Дачников начнут лишать земельных участков в 2024 году – кто попадет
28 марта, 19:11
Аналитика Yota: россияне стали тратить на каршеринг в 1,5 раза больше времени
28 марта, 19:05
Полиция задержала гражданина за стрельбу из окна жилого дома Владивостока
28 марта, 18:47
Ошибка Раков, провал Дев и проблема Рыб: подробный гороскоп на 29 марта
28 марта, 18:30
На Чукотке осужден бывший председатель региональной Думы 
28 марта, 18:25
Автобочка против дождя: на Луговой воду откачивают с помощью автоцистерны
28 марта, 18:06
Присушка на любовь: люди, рожденные в эти даты, обладают неистовым обаянием
28 марта, 18:00
Молодые судостроители в Приморье получают огромный практический опыт еще на этапе обучения
28 марта, 17:48
Искусственный интеллект помог спасти жизнь жительнице Приморья
28 марта, 17:41
Во Владивостоке сухое дерево упало на голову пенсионеру
28 марта, 17:32
Астролог Володина пообещала сразу 3 знакам титанический успех в апреле 2024
28 марта, 17:30
Более полумиллиона клиентов "Открытия" перевели свои сбережения в ВТБ
28 марта, 17:10
Политологи объяснили реакцию банков на трагедию в "Крокус Сити Холл" и обстрелы территорий
28 марта, 17:04
На трассе Уссурийск – Пограничный частично обрушился мост
28 марта, 17:02
Провайдеров освободят от уплаты аренды в многоквартирных домах - разбор
28 марта, 17:00
Цены на любимую в Приморье иваси взлетели из-за скупки рыбы Китаем 28 марта, 10:05
Ещё одна компания из Владивостока попала под санкции США и Южной Кореи 28 марта, 08:44
Плавучие АЭС в Приморье могут разместить рядом с Фокино и Славянкой 28 марта, 08:06
"Наступил новый этап отношений с КНДР": о подробностях визита делегации Приморья в Пхеньян 28 марта, 08:00
"Очень полезный, содержательный доклад": участие главы ВАРПЭ Германа Зверева в заседании Совфеда 27 марта, 11:53
Юрий Мельников переназначен уполномоченным по правам человека в Приморье 27 марта, 11:41
Резидента Свободного порта Владивосток могут лишить этого статуса 27 марта, 09:46
Зерноуборочные комбайны стали спасением приморских фермеров 27 марта, 09:10
В Приморье определились со строительством атомной энергетики 27 марта, 09:02
У приморского производителя курятины появился новый совладелец 27 марта, 08:17
Качественно, но небезопасно: реализация нацпроекта БКД в Приморье пошла не по плану 26 марта, 19:05
Чем владели и владеют в Приморье задержанные отец и сын Лазаревы 26 марта, 13:09
Терминал Дальтрансуголь НТК: 20 лет работы на благо Дальнего Востока и всей страны 25 марта, 16:37
Пороги ущерба по экономическим преступлениям будут повышены 25 марта, 15:55
Путин обратился к россиянам после теракта: 24 марта объявлен общенациональный траур 23 марта, 22:57

Михаил Холоша: Свободный порт Владивосток - сквозь призму макроэкономики

Известный приморский эксперт в области транспорта - о стратегии развития крупнейшего проекта в интервью РИА PrimaMedia
28 марта 2016, 17:20 Бизнес

Почти полгода прошло с момента вступления в силу закона "О Свободном порте Владивосток". Что происходит сейчас со свободным портом, как следует оценивать его развитие, по просьбе РИА PrimaMedia рассказал начальник отдела развития транспорта Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ) Михаил Холоша.

— Михаил Васильевич, как вы оцениваете реализацию закона "О свободном порте Владивосток"?

— Мы видим, что появляются резиденты, заявляют об инвестициях. Начинают реализовывать свои планы. Но нам нужен системный масштабный эффект, который еще предстоит достичь.

— Свободный порт должен развиваться исключительно бизнесом, или государство может этот процесс как-то подстегнуть?

— Свободный порт – это, в первую очередь, макроэкономическая задача, значит, она должна решаться бизнесом, властью и наукой совместно. Нужна государственная стратегия. Сама идея СПВ – замечательная, и я желаю ей реализоваться с максимальным успехом, хотя отмечу, что сделать это будет достаточно трудно. Одна из проблем заключается в том, что СПВ ориентирован на появление бизнесов со своими идеями. А бизнесы появляются спонтанно, хаотически. Один – с каким-то сервисом, другой – с рестораном, третий – с гостиницей, четвертый — с портовым терминалом и так далее. Они не всегда корреспондируются друг с другом, а чаще конкурируют. Речь идет о совокупности отдельных микропроектов, которые часто в своей борьбе уничтожают макроэкономику. Чтобы добиться от них нужного эффекта, эти проекты нужно увязывать в макроэкономические направления. Для этого и нужна стратегия, которая как мне кажется, сейчас недостаточно продумана.

Одно из ключевых направлений – транспорт. Есть экономическая теория транспортных коридоров, расписанная во многих учебниках. Представьте себе, появляется некий маршрут, по которому ходят люди. Через некоторое время по нему начинают перевозить грузы, он становится некоей дорогой, т. е. транспортным грузовым маршрутом. Вокруг этого начинает расти логистика – транспортный коридор становится логистическим. Логистика дает возможность обслуживать экономику. Появляются новые экономические агенты, экономическое пространство, экономический спрос. И мы говорим, что этот коридор стал экономическим. Этот процесс — управляемый, в нем транспорт в большей степени является фактором развития, а не только обслуживания.

Бизнес, как вода, везде просочится и найдет себе работу, главное чтобы был спрос. Для того чтобы был спрос, без транспорта никак не обойтись. Транспорт – неотъемлемая часть инженерной инфраструктуры любого экономического объекта. Конечно, и остальное надо – энергетика, вода, люди. Это тоже все решаемо. Но без дороги, без железной дороги, автомобильной дороги, логистического сервиса сегодня вы не сделаете ничего. И здесь нужна стратегия управления развитием.

— Но как "затащить" сюда грузопотоки мирового масштаба, если они на протяжении всей истории шли мимо? Компании, которые занимаются бункеровками судов, говорят, что в последние годы им удалось привлечь сюда дешевым бункером суда-контейнеровозы, обслуживающие трансокеанские грузовые линии. Но контейнеровозы заходят и уходят со своим грузом на борту, и бункеровки пока не дают особой прибыли никому, кроме самих бункеровщиков…

— Такая постановка вопроса актуальна, если бункеровка рассматривается как отдельный, взятый сам по себе, бизнес, и без дальнейшего просчета для чего это нужно в стратегическом аспекте. Острота проблемы связана с непониманием того, что бункеровка способна дать для макроэкономики.

Бункеровка в портах юга Приморья крупных судов, которые, чтобы забункероваться, должны провести какие-то грузовые операции, имеет мощный макроэкономический потенциал. Но просто так им воспользоваться очень трудно: для того, чтобы получить требуемый макроэкономический эффект, нужно заниматься строительством современной портовой и транспортной системы, в которой было бы все необходимое для приема больших судов, для проведения грузовых операций. Ведь мы же всегда говорим, что югу Приморского края крайне необходим порт-хаб, в котором стыкуются трансокеанские и фидерные (региональные и местные) маршруты.

Для создания хаба недостаточно просто взять и построить все необходимые портовые мощности, создать инфраструктуру, сделать дороги и т. д. и сказать: вот это порт-хаб. Ни один крупный контейнеровоз, осуществляющий магистральные перевозки, не зайдет сюда, если не будет иметь в этом экономический интерес. Поэтому хаб нужно не просто выстроить с инженерной точки зрения, но сформировать с точки зрения его привлекательности и экономических интересов. Одним из таких интересов является бункеровка. Многие порты, как тот же Сингапур, например, развились в хабы именно благодаря бункеровке, даже есть такой термин "бункерный хаб".

Поэтому бункеровку нужно рассматривать не как отдельный бизнес, а как часть макроэкономической стратегии. Кто-то говорит, вот, деньги в бюджет не попадают. Но вы посмотрите, что выпадает, а что появляется. Взвесьте, сделайте вывод. Конечно, бункеровка не будет иметь смысла с точки зрения макроэкономики, если ей не пользоваться. Раз крупный контейнеровоз зашел, это нужно использовать, — предоставлять ему дополнительный сервис, выстраивать логистическую цепочку для его груза. Нужно заниматься расширенной логистикой, в том числе на берегу. А на логистике строится следующий шаг: торговля, экономика, и мы формируем новое экономическое пространство, которое активно пользуется новым спросом на перевозки. И это цикл развития.

Мы сейчас только в начале пути – нужно "оседлать" этот поток, привлечь его к нам. Нужен серьезный бизнес, который обладает своими логистическими цепями, который способен не просто принять и забункеровать судно, но и заняться обслуживанием его грузов – это нужно делать. У нас пока что в части тех самых желанных нам транзитных перевозок пока одни эксперименты, а реально построенной сервисной структуры нет. Инфраструктуры нет – поэтому не на чем зарабатывать, нет макроэкономики, не на чем строить ее пространственное развитие.