Экс-глава Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) Игорь Борбот и экс-юрист ДЦСС Андрей Агарков могли бы избежать обвинений в хищении более 1 млрд бюджетных денег, если бы не лоббировали интересы американских нефтяных компаний в НК "Роснефть", где в последнее время работали. В частности, топ-менеджера и юриста одной из "дочек" Роснефти подозревают в торпедировании шельфовых проектов компании в Арктике в пользу американской компании "ЭксонМобил", чем нажили себе немало врагов, сообщает еженедельник "Конкурент" со ссылкой на свои источники, близкие к "Роснефти" и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, 5 августа 2014 года следственные органы задержали в Москве бывшего юриста "дочки" ОСК — Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) Андрея Агаркова. Кроме того, по информации источников, постановление о задержании также было выдано и на экс-главу ДЦСС Игоря Борбота, но он уехал в неизвестном направлении, предположительно, за рубеж. Оба подозреваются в хищении более 1 млрд бюджетных средств, выделенных несколько лет назад на ремонт АПЛ "Нерпа".
"Нерпа" была заложена в 1993 году, в середине 1990-х годов проект был заморожен, работы возобновились в 2004 году, после того как был подписан контракт с Индией. В ноябре 2008 г. на АПЛ произошла авария. Во время ходовых испытаний несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате чего произошел выброс газа. Из 208 человек, находившихся на борту, 20 погибли, еще 21 попал в больницу.
На достройку "Нерпы", по некоторым данным, "Рособоронэкспорт" перечислил в виде займа 1 млрд руб. в адрес ДЦСС, который по аналогичному договору перевел исполнителю контракта — Амурскому судостроительному заводу (АСЗ) только половину суммы. Известно, что в 2009 г. испытывавший финансовые трудности АСЗ получил господдержку: ему было выделено 1,9 млрд рублей в виде безвозмездной помощи для завершения работ по "Нерпе". Эти нестыковки были выявлены после проверки ДЦСС в мае 2013 г., тогда же в ходе разбора полетов в деятельности "дочки" ОСК под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина многие были уволены. Борбот и Агарков, которого называют "правой рукой" первого, устроились в "Роснефти". "И какими бы они ни были, им бы дали продолжать работать. Но и Борбот, и Агарков, нажили себе много врагов, работая в "Роснефти", — поведал корр. "К" источник, знакомый с ситуацией.
По словам собеседника "К", Борбот, как генеральный директор нефтеналивного терминала "Карморнефтегаз" (СП "Роснефти" и "ЭксонМобил"), и Агарков, как юрист "Роснефти", сопровождали работу российской НК на шельфовых проектах в западной Арктике. "Многие хорошие инициативы были похоронены, тогда как предложения американской "ЭксонМобил" лоббировались с подозрительной интенсивностью. И продвинуть идеи получалось, поскольку "Роснефть" — это государство в государстве", — сказал источник.
Приморские предприниматели, в частности, пролоббировали самую дорогую платформу, как и хотели американцы, — ППБУ West Alpha, которая предназначена для глубокой воды — от 150 м минимум. Между тем пробурить первую скважину на Карском море надо было всего глубиной 81 м, на что способна любая СПБУ. Но их аренда в три раза меньше ППБУ. А стоимость использования West Alpha в целом составит $1,5 млрд (суточная аренда $532 тысячи). Аренда же СПБУ, по разным оценкам, доходит до $200 тысяч.
"Использование ППБУ West Alpha — очень рискованное предприятие. Если набежит волна, даже небольшая, то платформу может снести. А шансы на нечто подобное в Карском море очень велики. Произойдет это — и весь мир заявит, что Россия загрязняет Арктику и конец нашим планам по освоению шельфа. Кому это на руку? Конечно, американцам. Пахнет саботажем", — считает источник "К", добавив, что Борбот и Агарков "спелись" с "ЭксонМобил" еще до своего прихода в "Роснефть". Их история взаимоотношений началась во время строительства оснований для морских буровых платформ для проекта "Сахалин-1" в порту Восточный. Проектами занимались фирмы, подконтрольные Борботу.
Президент "Роснефти" Игорь Сечин, да и многие другие считают, что Борбот — единственный во всей России менеджер, который смог бы сдать в эксплуатацию хоть один проект, подобный сахалинским основаниям, — подчеркнул собеседник. — Его и считали бы таковым, но, поставив все на кон с "ЭксонМобил" и торпедировав всех вокруг, он испортил отношения со многими влиятельными людьми. И, конечно же, никто его не заставлял залезать в оборонный бюджет.
Стоит добавить, что Игорь Борбот является одним из крупнейших в Приморье бизнесменов времен Дарькина. За десятилетие ему удалось нарастить свой бизнес со скромных долей на военно-промышленном предприятии "Радиоприбор" до многопрофильного холдинга. В 2013 году фирма Борбота оказалась в центре внимания правоохранительных органов после смены губернатора и объявленной Владимиром Миклушевским кампании по декриминализации Приморья. Одним из тревожных звоночков стали обыски в марте 2013 года в администрации Хасанского района Приморья. Тогда правоохранительные органы установили, что Борботу и его родственникам принадлежат десятки земельных участков на территории района. Среди них место у бухты Перевозная, где "Газпром" намеревается строить завод для производства сжиженного природного газа (СПГ).
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Экс-юрист Дальневосточного центра судостроения и судоремонта задержан в Москве
Игорь Борбот покинул Дальневосточный центр судостроения и судоремонта - источник
Обыски в Приморье: экономический передел и подготовка к выборам губернатора
Аудиторы не досчитались полмиллиарда рублей, выделенных ДЦСС на достройку АПЛ "Нерпа"
Составителям отчетов о строительстве верфи "Звезда" на ДВ нужно оторвать головы - Рогозин