Деловые туристы необходимы Владивостоку. Именно они могут поспособствовать импортозамещению в туристской сфере и помочь увеличить въездной поток в Приморье. Такую точку зрения высказал генеральный директор агентства IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов в интервью "Золотому Рогу". О также он рассказал о том, как обстоят дела в сегменте делового туризма и чего не хватает PITE, передает РИА PrimaMedia.
- Анатолий, не так давно вы вернулись с ACTE-форума для корпоративных управляющих деловыми поездками, ключевой темой которого был новый взгляд на организацию бизнес-трэвел-мероприятий в 2015 году. Поделитесь, в чем он заключается?
- В умении правильно управлять данными. Раз уж мы вошли в эру онлайн, то будущее за агентствами, которые умеют это делать. При этом "управлять" означает получать их, анализировать, делать правильные выводы и на основе этих выводов ставить новые цели по оптимизации не только расходов, но и внутренней структуры компании-клиента. Ведь данные могут показать не только сколько вы сэкономили или потратили, но и поведение ваших сотрудников: как они заказывают, что, когда и почему. На основании этого можно скорректировать трэвел-политику компании и оптимальным образом наладить бизнес-процессы.
- И это востребовано?
- Безусловно. Если раньше мы просто обеспечивали прямую связь клиента с поставщиком услуг в режиме онлайн, помогали оптимизировать его документооборот, то сегодня этого недостаточно. Компания хочет улучшить бизнес-структуру в целом, а для этого клиент должен понимать, чем занят его персонал.
Деловой туризм сегодня переходит в онлайн (я имею ввиду полноценный онлайн, а не просто страничку в Интернете). Один из наших клиентов, компания Ernst&Young, в одном из своих исследований утверждает, что емкость мирового туристического рынка равна емкости IT-рынка, и с этим сложно не согласиться. Однако до сих пор даже коллеги из крупных компаний порой не понимают, каков потенциал "больших данных" (big data). А ведь его уже несколько лет успешно используют yahoo, google, социальные сети и другие крупные корпорации. Получаемая ими информация востребована в самых разных сферах бизнеса.
- У понятия "онлайн" есть и другая сторона, когда живое общение на корпоративных мероприятиях заменяется виртуальным…
- Действительно, с появлением новых web-инструментов около 30% мероприятий ушли в онлайн. Но при этом, замечу, и сам рынок стал более емким, например, за счет стартапов, для которых по причине строжайшего режима экономии средств онлайн - единственная возможность коммуникации. Но какого-то серьезного прорыва в этом смысле онлайн не произвел. И психологи, и маркетологи по-прежнему едины в том, что личный контакт в бизнесе остается самым эффективным и востребованным инструментом.
- Тем не менее интенсивность деловых поездок сегодня сократилась?
- Да, в среднем от 15% до 25%. Особенно у крупного бизнеса (это подтверждают и наши коллеги по рынку), отменившего примерно четверть предполагаемых поездок. Кроме того, если компании, работающие с иностранными партнерами, сокращают расходы на бизнес-трэвел, то те, что ориентированы на отечественный рынок, напротив, увеличили активность. Эта ситуация хорошо видна по авиаперевозчикам: число внутренних рейсов и направлений стабильно растет.
- То есть можно говорить об импортозамещении в деловом туризме?
- Да, и наши клиенты это отчетливо демонстрируют. Если в 2014 году 35% мероприятий проходило за рубежом, то в этом году их число будет очень незначительным, по нашим прогнозам - всего около 10% из всего объема заказов компании.
- В 2014 году ваша компания в Дальневосточном регионе выросла втрое, а по России - и вовсе на 250%, в результате чего головной холдинг HRG даже недоумевал: стране предъявляют экономические санкции, а российское подразделение наращивает обороты. Как обстоят дела сейчас?
- Спад, который наблюдается в отрасли, наша компания практически не почувствовала. В первую очередь благодаря диверсификации клиентского портфеля: в то время как крупный бизнес проводит оптимизацию и сокращает число деловых поездок, средний, напротив, увеличивает активность, и этот баланс дает нам стабильность. А дальневосточный офис по определенным показателям даже является лучшим в стране.
Вместе с тем стоит отметить, что темпы роста компании ниже, чем были прежде. Мы живем исключительно за счет собственных оборотных средств и очень сдержаны в расходах. Как и остальной бизнес, стараемся избавиться от лишнего и сконцентрироваться на том, что реально дает отдачу. От нерентабельных процессов избавляемся без сожаления, предпочитая честно рассказать клиентам, чем это вызвано, и находя в ответ понимание, ведь они переживают ту же ситуацию.
Наши клиенты оценили работу агентства по уровню и качеству контента - количеству отелей и конференц-площадок, доступных для бронирования. Также нам удалось вывести в онлайн визовое и иммиграционное обслуживание. В результате к нам даже стал обращаться бизнес, который работает с физическими лицами. Дело в том, что у многих игроков нашего рынка нет полноценного собственного контента либо они покупают готовые решения у сторонних, в т.ч. зарубежных, компаний, которые часто не уделяют должного внимания локальному рынку. Мы же работаем со всеми поставщиками напрямую и, совершая объемную закупку по всей России и СНГ, часто выступаем гарантом лучшей цены.
- Насколько нынешняя ситуация в экономике повлияла на приоритеты предприятий-заказчиков? Прежде это были скорость, качество, цена, а сегодня?
- Сегодня на первый план по понятным причинам вышла цена, но при этом клиент привык к тому, что качество должно оставаться неизменно высоким, а скорость подтверждения услуг - едва ли не мгновенной. Также важно учесть изменения в законодательстве по электронному документообороту, кредитную политику на предприятии, бюджетирование и планирование расходов. Агентство сегодня должно вместе с клиентом взять курс на оптимизацию бизнес-процессов и найти нужные решения вместе.
- Каково сегодня отношение менеджмента компаний - потенциальных клиентов - к консалтингу в сфере бизнес-трэвел?
- Далеко не все из них готовы меняться, несмотря на потери, которые несут из-за неправильной организации командировок, отсутствия профессиональной поддержки. Причем собственники необходимость в консалтинге как раз понимают, а вот менеджеры среднего звена сопротивляются, опасаясь потери рабочих мест. Но, так или иначе, со временем картина все равно изменится, и непростая экономическая ситуация этому способствует как нельзя лучше: любой бизнес сегодня как никогда нуждается в оптимизации расходов и внутренних рабочих процессов.
- Знаю, что вы активно занимаетесь продвижением Владивостока как площадки для проведения корпоративных мероприятий. Есть ли какой-то результат?
- Интерес на уровне запросов к приморской столице есть, ряд заказчиков даже прилетали во Владивосток с инспекцией. Во что это выльется - узнаем со временем, поскольку мы ориентируемся на крупные проекты, с числом участников от 800 до тысячи человек, а они планируются за 2-5 лет до даты мероприятия.
Продвижение Владивостока должно быть комплексным, исключительно своими силами нам не справиться. К сожалению, Тихоокеанская международная туристская выставка PITE который год поддается популярным и, справедливости ради, проверенным идеям, не уделяя при этом достаточного внимания корпоративному сегменту, а потому теряет значимую часть деловой аудитории и бюджетодержателей - тех, кто действительно готов способствовать туристическому импортозамещению и остро в нем нуждается. Корпоративные клиенты сегодня смотрят в регионы, но на PITE до сих пор нет блока, посвященного деловому туризму. А он необходим, если край действительно заинтересован во въездном потоке. Обязательно нужна площадка, где корпоративные клиенты могут встретиться с поставщиками услуг, поделиться своими нуждами, узнать о последних тенденциях рынка, обсудить актуальные вопросы, обменяться опытом на тематических круглых столах и в кулуарах... Такая площадка обязательно привлечет множество известных компаний и имен, подстегнет интерес к столице Приморья. Пока же выставка нацелена больше на физических лиц, а ведь корпоративный сегмент куда больше может дать для увеличения потока туристов.
Кроме того, некоторые искренне полагают, что, когда во Владивостоке откроются океанариум и другие интересные объекты, запустят "хаятты", это и станет брендингом территории. Заблуждение. Сегодня все города (они же продукты) обезличены, время продуктовой глобализации. Хочет ли Владивосток идти по такому бесперспективному пути?
- На ваш взгляд, зачем туристы поедут во Владивосток?
- За самобытностью, а она должна выражаться в некой локальной культуре. А для начала местным властям необходимо найти толкового и креативного дизайнера, который сделает хорошую презентацию, обязательно перевести ее на другие языки и отправиться с ней на крупнейшие туристические выставки по стране и за рубежом. Все! Вызовите интерес к городу, а недостатки сервиса и инфраструктуры турпоток отрегулирует сам, причем своими же деньгами. Как, например, это произошло в Геленджике, который вполне справедливо называют сегодня "российской Ниццей". Геленджик сделал себя сам: открылся новый аэропорт (что есть и у Владивостока), презентовали направление отдыха - москвичи полетели. И не нужно говорить про стоимость перелета. Геленджик в этом отношении схож с Владивостоком. Поначалу было много недовольных - сервисом, качеством мест размещения и т.д. Но тем не менее поток сформировался, причем высокорентабельный, и местный туристический и гостиничный бизнес стал меняться, подстраиваясь под требования клиентов. Сегодня город стал настоящей туристической жемчужиной. У туристов дух захватывает: "да не может быть!", "ну надо же!".
Хочется, чтобы то же произошло и с Владивостоком, у которого просто колоссальный потенциал. Я часто бываю за границей, но до сих пор считаю этот город и край в целом уникальными. Повышенный интерес к Приморью и Дальнему Востоку был и будет. Вопрос только в том, как этот интерес конвертировать в реальные деньги для региона? Сегодня национальный авиаперевозчик совершил беспрецедентную акцию, зафиксировав на весь сезон цены из Москвы на дальневосточные направления. Думаю, это сподвигнет российские компании на бизнес-активность в регионе, а туристов - на здравый интерес и новые путешествия. Так что ждите гостей.