должен в первую очередь этим заниматься.
- Удалось ли собственникам Ярославского ГОКа пойти на компромисс с трудовым коллективом и местным властями?
- Не так давно я провел совещание с участием представителей Объединенной компании "Российский алюминий" ("Русал") на уровне директоров, курирующих алюминиевую промышленность. Сейчас они совместно с главами Хорольского района и поселения готовят программу содействия работникам предприятия, которых сократят на период модернизации комбината. Нужно людям подсказать, в каком направлении двигаться. Если хотят заниматься частным бизнесом или земледелием – поможем встать на ноги в новом качестве. К 1 октября власти района и менеджеры ГОКа должны подготовить базовый документ, по которому уже можно будет работать в плане обустройства дальнейшей жизни людей. Там хороший коллектив, хорошие председатель профкома и директор, они умеют работать с людьми. А для тех, кто захотел уйти, не дожидаясь сокращения, мы уже нашли рабочие места в ряде организаций.
- Если говорить о проблемах, то в начале года тяжелая ситуация также сложилась и в группе компаний "Приморский ГОК" и ОАО "ГК "АИР" - крупнейшего в России добытчика руды и переработчика вольфрамового концентрата - в связи с решением правительства ввести 10% экспортную пошлину на этот вид руды. Они даже обращались к губернатору по этому поводу… Есть ли подвижки в этом вопросе?
- Да. Напомню, в конце декабря 2012 года при падающем внутреннем рынке вольфрама была введена 10% пошлина на экспорт этой руды, чтобы добывающие компании увеличили поставки на внутренний рынок и снизили экспорт. По моему мнению, шаг очень странный, потому что экономического эффекта на федеральном уровне это не дало, денег в казне не прибавилось. Но тот же "Приморский ГОК", который я считаю достойным предприятием с очень грамотными владельцами, "попал" на эти 10%. Ведь они были вынуждены с октября 2011 года увеличить именно экспортные поставки из-за того, что основной внутренний покупатель вольфрамового концентрата - ОАО "Гидрометаллург" - отказался от закупок продукции в Приморье под предлогом высокой цены. В итоге объемы падали, ожидаемого спроса на внутреннем рынке не оказалось, а 10% пошлина пагубно сказалась на экспортных поставках. Мы понимаем, что вольфрам – стратегический материал и нужен стране, но градообразующее предприятие стало тихо угасать, а вместе с ним и поселок горняков "Восток". Однако нам, краевому департаменту промышленности и транспорта, который я курирую, совместно с профильными министерствами удалось добиться отмены экспортной пошлины, за что мы благодарны правительству. 30 августа мы наконец-то получили постановление Правительства №754 об отмене экспортной пошлины вольфрамовой руды. И для нас это небольшая, но победа.
Угольная пыль
- С горнорудной отраслью предстоит еще много работы. А как дела в угольном секторе? Тем более, что президент России Владимир Путин предложил снова развивать угольную генерацию на Дальнем Востоке?
- 8 сентября 2011 года в наш край пришел газ. С этого момента основной потребитель угля – ТЭЦ-2 – переводит свои мощности на "голубое топливо", и в будущем уголь там будет использоваться только как резервное топливо. Переход на газ необходим для развития любых производственных территорий региона, потому что на солярке, дровах и на угле долго не просуществуешь. В энергетике внутри края нет большой потребности в угле, к тому же он у нас низкокалорийный. Но в Приморском крае промышленная теплоэнергетика ориентирована на твердое топливо (потребность края в угольном топливе ежегодно составляла 13,2 млн тонн в год, а основными поставщиками угля для нужд потребителей края являются ОАО "Приморскуголь" и ЗАО "ЛуТЭК" - прим. ред.). И губернатор уделяет этому направлению также большое внимание. Развитие угольной генерации не противоречит программе по газификации Дальнего Востока, эти процессы "параллельны". Новые угледобывающие технологии уже есть, и мы уже сейчас работаем с рядом компаний, которые их предлагают. Например, модернизация производства некоторым позволила не таскать из карьера уголь "БелАЗами", а с помощью немецкого оборудования доставлять его прямо в вагоны. Такая технология требует меньше временных затрат и человеческих ресурсов. В любом случае надо смотреть, искать. Я надеюсь, мы выправим ситуацию с угольной промышленностью в крае, но на это потребуется время.
Перевалка угля , Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Многих волнует вопрос, связанный с методами перевалки угля, их два - открытый и закрытый. Экологи ратуют за закрытый способ – меньше вреда окружающей среде, экономисты – за открытый, он дешевле. Есть ли у местной власти внятная позиция по этому вопросу?
- Исторически Приморье – портовая территория, и поэтому мы обязаны развивать наши порты. Ведь бюджет края получает приличные налоги от деятельности именно в этой сфере.
С учетом того, что модернизация производств идет по всему миру, рано или поздно мы придем к тому, что все предприятия в крае будут переваливать уголь только закрытым способом. Эта технология более дорогая, но мы должны с уважением относиться к себе, если уж говорим про экологию.
Впервые я приехал во Владивосток в 2003 году, тогда в ЗСО "Восток" в Большом Камне располагалась сдаточная база "Амурского судостроительного завода". И, помню, мне было страшно: ТЭЦ на угле, все вокруг черное…Я думаю, что внедрение метода закрытой перевалки угля - это процесс эволюционный, необратимый. Все предприятия рано или поздно перейдут на него. Пусть обойдется дорого, но экономить на этом, когда миллиарды вкладываешь в производство, - неразумно. И мы будем требовать от всех предприятий выполнять те экологические нормы, которые существуют. В их числе вновь открываемые терминал в бухте Суходол в Шкотовском районе, "Порт Вера" на мысе Открытый в Хасанском районе и "Терминал Астафьева" в Находкинском городском округе.
- Ряд терминалов по перевалке угля создается с привлечением компаний из иных регионов страны, и даже из-за рубежа. Как обстоит дело с этими проектами?
- В бухте "Суходол" пока ничего нет, приобретена только земля. Всего под строительство комплекса будет передано 110 га земли. В настоящее время заканчивается подготовка проектно-сметной документации под терминал.
Справка: ЗАО "Холдинговая компания "Сибирский Деловой Союз" (Кемерово, СДС) планирует построить терминал по перевалке 20 млн тонн угля в год в бухте Суходол Уссурийского залива, на юге Приморья. Для реализации проекта ОАО "Холдинговая компания "СДС-Уголь" (входит в СДС) в декабре прошлого года зарегистрировало 100% "дочку" ООО "Морской порт "Суходол" в селе Романовка Приморского края.
Проект "Порт Вера" находится пока в зачаточном виде, потому что его технические условия еще в стадии подготовки. Реализует проект Южнокорейская государственная энергокомпания Korea Western Power, Со (KOWEPO) в партнерстве с питерской компанией ЗАО "Росинжиниринг". Они планируют построить на мысе "Открытый" угольный терминал мощностью 20 млн тонн угля в год. Для реализации проекта создано ООО "Порт "Вера". В рамках проекта предусмотрено строительство причальной стенки, склада для единовременного хранения 1,5 млн тонн угля, портовой инфраструктуры и модернизацию 45 км ж/д путей. Уголь из "Порт Вера" должен целенаправленно пойти в Корею и Китай.
Что касается предприятия "Терминал Астафьева", то этот инвестпроект был представлен на Деловом саммите АТЭС, проходившем в сентябре 2012 года во Владивостоке. И, являя всем остальным пример, компания уже начала модернизацию по переходу на закрытый способ перевалки. В целом же проект ориентирован не только на перевалку угля, но и модернизацию железнодорожной инфраструктуры мыса Астафьева.
- Необходимость модернизации железной дороги назрела уже давно, учитывая пропускные способности Транссиба. Наладилось ли межотраслевое взаимодействие или проблема с дорожниками существует до сих пор?
- Проблему эту можно назвать исторической. Недавно, перед визитом президента, наш край посетил советник президента РФ Юрий Левитин. После общения с ним к нам пришла уверенность - модернизация железной дороги будет, и деньги для этого есть. Огромная часть тех бюджетных средств, которые выделяются на Дальний Восток, достанется железной дороге. Какое-то время придется потерпеть – уже сегодня идут ремонты по всей "железке". Отдельные узлы касаются именно нашего направления.
Стивидоры стонут, падают объемы грузоперевозок. Закрыт на ремонт Кипарисовский тоннель, который, если не будет отремонтирован, то просто рухнет.
- От железной дороги к Приморью - к центру логистики на Дальнем Востоке. Существует много проектов, призванных облегчить движение грузов. Какая работа идет в этой области?
- У нас есть два транспортных коридора, которые надо вводить по полной программе в логистические цепи Дальнего Востока и даже всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Это коридоры "Приморье 1" и "Приморье 2", проходящие через Пограничный, Находку, Краскино, Троицу.
Перспективы самые яркие - транзит грузов с севера Китая через наши порты. Однако у нас работа с транзитным грузом настолько несовершенна!
С одной стороны, надо понимать, что, находясь в Приморье, транзитный груз не принадлежит России, поскольку проходит от точки "А" к точке "Б". С другой стороны, у нас с ним творится форменное безобразие - начинают осматривать, проверять. На таких условиях никто работать с нами не будет. Надо менять подход.
Что же касается развития транспортных коридоров по дорогам "Владивосток – Находка", "Владивосток – Хабаровск" - то по ним никаких вопросов нет. Губернатор Приморья обсуждал этот вопрос с президентом. А министр транспорта РФ Максим Соколов подтвердил, что на эти цели поступят большие деньги.
Суперверфи - быть
- Если вернуться к масштабным проектам края, о которых часто говорит Путин, например, создание суперверфи в рамках программы развития судостроения Приморья - почему длительное время все стоит на месте?
- Действительно, к судостроительной отрасли сейчас обращено пристальное внимание и правительства, и президента. В Большом Камне строится суперверфь с участием Объединенной судостроительной корпорации, Роснефти и Газпромбанка. Это глобальная задача, на которую требовалось время, чтобы все просчитать, все учесть. Сейчас уже принято решение запустить на плановую мощность первую и вторую очереди судостроительной верфи завода "Звезда", которые будут строиться параллельно, к 2018 году. Кроме того, привлеченные, кроме ресурсов объединенной судостроительной корпорации (ОСК), частные инвестиции Совкомфлота, Газпрома и Роснефти, говорят о том, что контроль будет достаточно серьезный. К тому же эти же компании будут и заказчиками строительства судов.
Справка: Компания "Газпром" в рамках реализации Восточной газовой программы проявила интерес к развитию отечественного судостроения в Приморском крае еще в 2009 году. А верфи, строящиеся в бухте Чажма и в городе Большой Камень, будут предназначены для строительства современных крупнотоннажных судов, в том числе судов-газовозов, плавучих буровых платформ и верхних строений добычных платформ.
В плане программы развития судостроения в Приморье могу сказать, что вся проблема в том, что она изначально была не подготовлена. Это я могу сказать как специалист, который почти 10 лет проработал на судостроительном заводе. Есть вещи, которые я не понимаю и до сих пор не понял. Например, как можно на базе судоремонтного завода строить судостроительные цеха. Это два абсолютно разных направления. И основная проблема этой нестыковки – кадры. Где потом брать людей? Когда закончится грандиозный ремонт, когда будут освоены все феноменально большие средства, возникнет вопрос - что дальше строить, чем загружать. И нам повезло, что есть "Роснефть", которая планирует активно принимать участие в создании суперверфи, фактически под свой флот, под те потребности, которые есть у этой крупнейшей компании.
Просто с самого начала, я думаю, надо было начинать с другого, потому что любая модернизация производства должна быть экономически оправдана.
А мы говорим о строительстве практически нового производства с огромной социальной нагрузкой, социальной ответственностью. Надо не забывать, что Приморье – это естественный и исторический центр судостроения, судоремонта на Дальнем Востоке.
- Неужели ничего не изменилось для Приморья в этом плане, по вашему мнению? Мы по-прежнему центр?
- Изменилось. Кадров все меньше, к сожалению. Новых технологий нет, но, надеюсь, они будут внедряться. Судоремонтные и судостроительные заводы, построенные в 20-30-е годы, пока все, что у нас есть. Совсем недавно в Приморье с рабочим визитом побывал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Мы с ним прошли по цехам Дальзавода, выслушали многих специалистов. Есть вариант, что этот завод модернизируют для технического обслуживания российских вертолетоносцев типа "Мистраль", о чем говорил вице-премьер. Видно, что Рогозин живет проблематикой отрасли! И я думаю, что сейчас, при поддержке правительства, возможность модернизации производства очевидна. Уже были согласованы федеральные программы.
Но из-за случившегося в июле паводка определенная часть бюджета, которую планировалась выделить на развитие экономики, была направлена на ликвидацию последствий стихии, что объективно.
Будем надеяться, что наше судостроение не лишится внимания со стороны первых лиц государства. Уверен, что судостроительная отрасль на Дальнем Востоке будет, в Приморье уж точно.
Лесная отрасль – "волк перестал охранять козлят"
- С газом, углем и судостроением немного разобрались. Но еще есть одна проблемная отрасль – лесная. Есть ли понимание у администрации края, что делать с этим направлением, как навести порядок?
- Понимание у нас есть. Замечу, что лес и лесопромышленность – это два абсолютно разных направления. Наши лесопереработчики – это одна часть, а собственно лес – это уже экология, будущее Приморья. Многие из нас 2010 году смотрели сюжет по НТВ под названием "Темный лес" про Департамент лесного хозяйства Приморского края, в котором бывший директор Петр Диюк рассказал, как воруют лес и какие баснословные деньги уходят из этой сферы "налево".
Справка: В 2010 году Петр Диюк был отстранен от должности, а после ушел из администрации Приморья. А департамент Лесного хозяйства еще долго сотрясали кадровые перестановки – отраслью руководили Дмитрий Рыбников, Егор Егоров. С апреля 2013 года главным "лесником" края является Валерий Чирков.
- Так вот, в "темном лесу" мы начали наводить порядок. Пошли по пути чистки кадров, то есть перестали ориентироваться на людей "изнутри", а стали ставить людей "снаружи". Людей несколько другого профиля, которые занимаются наведением порядка.
Лес , Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Чего удалось добиться?
- Мы провели более 2 тысяч рейдов, выявили соответствующее количество нарушений, по которым заведены уголовные, административные дела.
Основная задача – побороть коррупцию на местах. 85% приморского леса находится в аренде. В свое время местная власть весьма широко раздала лесные площади частным лицам под проекты, условий которых придерживаются не очень-то строго.
Раздали 85% леса в аренду, а мы при этом этот лес продолжаем спасать от пожаров, содержать и беречь. И при этом мы на самом деле не знаем, что и где у нас находится, чем мы торгуем. Нужен учет, потому что сейчас требуется закончить лесоустройство.
- А когда будет понимание того, что есть в "закромах Родины"?
- Нами уже подписано соглашение с организацией "Рослесинфорг", которая занимается именно лесоустройством. До этого этим делом занимались лесопромышленники. То есть они за наши деньги делали лесоустройство, давали нам документы, которые мы читали и "закрывали". А лесопромышленники продолжали работать в тех условиях, которые сами себе создавали. У нас было так – "волк охранял козлят", но сейчас все будет по-честному!
Мы "волчью" практику в нынешнем году остановили, и достаточно разумно. Если бюджет не будет подвергнут секвестру, финансирование лесоустройства будет осуществляться по плану.
- Как лесопромышленники реагируют на ваши действия?
- По-разному. Отмечу, что мы стали глубоко изучать каждый контракт. В этом году совместно с прокуратурой мы оспариваем те контракты, которые были заключены. Потому что до этого, удивительная практика, лесопромышленники ежегодно выигрывали в суде споры с департаментом лесного хозяйства и забирали еще лес.
- Можно определить какой экономический эффект удастся получить после переучета, разработки и внедрения новых правил лесопользования?
- Приведу пример о совмещении экономики и истории борьбы с нечистоплотными отношениями внутри леса. Мы в этом году подняли цену на древесину. Это было мое волевое решение, и губернатор его поддержал. Был огромный люфт – можно было купить древесину за пять рублей, а можно было за 10 или 12. И вся эта основная масса "варилась" где-то внутри леса. После поднятия цен, чему, кстати, никто из лесозаготовителей не воспротивился, мы впервые за время существования нашего казенного предприятия "Приморское лесохозяйственное объединение" получили прибыль, вывели его из диких убытков.
- Возможен ли вообще в нынешних условиях цивилизованный бизнес в лесопромышленной отрасли? Реально ли открыть свое дело?
- Пожалуйста! У нас все конкурсы открыты. Нет больше монополии, что ранее возмущало людей. Раньше 3-4 человека занимались этого рода бизнесом, устанавливали правила игры, теперь все открыто, мы даем возможность любому, кто хочет работать. Опять же, интересная ситуация. Как я уже отметил, ни один лесозаготовитель не выразил возмущение по поводу поднятия цен. Просто раньше была конвейерная схема: "срубил, отправил куда-то", а сейчас платят государству. Мы говорим о борьбе с коррупцией, и это пример локальной победы в этой борьбе.
Не место красит человека, а человек место
- Как вы оцениваете человеческий потенциал Приморского края, в первую очередь бизнесменов, с которыми приходится сталкиваться по службе?
- Вы верно отметили, что Приморье во многом удивительный регион. С точки зрения предпринимательской хватки, Приморье можно назвать дальневосточным центром развития бизнеса. Мне очень нравится настроение людей, которые берутся за дело. Я выделю несколько персон. Например, Виталий Веркеенко, создающий спортивно-технический комплекс "Приморское кольцо". Пока его детище - затраты в чистом виде, но он настойчиво делает это для края, без шума. Очень редко просит чем-то ему помочь. Такой же Руслан Кондратов с его проектом "Терминал Астафьева". Эти люди переживают за свой бизнес, модернизируют его, постоянно вкладывают в развитие. Есть и те, кто является настоящим хозяином своего маленького участка, например, рестораторы. Один из них - Игорь Захряпин, открыл одно дело, развивает второе, третье. У него феноменальная предпринимательская жилка. Люди в Приморье готовы заниматься бизнесом.
"ПримРинг", Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Какие проекты в Приморье можно считать точками роста?
- Назову компанию "Зеленые листья" и инновационный агрокомплекс, которые они строят. Мы им помогаем, чем можем. Также приведу в пример строительство технопарка в Надеждинском районе, сельскохозяйственного технопарка в Михайловском районе. Остров Русский – это одна большая точка роста. Сейчас мы вернулись к обсуждению особой рекреационной зоны, пытаемся создать новую концепцию туризма. Остров Русский - жемчужина Приморского края. Если его правильно обустроить, создать туристическую рекреационную зону, то не надо там строить заводы. Пусть будут только университет, медицинский центр, зоны отдыха.
- После саммита АТЭС в Приморском крае часто проходят разного рода симпозиумы, форумы и конгрессы. Кто-то называет их симулякрами, а кто-то считает площадкой сближения бизнеса и власти. А что вы думаете на этот счет?
- Однозначно не симулякры, эти формы общения нужны. Есть мероприятия знаковые, есть более компактные. Если ты хочешь, чтобы о тебе знали, ты обязан их проводить. Может быть, не все из них будут успешными. Нужно показать людям, что происходит в регионе, поскольку дистанцировано это не получится сделать. С открытием кампуса ДВФУ мы располагаем уникальной в России площадкой для проведения масштабных мероприятий. Собственные преимущества и достоинства нужно не только использовать, но рекламировать. Есть даже понятие mice-туризм - когда люди собираются на конференции. Лас-Вегас на этом живет, в его игровых, гостиничных комплексах постоянно проходят форумы, конгрессы и конференции.
- В любом случае, на них в Приморье в 90% случаев обсуждаются вопросы бизнеса и инвестиций. А что насчет коррупции? Иностранцы к этим вопросам относятся щепетильно…
- Я полагаю, что рыба гниет с головы, а поскольку у нас голова не гниет… Мне кажется, президент дал четкий посыл чиновникам, прозвучавший на инаугурации вновь избранного мэра Москвы Сергея Собянина: вопрос в чванстве, прекратите быть чванливыми. Люди видят перемены, другие, свежие, лица. Есть и другой подход к делу, что для иностранцев очень важно. Для азиатов особенно, поскольку они высоко ценят "доверие глаза в глаза". Нет такого доверия – никого не убедишь, что с тобой можно иметь дело. Можешь 100 раз ездить и говорить, что у тебя все хорошо, - результата не будет. У азиатских бизнесменов особая ментальность, своя идеология. Когда компания Naga Corporation Ltd. подписала соглашение с администрацией Приморского края, в тот же день на Гонконгской бирже (Naga Corporation Ltd. - публичная компания, ее ценные бумаги открыто торгуются на бирже – прим.ред.) индекс Hang Seng вырос на 0,4%, акции компании - на 3,9%. Вот яркий экономический индикатор. Я думаю, представители компании оценили это, они как никто умеют считать деньги.
Спортивная экономика
- Кстати, об умении считать финансы. Хочется затронуть тему спорта – это тоже в своем роде экономика. Ранее власти края активно вкладывались в футбольный клуб "Луч-Энергия", многие были против этого, пока команда не вышла в Премьер-лигу. Сейчас подобная ситуация складывается с хоккейным клубом "Адмирал". Что вы думаете?
- За "Адмирал" я активно болею, стараюсь смотреть все матчи с участием наших хоккеистов. Я думаю, надо говорить не просто о команде, а о профессиональном хоккее; это уникальный шанс для Приморья создать историю с мировым именем. У нас хорошая команда, неплохо начала сезон. На встрече с ребятами я сказал: мы простим вам поражения, но вы всегда играйте от души. Главное - бейтесь, а мы будем радоваться за вас, когда вы будете побеждать. Хоккей – это мировая идеология. Любой хоккейный стадион на территории США заполняется на 100%. Вокруг спортивного сооружения и команды, опять же, развивается бизнес. Тоже очевидный плюс.
К тому же я считал экономику клуба. Если мы пойдем дальше по плану, то мы выйдем на хорошие экономические показатели. Сегодня из бюджета края для команды "Адмирал" выделяются 240 млн рублей. Большие или маленькие деньги, нам тяжело оценивать, если мы говорим о задаче войти в те цифры, при которых администрация края не будет платить.
В этом основная задача - клуб, принадлежащий администрации, должен зарабатывать самостоятельно.
ХК "Адмирал", Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Вы рассуждаете об инвестициях в проект со вполне понятными сроками окупаемости?
- Конечно, есть договоренности с компанией Comcast Spectacor, которая выступает консультантом по проведению международных мероприятий. Кстати, от игры клуба зависит количество спонсоров, размер спонсорских пакетов, которые предлагаются. Я думаю, что проект экономически уникальный. Тем более мы понимаем, в каком направлении двигаться. В Приморье возведен концертно-спортивный комплекс "Фетисов-Арена", в котором будут проходить не только хоккейные матчи, но мероприятия абсолютно другого масштаба. Ничего подобного в других городах региона нет.
- Владивосток в этом плане от Хабаровска "отстал" лет на 17 – у соседей "Платинум Арена" уже давно радует местных жителей.
- Это правда. Но первую игру мы у хабаровского "Амура" выиграли.
- Надеюсь, выиграем и все последующие. На этой позитивной ноте мы прощаемся с вами. В гостях PrimaMediaLIVE был первый вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоров.