Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
19 апреля, 10:11
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока
07:11
Дальний Восток 20 апреля. Родилась российская лыжница Елена Вяльбе
07:00
Секрет идеальной пышности: эти постные сырники перевернут ваш мир - всего 150 ккал
04:40
Врачи назвали 3 общедоступных продукта для снижения риска депрессии - нервы на высоте
04:20
Важная льгота по ЖКХ "исчезнет" - кто определенно лишится
03:11
Приморский СК возбудил уголовное дело по факту пожара в Уссурийске, где погибли мать и ребёнок
00:15
Шокирующие тайны хрущевок: вот почему в СССР делали окно между ванной и кухней
19 апреля, 20:30
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев
19 апреля, 20:17
Япония вновь сбрасывает в океан воду с АЭС "Фукусима-1" партиями до 500 тонн в сутки
19 апреля, 20:00
Поле повышенного атмосферного давления определит погоду в Приморье 20 апреля
19 апреля, 19:30
Выиграй 3 млн рублей: пятый сезон грантового конкурса проектов стартовал в Приморье
19 апреля, 19:17
Прокуратура во Владивостоке добивается через суд запрета на эксплуатацию небезопасного ТЦ
19 апреля, 19:12
Назван самый прибыльный бизнес в России в 2024 году - рекорд за пять лет
19 апреля, 19:11
"Водичка освежает": во Владивостоке стартовал этап Кубка России по зимнему плаванию
19 апреля, 19:00
НЗМУ помогает увеличить популяцию лососевых в Приморье
19 апреля, 18:41
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49

Присяжные ошибочно назвали трагедию на АПЛ "Нерпа" стечением обстоятельств - прокурор

Военный прокурор ТОФ Сергей Коломиец настаивает, что в гибели моряков подводной лодки виноваты люди, а не техника
18 мая 2012, 12:00 Общество
Военный прокурор Тихоокеанского флота генерал-майор юстиции Сергей Коломиец   Фотография из личного архива
Военный прокурор Тихоокеанского флота генерал-майор юстиции Сергей Коломиец
Фото: Фотография из личного архива

Военный прокурор Тихоокеанского флота генерал-майор юстиции Сергей Коломиец рассказал "Известиям", почему прокуроры инициировали новый суд над командиром атомной подлодки (АПЛ) "Нерпа" Дмитрием Лаврентьевым и старшиной первой статьи Дмитрием Гробовым, которых обвиняли в гибели 20 человек.

— 3 мая Военная коллегия Верховного суда отменила оправдательный приговор Лаврентьеву и Гробову, который ранее вынес Тихоокеанский флотский военный суд. Что же стало основанием для отмены приговора?

— Военная коллегия Верховного суда России согласилась с нашими доводами и доводами потерпевших о незаконности и необоснованности оправдательного приговора. Он отменен из-за нарушений закона, допущенных в ходе процесса и повлиявших на объективность его вынесения. Например, адвокаты подсудимых позволяли себе пользоваться запрещенными приемами: вели себя агрессивно, игнорировали неоднократные предупреждения председательствующего, уводили судебное следствие в сторону от предмета доказывания. Таким образом, им удалось повлиять на мнение присяжных, что дело якобы заказное, а обвиняемые — жертвы произвола правоохранительных органов. Доходило даже до кощунственных сравнений Лаврентьева с распятым Христом.

— Какая позиция гособвинения будет на новом судебном процессе?

— Наша позиция неизменна. Суть ее в том, что командир "Нерпы" Лаврентьев не принял мер к обучению экипажа, а старшина Гробов, будучи неосведомленным о принципах и предназначении установленных на лодке новых средств вооружения и военной техники, внезапно включил систему пожаротушения, что и послужило причиной гибели людей.
Фактически экипаж не был обучен по эксплуатации новых технических средств и не знал, что нажатие клавиш на ряде отсечных пультов системы "Молибден-И" может привести к подаче огнегасителя в отсеки АПЛ "Нерпа". Командир скрыл это от вышестоящего командования и доложил о готовности корабля к выходу в море. Последствия выхода с неподготовленным и необученным экипажем проявились 8 ноября 2008 года, когда по вине Лаврентьева и Гробова погибли 20 человек.

— Известно, что в отсеки АПЛ "Нерпа" был подан ядовитый газ тетрахлорэтилен вместо безопасного хладона. Получается, что людей отравил газ?

— Это самое распространенное заблуждение по делу. И фреон (хладон 114В2), и тетрахлорэтилен — сильнодействующие вещества. Оба предназначены для использования в системах пожаротушения и вытесняют кислород, причем фреон это делает намного быстрее. Когда из помещения вытесняется кислород, становится нечем дышать. Инструкции требуют, чтобы подаче огнегасительной смеси предшествовала особая команда — люди подключались к средствам защиты, надевали дыхательные аппараты.

8 ноября 2008 года на АПЛ "Нерпа" все было наоборот. Сначала Гробов внезапно подал огнегаситель во второй отсек из трех станций пожаротушения одновременно, а уже спустя некоторое время прозвучали первые команды. Люди просто не успели защититься. Примерно за две минуты произошло вытеснение кислорода из воздуха и замещение его огнегасящей смесью. Содержание кислорода во втором отсеке АПЛ "Нерпа" снизилось с исходного (21%) до порогового значения (12%), при котором наступает остановка дыхательных процессов человеческого организма.

— Так от чего именно погибли люди?

— Из многочисленных экспертных исследований следует, что люди на АПЛ "Нерпа" погибли не от отравления, а от удушья — нехватки кислорода. Из каких именно компонентов состояла огнегасящая смесь, в данном случае не имело значения, поскольку она вытеснила кислород. Людям просто нечем было дышать, а так как огнегаситель был подан Гробовым внезапно, то многие, в первую очередь спавшие члены экипажа, не сразу поняли, что происходит, и не успели воспользоваться дыхательными аппаратами. К таким выводам пришли эксперты — от специалистов в области судебной медицины Приморского края до ведущих профессоров Российской академии медицинских наук. Все это было установлено в ходе уникальных в своем роде экспертных исследований — их было проведено более 140. 

— Действительно ли Гробов смог набрать на пульте управления команду на подачу огнегасителя?

— Я не раскрою какой–либо тайны, если скажу, что на АПЛ "Нерпа" установлена регистрационная аппаратура, наподобие так называемых "черных ящиков" в самолетах, которая фиксирует все параметры работы приборов и действия экипажа на ней. Таким образом, сразу удалось выяснить, с какого именно пульта управления вручную набрали команду на подачу огнегасителя во второй отсек. Именно на этом пульте производил манипуляции Гробов.

Последовательность нажатия кнопок и воспроизведенные в связи с этим действия систем корабля отображаются на экране пульта управления. Если бы Гробов в полной мере отдавал отчет своим действиям, знал и понимал, что именно он нажимает и к каким последствиям могут привести набранные им на пульте команды, мелькавшие на мониторе, он никогда бы этого не сделал. Я в этом не сомневаюсь.

— Вы считаете вину Гробова доказанной?

— Показания Гробова на предварительном следствии полностью согласуются с данными регистрационных приборов. Не отрицал своих действий Гробов изначально и в суде, когда признал свою вину в совершении менее тяжкого преступления, предусмотренного ст. 118 УК РФ ("Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности"), и просил суд освободить его от наказания за истечением сроков давности уголовного преследования. То, что он в последующем изменил свои показания, вызвано его желанием избежать даже минимальной ответственности. По закону он вправе в рамках своей защиты давать показания, изменять их, отказываться от них и никакой ответственности за это не несет. Мы давно отошли от того принципа, когда признание своей вины считалось "царицей доказательств". Любые показания, в том числе и подсудимых, должны оцениваться, как этого требует закон, только в совокупности с другими доказательствами.

— Лаврентьев утверждает, что в трагедии виновата установленная на лодке "сырая" аппаратура, которая якобы случайно сработала. Как вы относитесь к этой версии?

— Это согласованная позиция защиты, которая впервые была озвучена Лаврентьевым только после привлечения его в качестве обвиняемого. До трагедии 8 ноября 2008 года командир АПЛ "Нерпа" ни разу не ставил перед вышестоящим командованием вопрос о якобы "сыром" программном обеспечении отсечных пультов и невозможности в связи с этим выхода корабля в море.

Этой версии придерживаются лишь Лаврентьев и несколько его подчиненных, которые, как я уже отметил ранее, ничего не знали о принципах и предназначении установленной на АПЛ "Нерпа" новой военной техники. На следствии и в суде выяснилось, что фактически только гражданские специалисты знали, что работа на ряде пультов системы "Молибден-И" может привести к подаче огнегасителя, поэтому они к ним и не подходили. Чего не скажешь о подчиненных Лаврентьеву военнослужащих, в частности о том же Гробове.

Ни одна из проведенных по делу экспертиз не согласуется с утверждениями Лаврентьева. Ни один из допрошенных в суде специалистов не подтвердил мнение подсудимого.

Еще раз повторяю, огнегаситель был подан во второй отсек АПЛ "Нерпа" вручную. В том, что никакого несанкционированного срабатывания автоматики в данном случае не было, изначально убедились представители Главного командования ВМФ России и привлеченные ими независимые специалисты, проводившие расследование с первых дней трагедии. Все это нашло подтверждение в суде.

Атомная подводная лодка "Нерпа" ("Чакра")

Атомная подводная лодка "Нерпа" ("Чакра"). Автор: https://shturman-tof.ru/Morskay/morskie parady/tof_2008/tf_07.JPG

— А защита Лаврентьева как-то пыталась доказать техническую версию?

— По инициативе стороны защиты не было проведено ни одного экспертного исследования и в этой области. Не представлено и не приобщено к материалам дела ни одного документа, который бы подтверждал голословные заявления подсудимых и их адвокатов.

— Почему тогда присяжные вынесли оправдательный вердикт?

— Этот вопрос нужно задать, прежде всего, самим присяжным заседателям. По сути, они не отвечали на вопросы о виновности или невиновности Лаврентьева и Гробова. Будучи введенными стороной защиты в заблуждение, они ответили лишь на первый вопрос, указав, что, по их мнению, не было самого события преступления. То есть, по логике присяжных, происшедшее на АПЛ "Нерпа" 8 ноября 2008 года — это не преступное разгильдяйство, повлекшее смерть и увечья большого количества людей, а трагическое стечение обстоятельств.

Таким образом, присяжные самоустранились от дачи последующих ответов. Полагаю, что на принятие их решения не могли не повлиять некоторые публикации в средствах массовой информации, где безосновательно утверждалось о невиновности подсудимых. Уверен, что если бы защита располагала реальными доказательствами невиновности Лаврентьева и Гробова, у них не было бы необходимости давать столь многочисленные интервью, искажающие суть дела и вводящие общественность в заблуждение. Скоро предстоит новое судебное разбирательство, которое, я уверен, пройдет честно и расставит все точки над i.

От РИА Primamedia напомним, что 8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний несанкционированно сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. Всего на борту АПЛ находились 208 человек, в результате аварии погибли 20, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением.

Капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева обвинили в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий – гибелью людей, а старшину Дмитрия Гробова – в причинении смерти по неосторожности двум и более лицам. 14 октября 2011 года суд ТОФ вынес оправдательный приговор на основании вердикта коллегии присяжных заседателей.

Верховный суд удовлетворил кассацию прокуратуры. Оправдательный приговор отменен и направлен на новое судебное рассмотрение в тот же суд, но в ином судейском составе.

АПЛ "Нерпа" после завершения ходовых испытаний и подписания всех документов передана в лизинг оборонному ведомству Индии. Субмарина принята в состав ВМС Индии под названием "Чакра".

1337328000