Министерство транспорта подсчитало, на сколько надо поднимать акцизы на бензин, чтобы наполнить дорожные фонды — на ремонт и содержание автомобильных дорог. Как следует из письма Минтранса в Минфин, ведомство предложило правительству два варианта роста акцизов — плавный и интенсивный. Согласно им, цена на бензин вырастет до 34 или 36 рублей соответственно к 2015 году, сообщают "Известия".
В первом варианте, который назвали "Восстановительный +", к 2015 году средняя стоимость 1 л бензина достигнет 33,1–36,5 рубля, во втором ("Восстановительный") — всего 32,1–34 рублей при сегодняшнем показателе 28,9 рубля за литр (данные Росстата на 19 ноября). Разница в том, что "Восстановительный" — это только компенсация недополученных доходов, а "Восстановительный +" — еще и с дополнительными поступлениями в бюджет.
В зависимости от того, какой вариант примут, размер акциза, например, на бензин "Евро-5" увеличится на 957 рублей или 457 и составит 6,1 тысячи или 5,6 тысячи рублей за 1 тонну соответственно уже в 2013 году. В 2016 году акциз на "Евро-5" (а только он и останется в продаже) будет составлять 10,32 тысячи рублей за 1 тонну ("Восстановительный"); "Восстановительный +" даст в 2016 году акциз в размере 11,12 тысячи рублей за 1 тонну. На сегодняшний день акциз на "Евро-5" составляет 5,14 рубля. По законопроекту "О внесении изменений в статью 193 ч. 2 Налогового кодекса РФ", который прошел недавно второе чтение в Думе, акциз на "Евро-5" планируется повышать не так резко: например, в 2013 году — на 6%. Акциз, кстати, платят нефтеперерабатывающие заводы.
Дело в том, что сейчас основные акцизные доходы идут с бензинов "Евро-2" и "Евро-3", а на более экологичное и качественное топливо ("Евро-4" и "Евро-5") распространяются льготные тарифы. Но с 1 января 2013 года топливо "Евро-2" запрещается к производству и продаже на территории Таможенного союза, с 1 января 2015 прекращают делать "Евро-3", а с 1 января 2016-го — "Евро-4". Если оставить пониженные акцизные ставки на "Евро-4" и "Евро-5", то сборы акцизов обвалятся.
По данным Минтранса, на фоне этого обвала объем потерь федерального дорожного фонда с 2013 по 2016 годы составит 98 млрд рублей, а по всем дорожным фондам в сумме — порядка 350 млрд рублей. Чтобы компенсировать такой дефицит, акцизные ставки будут повышаться. Сейчас решается вопрос, как их поднимать: ровно на необходимые значения для компенсации или чуть больше, чем необходимо.
В самом Минтрансе поддерживают схему "Восстановительный +". Объясняют в ведомстве это тем, что потребитель не почувствует разницы между этими двумя вариантами — топливо и так дорожает быстро. Так, по данным Росстата, с июня 2011 года по июнь 2012 бензин подорожал на 1,9 рубля за 1 л, притом что ставки акцизов не менялись. По мнению специалистов Минтранса, это "показывает незначительную чувствительность роста этих цен к росту ставок акцизов, доля которых в цене бензина составляет в настоящее время 23%".
Директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексей Рахманов в конце октября сообщил Минфину, что Минпромторг также считает возможным увеличить базовые ставки акцизов на автомобильное топливо "с жесткой привязкой к формированию дорожных фондов и обязательным публичным извещением о конкретных объемах строительства и ремонта федеральных и региональных дорог".
Напомним, что правительство РФ планирует обсудить повышение акцизов на бензин стандартов "Евро-4" и "Евро-5" в 2013 году. При этом дефицит топлива может возникнуть еще раньше из-за запрета выпуска топлива "Евро-2", предостерегают эксперты. Именно поэтому, в России в очередной раз планируют отложить переход на производство топлива более высокого класса.