В эпоху кризиса самый эффективный путь - налаживание партнерских отношений с конкурентами и совместная работа, уверены приморские предприниматели Андрей Гончар и Дмитрий Абросимов. Более того, зачастую новые коммуникации рождают новые идеи, а иногда - и новые возможности. О кризисе, новых идеях и о том, можно ли начать бизнес "без рубля в кармане", в рамках проекта "Бизнес 2.0" на PrimaMediaLIVE председатель Клуба молодых предпринимателей, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа беседует с директором компании "Дайпекс Групп" Андреем Гончаром и руководителем учебного центра "Nauchim.pro" Дмитрием Абросимовым.
Евгений Шкарупа, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, РИА PrimaMedia
- Для начала расскажите немного о вашем бизнесе.
Гончар: Я представляю компанию "Дайпекс Групп". Мы в основном позиционируем себя как интегратор IT-решений. Развиваем рынок телекома, рынок услуг и предоставления решений полной автоматизации бизнеса, промышленной автоматизации и так далее. Также мы предоставляем услуги по хостингу, размещению серверов.
- Каков портрет вашего клиента? Могут ли вашими клиентами стать молодые предприниматели, или это в основном крупные компании?
Гончар: Нашим клиентом может стать и частное лицо, и молодой предприниматель, и, например, управляющая компания – любой бизнес от владельца маленького кафе до владельца больших торговых площадей.
У нас каждый может найти решение в области автоматизации. Мы даже можем автоматизировать котлы на даче, чтобы к приезду хозяев там было тепло.
Также мы предоставляем услуги на базе сотовых провайдеров и можем обеспечить обычную внутреннюю связь.
Абросимов: Я полгода назад ушел из области политики и власти в предпринимательство. Сейчас я – индивидуальный предприниматель, реализую образовательную программу по госзакупкам, продажам, менеджменту руководителя, личным финансам, что является крайне актуальным во время кризиса.
- Тема нашей сегодняшней передачи: "Кризис и бизнес". Говорим мы сегодня о нестабильной экономической ситуации и о том, что же делать бизнесу. Как чувствуют себя отрасли, в которых вы реализуете свои проекты?
Гончар: Кризис в нашей отрасли сильно не заметен. Единственное, мы чуть-чуть переориентировали бизнес.
Раньше мы смотрели на зарубежных поставщиков, а сейчас - на российских, которые выходят даже качественнее и дешевле, чем зарубежные аналоги.
Например, есть автоматический счетчик. Все любят каждый месяц подавать показания в ЖЭК и теплосети. Есть хорошее зарубежное решение для автоматизации счетчика, которое стоит 3 тысячи долларов, а есть российское решение – 3,5 тысячи рублей.
Абросимов: В моей отрасли тоже кризис незаметен. Наоборот, потребность рынка в услугах выросла. Если раньше менеджеры делали, например, 10 звонков и продавали трем клиентам, то сегодня нужно делать 20 звонков и продать пяти клиентам. А для этого их надо научить, как это делать.
- У вас уже есть сверстанные бюджеты и планы на 2015 год? Они у вас подлежат какой-то корректировки в связи со сложившейся кризисной ситуацией?
Гончар: Мы, как и все, готовили план в конце года. И даже больше скажу, мы выходим по прибыли за рамки заложенного бюджета. По первым числам января мы уже это видим. То есть если корректировать, то только в сторону увеличения прибыли.
Абросимов: У меня аналогично.
- Вы, наверное, согласитесь, что все-таки кризис больше в головах. И существуют разные стратегии, как его пережить: много работать или, наоборот, уехать в Таиланд и переждать. Модель поведения во время кризиса должен разрабатывать руководитель компании. Какие стратегические сессии вы проводили в ваших компаниях? Или у ваших сотрудников есть понимание того, что все хорошо и никаких преград нет?
Гончар: Наши сотрудники подбирались как раз с такой установкой, что кризиса нет. Это именно в голове. У нас в компании его нет. Но, конечно, определенная работа тоже ведется.
Абросимов: Я тоже считаю, все зависит от сотрудников. В бытовых разговорах тема доллара и снижения цен на нефть не называется кризисом. В данном случае мы кризиса не видим, мы видим перспективы. И они замечательны. Ведь и президент говорит, что нужно развивать импортозамещение, особенно когда стало выгоднее не ввозить из-за рубежа, а вводить собственные продукты. Поэтому, на мой взгляд, у нас впереди большие перспективы. Нужно уметь быстро перестраиваться.
- Ну, вот выездной туризм стал испытывать трудности.
Абросимов: Но туристы ведь никуда не делись. Да, их стало меньше, у них стало меньше денег, но теперь можно развивать внутренний туризм. Вот на острове Русском планируется туристический проект, в Арсеньеве, в Хасанском районе - перспектив море!
- Кризис – это не только время, когда мы испытываем на прочность свою компанию, но и время определенных возможностей. Что вы посоветуете молодым предпринимателям, которые стоят на распутье: заниматься им бизнесом или нет? Какие сферы и отрасли на текущий момент будут наиболее востребованы?
Абросимов: Сейчас максимально выгодно будет производить за рубли, а продавать за доллары. Рабочая сила и сырье в России стали дешевле. Следовательно, эффективнее развивать собственное производство на основе собственного сырья и услуги, ориентированные и на внешний рынок, и на внутренний.
Гончар: Практика показала, что необходима максимальная гибкость при подходе к взаимодействию с клиентами, особенно это касается молодых предпринимателей. Если ты хочешь заняться своим делом, возьми листок и напиши, нужно ли тебе это, или проще работать, как раньше, на кого-то за 50-60 тысяч, а не ждать с моря погоды и надеяться на какие-то сверхприбыли.
- А когда вы начинали заниматься бизнесом, вы взяли листок, написали?
Гончар: Нет, конечно. Помимо основной работы довольно-таки долго занимался интеграционными решениями. А потом в декабре, в эпоху кризиса, сказал себе, что хватит скачков долларов, и занялся полностью своим направлением. И теперь я только в плюсах.
- Как вы считаете, какие времена сейчас настанут для въездного туризма?
Абросимов: У нас въездного туризма нет. Он находится на стартовом этапе. Объектов-то мало: "Изумрудная долина" под Уссурийском, бухточки для отдыха на острове Русском и немного еще. Вот это как раз шанс для молодых предпринимателей. Например, можно организовать деревню под хохлому, условно говоря, создать свои программы, забросить их в английский или китайский Интернет и приглашать людей. Объем возможностей огромен.
Гончар: Абсолютно согласен. Тут зависит от того, кто будет подходить к этому вопросу. Если он привезет туристов на один день и устроит им экскурс, то это будет один доход. А если на неделю? Он должен это понимать и, соответственно, вкладывать в развитие инфраструктуры. Тогда это будет хорошая прибыль. А не так, как любят это делать некоторые: кино, "Золото Якутии" и "Приморский кондитер" - все.
- Как такового кризиса в экономике Приморья мы ведь пока не наблюдаем. Есть некое затишье. И, понятно, сейчас многим надо пройти переформатирование. Например, вот занимался ты импортом, а сейчас и непонятно, займешься ли ты им дальше или нет. Ваши бизнесы молодые. А сейчас появляется желание запустить еще какой-нибудь проект?
Абросимов: Я параллельно запускаю несколько проектов. Говорю, я во всем этом вижу только перспективы. И на сегодня мне не хватает только ног, рук и часов в сутках.
Гончар: У нас так же ведется несколько направлений. Так как наше направление - IT, то мы занимаемся разработкой собственного программного обеспечения, предлагаем услуги по размещению серверов либо телефонных станций, занимаемся услугой по видеонаблюдению для частных организаций, и еще сейчас к нам много обратилось строительных организаций.
А еще мы во Владивостоке теперь представляем меловые обои. Однажды моя дочка чуть-чуть разрисовала обои, и я понял, что делать ремонт мне не очень интересно. Потратив немного времени в Интернете, я нашел решение. Некоторые наклеивают на холодильник доску для напоминаний, другие приделывают такую же внизу для детей, кто-то клеит внизу стены ватман, где ребенок может рисовать, есть обычные офисные доски. Наше решение - обычная пленка. Ее можно снять и наклеить в другом кабинете. Самое оптимальное решение для детей, для меню кафе, для дизайнерских решений на каких-либо мероприятиях. Не надо делать покраску, наносить штукатурку, нужно просто наклеить обои. Можно на штукатурку наклеить, на зеркало, на холодильник и так далее.
- Очень интересно!
Абросимов: Да. Мне вот тоже захотелось такие обои. По поводу новых направлений. Меня привлекает производство ювелирных украшений тематической направленности. Вот, например, у нас есть спортсмены джиу-джицу, любители водной темы и почитатели Ивана Штыля. Как в американских колледжах носят перстень университета, так же и у нас будет значок с каноэ, значок с балериной. Обычно все это производится в Китае, а с учетом экономической ситуации цены резко подскочили. Поэтому было бы интересно развить такое направление в России.
- Интересно. Я бы себе обязательно купил какой-нибудь значок. Скажите, на какие средства вы создавали свои фирмы: привлеченные, заемные от инвесторов или собственные? Дело в том, что первыми, куда бьет экономическая нестабильность, являются финансовые институты. Как кровеносная система любой экономики они всегда начинают болеть первыми. Молодому предпринимателю привлечь средства из финансовых институтов практически невозможно. Банки пока не кредитуют, инвестиционные проекты не финансируют до лучших времен. Когда эти времена настанут, никто не знает. А как начинали вы?
Гончар: Наша компания – это услуга и решение, поэтому мы полностью на своем капитале без обращения к кому-либо. Потому что продать услугу намного проще, чем продать продукт, который необходимо сначала приобрести.
Абросимов: У меня начиналось примерно так же. Да, услуги в плане производства дешевле, чем товар.
Я бы так сказал по своему опыту полугодового предпринимательства, что начать бизнес можно без рубля в кармане, имея только голову и хорошую идею. Тут связи - не главное.
Гончар: Да, зачастую даже связи не нужны. Нужно просто уметь общаться. Я вот не из Приморья, и большая часть моей деятельности состоит из того, чтобы познакомиться с кем-то, договориться с кем-то, то есть без всяких связей.
Абросимов: Собственно, я о том же: либо связи, либо большое желание их налаживать.
- Бизнес для вас – это источник средств или получения удовольствия от жизни?
Абросимов: И то и другое. Вообще источником удовольствия должна быть жизнь, а бизнес – это один из элементов того, что приносит удовольствие. Например, когда ты помогаешь людям, когда ты делаешь что-то полезное для страны, общества. Если это тебе приносит деньги, то замечательно. Если ты зарабатываешь деньги на чем-то другом, а этим занимаешься в рамках социальных проектов, то тоже хорошо.
Гончар: Да, бизнес – это, скорее, состояние комфорта. Когда ты занимаешься тем, что тебе нравится, тебе хорошо и спокойно. Если ты занимаешься тем, что тебе не нравится, бизнеса ты не построишь. Бизнес – это тоже работа, но на самого себя. А к самому себе всегда требования выше.
- Считается, что в эпоху перемен, как мы называем текущее явление, конкуренция должна возрастать. Как вы ее оцениваете на своем рынке? И может ли в Приморье конкуренция в эпоху кризиса быть конструктивной и продуктивной?
Абросимов: Я бы вообще не стал говорить о том, что у нас сильно развита конкуренция. В моей области конкуренции нет. А вообще в эпоху кризиса нужно развивать партнерские отношения с конкурентами и работать совместно. Есть такие организации, которые в какой-то момент начинают заявлять: "Мы теперь одни. Мы - самые главные и будем строить свою единую структуру".
Как показывает практика, такие организации через какое-то время начинают уступать позиции более молодым и активным, а самое главное тем, кто не чурается партнерских отношений. Партнерство наиболее эффективно, особенно во время кризиса.
Гончар: Мои конкуренты – это мои партнеры. У нас всегда совместная деятельность.
- Наша программа выходит под эгидой Клуба молодых предпринимателей – объединения, которое позволяет молодым бизнесменам налаживать коммуникации друг с другом, продвигать свои идеи, искать партнеров и единомышленников. Как вы считаете, в текущей экономической ситуации на каком месте окажется роль общественных объединений в жизни предпринимателя?
Гончар: Любое взаимодействие с людьми за рамками бизнеса – это новые идеи для развития своего дела, соответственно, пути его развития. Если у вас есть время только на свой бизнес, значит, вы неправильно планируете свое время.
Абросимов: Согласен. Такое общение дает только почву для развития. У нас сложилась небольшая компания друзей-предпринимателей, около шести человек. Мы стараемся встречаться еженедельно, тратим буквально час времени. Каждый рассказывает и о своих успехах, и неудачах – это тоже один из элементов. Почти после всех наших встреч у меня в блокноте остаются две-три идеи, которые нужно реализовать.
- В завершение программы короткий блиц. Быть бизнесменом сложно?
Гончар: Нет.
Абросимов: Нет.
- Вы – первые, кто за всю историю нашей программы ответил отрицательно. Обычно все говорят: "Да, но интересно". Хорошо, дальше. Если бы решение стать бизнесменом вы принимали не тогда, а сейчас, вы бы приняли то же решение или пошли по какому-то другому пути?
Гончар: Только положительное решение - быть бизнесменом.
Абросимов: А я бы, наверное, сожалел, что не принял решение стать бизнесменом полгода назад.
- Ваш лозунг-напутствие молодым предпринимателям на будущее.
Абросимов: Лучше перебороть свой страх и делать, чем сомневаться и ничего не делать вовсе.
Гончар: Гибкость и предоставление уникальных идей. Развивайте свою фантазию. Даже если идея будет хотя бы на 1% более уникальна, чем у других, остается лишь добавить маленькую "фишку" – все, это будет удачный бизнес. Например, когда у меня дома меняли окна, мастера все поверхности, которые могли попасть под воздействие пыли, затянули строительной пленкой. А еще случай был, когда приходили ребята из другой фирмы, так они даже ботинки не сняли. Конечно, тех, кто обтянул пленкой мебель, я потом рекомендовал всем друзьям.
Напомним, "Бизнес 2.0" - еженедельная программа в рамках проекта PrimaMediaLIVE. Каждую среду участники Клуба молодых предпринимателей беседуют на различные темы так или иначе связанные с приморским бизнесом – от макроэкономики до программ по поддержке предпринимателей.
Ведущий программы - исполнительный директор ПКО ООО МСП "Опора России", председатель Клуба молодых предпринимателей Приморского края, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Приморские предприниматели на "Бизнес 2.0": Франшиза - неоднозначный шанс для новичков
Танцы живота в Приморье: способ самореализации, генерирующий прибыль
Предприниматели из Приморья: Главное в торговле – найти свою собственную нишу