Бизнес как прикрытие: аферистка из Владивостока обводила мужчин вокруг пальца на миллионы
24 апреля, 08:30
На жд инфраструктуру к угольному порту Суходол в Приморье выделят 1,4 млрд рублей
25 апреля, 21:20
Китай продолжает бороться с паводками в бассейне реки Чжуцзян
25 апреля, 20:00
КНР: Вашингтон - сомнительный судья по вопросам прав человека
25 апреля, 19:46
Астролог указала, как впустить в жизнь кристаллический заряд удачи навсегда
25 апреля, 19:30
Названа необходимая россиянам зарплата при уровне цен в 2024 году – цифры удивят
25 апреля, 19:11
Власть Львов, подъем Весов и психика Рыб: подробный гороскоп на 26 апреля
25 апреля, 18:30
Хиромант назвала главные знаки богатства на ладонях - рождены стать миллионером
25 апреля, 18:00
Жителя Владивостока "накрыла" ФСБ за связь с террористами из Украины
25 апреля, 17:45
Астрологи обещают 3 знакам божественный переворот в карьере с 25 по 30 апреля
25 апреля, 17:30
Участок теплотрассы на улице Героев Хасана во Владивостоке отремонтируют в рамках нацпроекта
25 апреля, 17:10
Что едят во время поста в разных регионах России
25 апреля, 17:10
Прямо сейчас Владивосток во власти песчаной бури - эксклюзивные кадры
25 апреля, 17:03
FESCO отмечает 144 день рождения
25 апреля, 17:02
К Пасхе готовы: "Владхлеб" представляет широкий ассортимент пасхальной продукции
25 апреля, 16:59
Сохранение ОДУ 2025 на уровне 2024 года – условие устойчивости популяции минтая
25 апреля, 16:32
На жд инфраструктуру к угольному порту Суходол в Приморье выделят 1,4 млрд рублей 25 апреля, 21:20
Дальневосточные верфи не будут штрафовать за срыв сроков постройки судов 25 апреля, 12:41
Кожемяко и еще два губернатора из ДФО оказались в списке на повышение 25 апреля, 12:05
"#КрасныйУжасУправляек? Это по-дурацки". Надежда Телелюева – о Владивостоке и о себе 25 апреля, 09:17
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению оружия в космосе 25 апреля, 07:30
В России прошла международная встреча по вопросам безопасности 25 апреля, 07:23
МИД КНР отверг обвинения о создании "избыточных производственных мощностей" 25 апреля, 06:39
Сенат США одобрил выделение 95 млрд $ на помощь Израилю, Украине и "союзникам" 25 апреля, 01:49
Глава ООН призвал мировых лидеров к борьбе с изменением климата к 2025 году 24 апреля, 22:00
Юрий Трутнев прибыл в Приморье с трехдневным визитом 24 апреля, 19:00
У проблемных строек в Приморье забрали бюджетные деньги 24 апреля, 17:05
В Приморье осталось четыре района, нетронутые муниципальной реформой. Кто следующий? 24 апреля, 15:10
Россия готова к взаимодействию со всеми в обеспечении глобальной безопасности 24 апреля, 14:10
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах 24 апреля, 12:55
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 24 апреля, 08:57

Валерий Зубов: Триллион для Приморья или как России не потерять Дальний Восток

Депутат Госдумы, профессор Высшей школы бизнеса МГУ в авторской статье для РБК рассуждает о механизмах развития дальневосточного региона России
Валерий Зубов фото со страницы Валерия Зубова в социальной сети Facebook
Валерий Зубов
Фото: фото со страницы Валерия Зубова в социальной сети Facebook

Россия снова и снова пытается развивать регионы старыми инструментами вроде ОЭЗ — а они не работают. Чтобы дальневосточная экономика рванула вперед, нужны иностранные деньги и новые принципы управления территориями. Профессор Высшей школы бизнеса МГУ, доктор экономических наук, депутат Госдумы Валерий Зубов - о формальном прорыве в развитии дальневосточного региона с результатом "как всегда" в авторской статье для агентства РБК "Триллион для Приморья: как России не потерять Дальний Восток".

Резервации для бизнеса

О "повороте на Восток", "рывке к Великому океану" и "евразийской направленности" России в последнее время говорится очень много. Однако пока слова о "развитии", "подъеме" и "возрождении" Восточной Сибири и Дальнего Востока остаются только словами. Регион рассматривается отчасти как важный геополитический плацдарм, отчасти как место добычи угле­водородов и транзитная территория для их экспорта. 

А в результате, с одной стороны, мы стремимся "застолбить" там свое присутствие, с другой — категорически не готовы к глубокому вовлечению в регион азиатских ин­весторов.

Что в итоге? Инвестиции в Приморский край в преддверии саммита АТЭС в 2012 году, масштабная, но скандальная стройка на космодроме Восточный, который, по расчетам автора, обойдется более чем в 80 ежегодных платежей за Байконур, гигантский проект "Газпрома" по строительству "Силы Сибири" с неочевидной ресурс­ной базой и не слишком ясной экономикой поставок. Реаль­ного же развития территории пока не происходит.

Логика правительства заключается в том, что Дальнему Востоку нужны в первую очередь российские (и преимущественно бюджетные) деньги. Важнейшими инструментами считаются налоговый и таможенный режимы. В 2000-е годы в России были очень популярны свободные экономические зоны — их было зарегистрировано более 20. И каков результат? Если в Китае в СЭЗ производилось до 15% ВВП, то в России, по доступным мне оценкам, менее 0,2%. 

Почему? Прежде всего потому, что главная проблема для наше­го бизнеса — даже не размер налога, а администрирование. И зачастую наши "свободные зоны" скорее напоминают "резервации", куда почти насильно затягивают бизнес, чтобы потом отчитаться о "результатах привлечения инвестиций в ОЭЗ", чем на территории, на которых реально создано пространство свободы.

Формально — прорыв, на деле — как всегда

Подтверждением тому выступает недавно поступивший в Государственную думу проект закона о "Свободном порте Владивостока". Это уникальный пример бюрократического творчества, в котором указание президента о создании свободного порта "поженили" со всеми прежними нормативны­ми актами об ОЭЗ. Формально можно говорить о "прорыве": в проекте сказано о том, что "часть территории" свободного порта действительно будет свободной — экстерриториальной в таможенном отношении. Но только ча­сть, только участки, непосредственно прилежащие к порту и транспортным путям. Все остальное будет выстроено по принципам неработающих ОЭЗ. И основное содержание закона — финансовые льготы, описание порядка обретения статуса резидента, характера организации проверок и механизма управления зоной. В общем, все как всегда. "Восточный вектор" нам так не проложить. Нужны новый закон и новые принципы.

По различным подсчетам, для доведения уровня экономического развития ДВФО до показателей Центральной России могут понадобиться инвестиции в сумме более 1 трлн долларов — 75% ВВП России. Средства такого масштаба сейчас могут быть получены только у частного капитала, в том числе из-за рубежа. 

Все, кто принесет свои капиталы, должны понимать, что они вкладываются в российский Дальний Восток как в составную часть единой тихоокеанской экономики, а не как в "ворота в Россию", за которыми, даже если они широко открыты, не всегда обнаруживается заманчивая перспектива.

В этом контексте идея свободного порта выглядит крайне привлекательной, но только в том случае, если, во-первых, порт и окружающая его территория будут по-настоящему свободными и, во-вторых, окажутся интегрированными в тихоокеанскую экономику технологически, а в континентальную российскую — экономически.

Нужно строить с нуля

Что я имею в виду? К сожалению, в России практически не удается создать современные производства, в том числе и в транспортном секторе. Никакая модернизация делу тут не поможет. Нужны новые, "с нуля" построенные объекты. На Дальнем Востоке таким мог бы стать новый порт, максимально приближенный к границе с Китаем, который был бы со­единен с КНР тран­спортным коридором. Это позволит грузить на морские суда продукцию, выработанную в Маньчжурии — большом регионе Китая, не имеющем выхода к морю. С другой стороны, товары из Японии, США, Филиппин могли бы беспрепятственно следовать в Китай. Если учесть, что ВРП северных китайских провинций приближается к 900 млрд долларов, оборот та­кого порта мог бы составить до половины шанхайского (то есть 250–350 млн тонн в год). И это дало бы значительную прибавку к ВРП Приморского края (в 2013 году он составлял 576 млрд рублей, или около 18 млрд долларов).

Следующим шагом могла бы стать индустриальная зона, развивающаяся в рамках того же свободного порта. На территории в 100–200 кв. км, которая сейчас практически не заселена, могли бы быть созданы сборочные производ­ства. Но не такие, как в Калининграде, с прицелом на российский рынок, а те, что, используя российское сырье и, на­пример, японские и американские технологии, ориентировались бы на ры­нки азиатских стран. Задача в том, чтобы "затащить" в Россию новые производства. Территория зоны должна быть экстерриториальной; здесь не должны взиматься таможенные пошлины и НДС; должны действовать не устаревш­ие российские техрегламенты, а стандарты всех стран, инвесторы которых обеспечивают более 10% накопленных в границах кластера капи­таловложений.

Не нужно бояться иностранных инвесторов и их собственности на любые построенные ими объекты, включая пресловутые причальные стенки или взлетно-посадочные полосы. Если что-то построено на ранее не освоенных территориях, если созданы новые производственные мощности, они никогда не будут демонтированы. Через 30–40 лет режим "свободного порта" окончит свой срок и все это останется в России. Главный риск сейчас — это не риск "хозяйственной оккупации", а риск неразвития.

Чтобы реализовать такую стратегию, нужно выработать и принять иную версию закона о свободном порте. И прежде всего кардиналь­но изменить структуру управления этой территорией. На ней должны действовать все российские правовые нормы, не касающиеся экономиче­ской деятельности, присутствовать чиновники пограничных, миграцион­ных, эпидемиологических служб. Однако в то же время управлять свободным портом может специальное акционерное общест­во, которое действовало бы на основе международного соглашения между Россией и странами-инвесторами. Этот международный характер управляющей компании — единственная возможная гарантия того, что условия и принципы функционирования зоны не будут изменены (как это случалось со свободной экономической зоной в Калининградской области или со спе­циальными игорными зонами в Ростове-на-Дону). Во всех остальных функциях роль бюрократии также должна быть серьезно ограничена.

Наша Аляска

Сегодня Россия переживает экономический кризис. Такое время — лучший момент для апробации новых организационных форм и новых управленческих решений. И сегодня правительству нужно смелее прокладывать восточный вектор. Начать нужно со свободного порта, затем распро­странить опыт экспортно ориентированных зон на другие районы Дальнего Востока. Мы могли бы копировать китайский опыт, только российс­ким конкурентным преимуществом было бы дешевое сырье, а не дешевая рабочая сила.

Потом стоит допустить иностранных инвесторов к добыче полезных ископаемых, строительству углеводородопроводов и энергетических объектов и, наконец, реализовать всеобъемлющую стратегию развития восточной части страны по образу и подобию того, как развивались Аляска и Канада. Когда российские инвесторы — причем не госкорпорации, а частники — увидят те возможности, которые создали в регионе иностранные компании, они не останутся в стороне.

Призыв создать во Владивостоке свободный порт был одной из самых содержательных идей, высказанных президентом в прошлогоднем послании Федеральному собранию. Сегодня нужно не допустить, чтобы и это предложение, пройдя через бюрократические кабинеты, превратилось в пустышку, как это часто у нас случается.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Сергей Нехаев: Свободный порт Владивосток создается для нового бизнеса

Давайте примем, а потом разберемся: "Порто-франко" для Владивостока гонят к финишу

Юрий Крупнов: Свободный порт Владивосток – очередная симуляция развития