Во Владивостоке эвакуировали популярный торговый центр
11:34
Во Владивостоке ДТП обернулось кулачным разбирательством
11:17
В Совете Федерации обсудили ход строительства промыслового флота
11:13
В Приморье родители погибшего на производстве работника получат компенсацию
10:40
FESCO в 2024 году по программе северного завоза на Чукотку перевезла более 88 тысяч тонн
10:23
В Приморье объявлено штормовое предупреждение
10:18
25 фиктивных документов: в Приморье осудили судебного пристава
09:56
В Партизанске пожарные спасли четырёх человек из задымлённого дома
09:41
День матери, Кубок губернатора и мастер-класс по вокалу: программа на выходные
09:40
Часть Владивостока останется без воды – причина
08:47
Тыловая часть циклона определит погоду в Приморье в пятницу
08:03
Водителям озвучили среднюю цену базового набора для зимней подготовки автомобиля
07:11
Дальний Восток 22 ноября. Генерал Петров передал 22 ящика с золотом японским оккупантам
07:00
В школе вы лишь пинали балду и получали двойки, если не ответите на 8/8 - ТЕСТ
06:00
Оливье и Крабовый уже не готовлю - шикарный салат с ветчиной на новогодний стол
04:40
Камчатская икра не подошла к столу краснодарского бизнесмена 21 ноября, 12:35
Вектор на рост: модернизация Приморской ГРЭС в 1,5 раза увеличит выработку электроэнергии 21 ноября, 10:27
Сергей Маринин: Способность адаптироваться к переменам — наше преимущество 20 ноября, 15:19
Парламент Приморья просит детского омбудсмена чаще общаться с депутатами 20 ноября, 13:55
В агентстве по делам молодежи Приморья определили временного руководителя 20 ноября, 11:53
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 09:20
Губернатор Приморья выразил признательность и уважение мигрантам 16 ноября, 16:30
Чем опасны вклады под высокий процент - эксперт раскрыл мало кому известные риски 15 ноября, 14:58
Почему сорвались выборы мэра в Большом Камне – мнение эксперта 15 ноября, 09:00
Специализированный спортзал для получивших ранение бойцов СВО может появиться в ЕАО 14 ноября, 11:40
Субсидируемые авиабилеты задерживаются с продажами 14 ноября, 09:14
В правительстве Приморья появился новый зампред с известной фамилией 13 ноября, 20:45
Новое агентство миграционной политики Приморья займется привлечением иностранцев на работу 13 ноября, 12:25
Барьеры промышленного роста. Что приводит к закрытию заводов и предприятий ДВ 13 ноября, 10:53
"Цифру в жизнь", свое ПО и кадры для ИТ - в повестке Russky MeetUp&Digital Region-2024 13 ноября, 10:33

Защитники природы ополчились против угольных терминалов в Приморском крае

Вред от таких предприятий очевиден, а польза сомнительна - эксперты
4 сентября 2013, 11:50 Бизнес Приморские "Помпеи"

Защитники природы ополчились против угольных терминалов в Приморье. Общественный экспертный совет по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов рассмотрел проблему транспортировки угля через порты Приморского края. Она волнует жителей Владивостока, Находки, Хасанского и других районов, где соседство с угольными терминалами ухудшило экологическую ситуацию, и еще больше тех населенных пунктов, где планируется сооружение новых точек отправки, пишет газета "Золотой Рог".

Особый резонанс тема получила в связи с планами строительства терминала в Славянке, жители которой хотели провести протестный референдум.

- Что Приморье имеет от перевозки угля, кроме грязи и ухудшения здоровья людей? Может, следует закрыть край для этих целей? Есть ли альтернативы и какова цена вопроса? – задал тон дискуссии председатель совета, директор БПИ ДВО РАН академик Юрий Журавлев.

Приглашенный в качестве эксперта замдиректора ОАО "ДНИИМФ" Евгений Новосельцев сообщил, что запретить нельзя, так как "мы отрезаем Кузбасс и другие регионы от точки транспортировки угля за границу".

- В итоге мы не получим новые рабочие места (примерно 300-500 человек на каждом терминале) и налоги. Но декларируемые положительные аспекты строительства угольных терминалов для экономики края и его населения выглядят не всегда убедительно. До одной трети работников терминалов, по сложившейся практике, могут быть нанятые мигранты из стран СНГ. Большие отчисления в краевой и местные бюджеты, которые обещают инвесторы, вызывают сомнения, поскольку большинство (или их учредители) зарегистрированы за рубежом, а об отработанных схемах ухода от налогов российских компаний население хорошо информировано. Пытаясь выяснить, насколько значима для казны транспортировка угля, мы не отыскали сведений, сколько налогов от этого идет в приморскую и российскую казну. Налоговая статистика закрыта, и даже в администрации края нам сообщили, что не знают, сколько поступает налогов от работы конкретных портов, - отметил эксперт.

Поэтому, разрешая где-либо строить угольный терминал, стоит рассматривать его с точки зрения "а что край потеряет?" Он привел в качестве примера проект угольного терминала в бухте Суходол, которую выбрала для его размещения компания "Сибирский деловой союз". А это место находится как раз напротив бухты Муравьиная, где создается интегрированная развлекательная зона "Приморье". Вряд ли будущим посетителям (и иностранным инвесторам) понравится вид из окна гостиницы, не говоря уже о чистоте воздуха, ведь терминал-то планируется открытый. И, кроме того, из-за неизбежных загрязнений со стороны будущего терминала возникает и проблема размещения в этом районе рыбопромышленного комплекса.

К слову, только терминал на мысе Астафьева в Находке обещают построить закрытого типа, а остальные инвесторы, сами живущие, как правило, в других регионах, предпочитают более дешевые открытые терминалы, хотя при правильном проектировании закрытые терминалы могут быть не дороже открытых.

Нельзя размещать их и вблизи мест переработки рыбы, не говоря уже о зерне. Фактически территория, где переваливают уголь, в радиусе около трех километров выпадает из другой хозяйственной деятельности и теряет возможность заселения. Так что возможные налоговые поступления не перекроют издержки края. Поэтому при принятии решения о строительстве очередного терминала очень важно уже сейчас оценить все плюсы и минусы.

Взять, к примеру, Суходол. Главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН д.б.н. Владимир Раков сообщил, что "сам терминал - малая часть проблемы, но он предполагает строительство глубоководных каналов". Так, для угольного терминала в Суходоле требуется  построить канал глубиной 10-15 метров и длиной более километра. А эта бухта - одно из промысловых морских угодий, здесь огромное скопление устричных банок, большая плотность других промысловых морских объектов.

- Разрушение этих популяций приведет к экологической  катастрофе; там нерестилище сельди. Если будет терминал в Суходоле, следует забыть о сельди навсегда. Если брать соседние районы - там крупнейшие скопления анфельции (это субстрат для трепанга) и другие богатства. Уголь на анфельции погубит ее. А ведь восстановление экологических нарушений потребует в десятки, сотни раз больше вложений, чем мы получим от перегрузки опасных грузов, таких как уголь, - заявил эксперт.

По итогам дискуссии общественный совет по экологии выдал администрации Приморского края ряд рекомендаций. Прежде всего, нужно разработать схему развития морских портов, в рамках которой определить возможные места строительства терминалов разного назначения с учетом минимизации их влияния на окружающую среду и затем скорректировать генпланы и схемы территориального планирования прибрежных районов Приморского края.

Кроме того, совет предложил на законодательном уровне запретить строительство на территории Приморского края комплексов для навалочных грузов открытого типа, в том числе внести необходимые поправки в схемы территориального планирования и Правила землепользования и застройки территорий.

Также эксперты посоветовали краевой администрации обратиться в Минтранс, к Главному государственному санитарному врачу РФ и в Минприроды с предложением пересмотреть существующие нормы и принять дополнительные требования в области охраны окружающей среды и здоровья человека, чтобы исключить запыление портов, припортовых территорий и акваторий в процессе транспортировки, хранения и перевалки пылящих навалочных грузов.

Среди других возможных мер - переключение части экспортных маршрутов отправки навалочных грузов с морских портов на сухопутные пункты пропуска.

16852
43
7