Большегрузы в Приморье массово нарушают правила: ГАИ задержала 114 водителей
14:42
Снежно и морозно: какая погода ждёт Приморье в начале недели
14:15
Владивосток хочет стать маленьким Шанхаем или Сеулом
13:10
В Приморье придумали, как вернуть молодые таланты домой
11:59
Искусственная шуба не экологиичнее натуральной: эксперты спорят, как ее выбрать
11:02
Новый светофор на проблемном перекрестке во Владивостоке подключили раньше времени
10:55
Главный тренер "Адмирала" Леонид Тамбиев отправлен в отставку
08:25
Британский Штирлиц и русский Джеймс Бонд
08:00
Дальний Восток 7 декабря. Во Владивостоке состоялось первое заседание Городской думы
07:00
Новые суда и автобусы: Минтранс отчитался о развитии инфраструктуры в Приморье
6 декабря, 19:46
Владивосток сковали пробки в субботу, 6 декабря
6 декабря, 18:25
Модернизация системы обращения с отходами проходит в Приморье
6 декабря, 18:20
Харза-летяга попала на фотоловушки в "Земле леопарда" в Приморье
6 декабря, 17:30
Прокуратура заинтересовалась нападением собак на ребенка в селе Осиновка
6 декабря, 16:40
Лариса Долина вернет деньги покупательнице ее квартиры
6 декабря, 16:25

Системы предупреждения и ликвидации экологических ЧП не существует в Приморье - эксперты

Краевой парламент и экспертное сообщество предлагают ряд инициатив по предотвращению разливов нефти на акватории морских портов
30 августа 2014, 14:30 Общество
Розлив нефти в Хасанском районе Приморья Пресс-служба администрации Приморского края
Розлив нефти в Хасанском районе Приморья
Фото: Пресс-служба администрации Приморского края
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Создать единую систему реагирования в чрезвычайных ситуациях в Приморье предлагает экспертное сообщество края. В настоящее время такой системы попросту не существует. После июльского инцидента с крупным разливом нефти в Хасанском районе приморский парламент и специалисты говорят о необходимости срочно принимать поправки в законодательство, которые бы передали часть полномочий по устранению или предотвращению загрязнения морских акваторий краю. Об этом сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на интернет-издание "Свободная пресса".

Поводом задуматься стал инцидент, произошедший в начале июля в Хасанском районе Приморья – излюбленном месте отдыха дальневосточников. Пятно площадью около 20 кв. км и с характерным запахом нефти "расползлось" по акватории Амурского залива в непосредственной близости от побережья Хасанского района. Причиной возможной катастрофы мог стать разлив нефтепродуктов в одном из морских портов, расположенных в Зарубино, Славянке и Посьете. Позже пресс-служба МЧС по Приморскому краю сообщила, что разлив нефти в порту Зарубино не обнаружен.

При осмотре стал понятен масштаб трагедии: наносы нефтепродуктов, шириной от нескольких сантиметров до 2 м, протянулись по береговой полосе залива на 3 км. Толщина губительного слоя составила около 3 см.

- В связи с учащением случаев сброса нефтепродуктов в морских акваториях края, нанесением существенного экологического ущерба, вопросы возникают на различных уровнях: либо это несовершенство законодательства, либо следствие неисполнительности служб, занимающихся бункеровкой судов, - озадачил краевое экспертное сообщество председатель краевого парламента Виктор Горчаков. - Нам важно выяснить, какие шаги необходимо сделать, чтобы предотвратить подобные ЧС.

Спикер отметил, что сейчас краевая власть формирует туристическую привлекательность Приморья, но после подобных событий, поток гостей может даже уменьшиться.

Особую тревогу у ученых вызывало то, что ЧП случилось по соседству с островами Малый Гаккель и Большой Гаккель – традиционными местами лежбищ тюленей Ларга. "Любой разлив нефтепродуктов и выброс его на берег – это катастрофа, масштаб которой до конца сложно подсчитать, – считает сотрудник Дальневосточного морского заповедника ДВО РАН Игорь Катарин. – Пятно от одной бочки нефтепродуктов занимает площадь двух футбольных полей. Пролилось 8 тонн нефтепродуктов – это 40 бочек, так что масштаб трагедии можете представить".

Прокуратура Приморья начала проверку, районное отделение полиции возбудило уголовное дело по факту загрязнения морской среды. Основная версия - утечка могла произойти с одного из судов в результате сброса льяльных вод или ЧП.

Но и спустя месяц после скандала правоохранительные органы не обнародовали резюме по шумному делу. Как пояснили в краевой прокуратуре, "хасанское дело" насчитывает уже небывалое количество томов, проведено немыслимое число экспертиз, но виновник так и неизвестен. Если лишь версия, что грязные воды в акваторию могли слить два иностранных судна, проходивших в этот период в районе ЧП. А между тем, только за последний месяц в надзорный орган поступил десяток других сигналов на загрязнение моря.

Администрации морских портов ежедневно осматривает акваторию портов и докладывается в прокуратуру о фактах загрязнения, но этих усилий крайне мало. Разливы нефтепродуктов или сброс бортовых вод в портах случаются нечасто. Проблемы возникает за рамками акватории порта, которая не входит в компетенцию капитана порта. Нередко идущий в порт танкер, дабы избежать экологического сбора, на подходе сливает балласт вместе со всем содержимым в море. Поймать за руку нарушителя можно лишь с помощью спутникового мониторинга за всей акваторией, уверены эксперты.

Сейчас прорабатывается вопрос создания общего мониторинга за состоянием вод не только отдельных портов, но всего залива Петра Великого. С этой инициативой вышел капитан "Морского порта Владивосток". Подобная система с использованием спутникового контроля существует в Санкт-Петербурге, на Черном море. В Новороссийске, например, договорились с европейцами и через спутник отслеживают ситуацию на подходе к порту. Благодаря наблюдению, можно точно сказать, кто и что слил, оштрафовать нарушителя и оперативно ликвидировать загрязнение.

Директор института защиты моря и освоения шельфа МГУ им. Невельского Сергей Монинец отметил, что инцидент в Хасанском районе показал один важный момент - единой организации, системы реагирования в чрезвычайных ситуациях в Приморье нет. В ходе ликвидации ЧП были лишь разрозненные рефлекторные действия, которые позволили ликвидировать загрязнение береговой черты.

По словам ученого, существует государственная система реагирования в подобных случаях - от федерального до муниципального уровня. Если разлив или сброс случился в порту, то за его ликвидацию отвечает администрация порта, у которой есть специальный план реагирования в ЧС. При разливе за акваторией порта вступает в действие бассейновый план, разработанный Минтрансом. В Приморье он опирается на ресурс филиала ФБУ "Госморспасслужбы".

Если грязное пятно подходит к береговой черте и загрязняет ее, то вступать в действие должен краевой и муниципальный планы реагирования. Но в Приморье, как показал "хасанский инцидент", их не существует.

Эксперт предлагает региональной власти обратиться в Госдуму с тем, чтобы передать часть полномочий по устранению или предотвращению загрязнения морских акваторий субъекту. Для этого придется вносить серьезные поправки в Водный кодекс, что очень хлопотно, но если этого не сделать, то в Приморье никогда не появится единый хозяин акватории, а значит, экологические катастрофы и далее будут губить уникальный регион.

От РИА PrimaMedia отметим, что тема загрязнения морской акватории Приморья станет одной из основных на восьмом международном экологическом форуме "Природа без границ". Он пройдет во Владивостоке 23-24 октября 2014. Форум "Природа без границ" - одна из ведущих международных коммуникативных площадок, созданная в Приморском крае. На форуме собираются представители власти, научных и деловых кругов, чтобы обсудить жизненно важные вопросы охраны окружающей среды, экологической безопасности Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Эксперты определили, кто мог загрязнить нефтью море в Хасанском районе Приморья

Росприроднадзор все еще не может найти виновного в разливе нефтепродуктов в Приморье

Единый экологический штаб нужен Хасанскому району Приморья

Я против бизнеса, который подрывает экологию Приморья – глава Хасанского района

107961
43
37