После того, как правление ОАО "Газпром" 21 февраля одобрило обоснование инвестиций в проект строительства завода СПГ в Хасанском районе Приморья, в месячный срок профильные компании должны подготовить план первоочередных мероприятий по реализации проекта. В 2013 году будет создана компания специального назначения и проведены коммерческие переговоры с покупателями СПГ, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на газету "Золотой Рог".
Приморье в вопросе строительства завода СПГ перетянуло на себя конкурентное одеяло. Такой лакомый для экономики региона объект мог бы появиться и в Хабаровском крае или на самом Сахалине. Ряд экспертов, исходя из сугубо экономических расчетов, утверждают, что возить СПГ с острова было бы куда выгоднее, чем строить газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" мощностью 30 млрд кубометров газа в год, транспортировать его и производить конечный продукт (СПГ) на юге Приморья. Такая точка зрения, наверное, могла бы иметь право на жизнь. Но вряд ли актуальна сегодня. Газопровод запущен еще в 2011 году, а в ближайшие годы в него добавится газ Якутского газового центра. И к этому времени нужна будет развитая система "сбыта".
По словам руководства компании, на сегодняшний день вопрос экономической эффективности уже построенной трубы с Сахалина очень сложный. Когда планировалось строительство газопровода, мощностью 30 млрд кубометров, было много заявок от потребителей - крупнейшими должны были стать дальневосточные регионы. Пока же синхронизации работы с региональными властями нет. Газопровод построен, но нет распределительных сетей. В итоге лишь 7% составляет уровень газификации даже тех территорий ДФО, где добывается и через которые транспортируется газ. В среднем по России этот показатель составляет 63%, оптимальным, говорят специалисты "Газпрома", было бы 80%.
И не смотря на то, что "Газпром" декларирует "приоритетность удовлетворения спроса на газ российских потребителей и поддержание устойчивого газоснабжения в России", экспортная составляющая Восточной газовой программы будет играть превалирующую роль. Население региона вряд ли в скором времени станет для "Газпрома" весомым потребителем.
Сам "Газпром" в газификации российских регионов в этом году готов вложить 33 млрд рублей, на 10 млрд больше, чем в 2011-м. Что касается Дальнего Востока, то практически с каждой территорией газовый гигант подписал соглашения, обязавшись вложить в газификацию "свой миллиард".
Внутренним потребителем должна стать большая энергетика. Перевод на газ Владивостокской ТЭЦ-2 уже доставил в предыдущий зимний отопительный сезон немало проблем и обернулся убытками для Дальневосточной генерирующей компании, поскольку в газопроводе бесконечно возникали "пробки", поставки были не ритмичными. Как заверил Олег АКСЮТИН, отвечающий в "Газпроме" за транспортировку и подземное хранение газа, "болезни роста" преодолены, прошлым летом по всей трубе проведены поршневые зачистки, сбоев больше не будет.
При этом он заметил, да и эту мысль в течение встречи неоднократно подчеркивали его коллеги, объекты Восточной газовой программы не стоит рассматривать только в сугубо экономических смыслах ("торговля газом ради торговли газом никому не нужна"): все, что "Газпром" делает сегодня в Дальневосточном регионе, - вопросы геополитики. Его задача - сделать свои проекты локомотивами развития территории. "Чтобы регион не оставался депрессивным", - акцентировал приоритеты Олег Аксютин.
От РИА PrimaMedia напомним, что экологи Приморья начали сбор подписей за перенос строительства завода из бухты Перевозной на полуостров Дунай, считая это расположение более безопасным для сохранения природы. Общественность края будет добиваться независимой экспертизы по заводу СПГ, так как опыт реализации проектов "Газпрома" вызывает беспокойство. Экспертное сообщество называет выбор "Газпрома" нерациональным и, пожалуй, самым неудачным.
По словам полпреда президента РФ в ДФО Виктора Ишаева, проект "Газпрома" в Приморье должен пройти предусмотренные законом общественные слушания и экологическую экспертизу. Примеры изменения места расположения таких объектов уже есть.
Сами жители села Перевозного, вблизи которого планируется построить завод, не знают, чего ждать от проекта "Газпрома". По словам селян, они оказались брошены на произвол судьбы и после пустых обещаний уже никому не верят. Тем не менее, жители возлагают надежду на то, что со строительством завода появятся новые рабочие места.