ВЛАДИВОСТОК, 25 мая, PrimaMedia. Газета "Ведомости" опубликовала в своем сегодняшнем номере интервью с губернатором Хабаровского края Виктором ИШАЕВЫМ.
"Ведомости" отмечает, что губернатор Хабаровского края входит в число “долгожителей” среди глав российских регионов наряду с Юрием ЛУЖКОВЫМ и Минтимером ШАЙМИЕВЫМ. Краем он правит уже 15 лет. Впервые Ишаев был назначен в 1991 г. указом Бориса ЕЛЬЦИНА и с тех пор трижды — в 1996, 2000 и 2004 гг. — избирался губернатором, получая каждый раз более 70% голосов избирателей. Считается, что на краевом уровне давно сложился элитный консенсус и у губернатора практически нет никакой оппозиции.
ИШАЕВ часто повторяет, что его партия — Хабаровский край, при этом региональный патриотизм он сочетает с активным участием в политических проектах федерального центра. Так, в 1995 г. он был одним из активных членов движения “Наш дом — Россия”, а в 2002 г. вошел в высший совет “Единой России”.
Некоторые идеи, некогда высказанные ИШАЕВЫМ, реализуются сегодня командой Владимира ПУТИНА. Еще в 2000 г. хабаровский губернатор предложил отказаться от прямых выборов глав регионов. А в разработанной им и учеными РАН концепции стратегического развития России до 2010 г. были предложены экономические расчеты удвоения ВВП и выделения государством ряда приоритетных направлений, которые сегодня именуются нацпроектами. Тем не менее Ишаев нередко позволяет себе критику в адрес федерального центра.
Приведем небольшую выдержку из интервью:
— В стране существует расхожее мнение, что с Дальнего Востока на все территории России фронтально и неотвратимо наступают китайцы. Это так?
— У китайцев действительно остро стоит проблема нехватки жизненного пространства. Сами они рассчитывают, что к 2020 г. их будет свыше 1 млрд 600 млн человек. Но нам, Хабаровскому краю, китаизация территории точно не грозит, потому что проводим в этом отношении сбалансированную политику. В крае действует мое постановление “О порядке пребывания иностранных граждан на территории Хабаровского края”, в котором четко оговорена ответственность руководителей предприятий, которые используют иностранную рабочую силу. Работодатели в договорах должны четко указывать, где гастарбайтеры будут жить, как будет организовано их питание. Иностранцы ни в коем случае не должны попадать на территории соседних регионов и работать на других предприятиях. И все они по окончании договора должны выехать из России. Если хоть один останется, предприятие уже не может рассчитывать на то, что ему будет разрешен ввоз иностранцев.
И потом: о какой угрозе китаизации может идти речь, если у нас на более чем 1,5 млн жителей края всего, включая студентов, около 10 000 временно находящихся жителей Китая?!
— Как обстоит дело с загрузкой Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО)? Год назад вы написали письмо президенту, в котором говорилось о необходимости загрузить этот завод экспортными заказами. Изменилась ли ситуация? Выплатило ли свой долг за модернизацию истребителей Су-27 в размере 1 млрд руб. Минобороны?
— Ситуация изменилась. В худшую сторону. Долг пока остается, экспортных заказов пока нет. Завод, однако, работает. Настраивается на производство RRJ-80 — российского регионального самолета, производимого совместно с компанией “Сухой”.
— Не делал ли Хабаровский край Еврейской автономной области (ЕАО) предложения по объединению, ведь некогда область входила в его состав?
— Любые действия должны быть обоснованы. Если говорить об укрупнении территорий на Дальнем Востоке, надо выработать правильную модель объединения. Если вспомнить начало 1990-х гг., Хабаровский край и ЕАО были одной территорией. А в 1954 г. Хабаровский край и Сахалин были единым регионом, еще раньше был единый Приморский край. Я за объединение, но с учетом специфики промышленных отраслей: нужно объединять северные территории — Якутию с Магаданской областью и Чукоткой, Камчатку с Корякией и Приморским краем, наш край с Амурской областью, ЕАО с Сахалином. А одно объединение с ЕАО — это камарилья, оно ничего не даст.
— Вам приписывают жесткий, авторитарный стиль руководства, и вместе с тем известно, что большинство предприятий вытащены из “долговых ям” и переданы в частные руки. Как это связать?
— Все золотодобывающие предприятия края — частные. К примеру, все ЗАО “Многовершинное” с проектной мощностью в 4,6 т. В лучшие времена оно добывало 1,5 т золота, затем, когда перешло в федеральную собственность, стало добывать 2-3 кг, а люди сидели в шахте и грызли ее. Мы [администрация края] пришли, консолидировали все долги, заменили оборудование и, раскрутив, продали англичанам (акции золотодобывающего предприятия в начале 2002 г. приобрела английская Highland Gold Mining Ltd, владельцы — семья Флеминг. В 2004 г. в ЗАО было инвестировано более $ 6 млн. — “Ведомости”). В 2004 г. они добыли 6 т, в 2005 г. — порядка 5 т. Мы получили за фабрику $26,7 млн и к ним же — $2 млн на социальные объекты края. Как частник пришел — наши поняли: воровать больше нельзя. Или вот пример из другой области: молочное хозяйство “Эльбан” в Амурском районе довели до того, что от каждой коровы получали по 2 л молока. Как только Комсомольский молокозавод получил хозяйство в безвозмездное пользование, коровы ежедневно стали давать по 8 л. Но корова же не грелка, такой разницы быть не может! Масштабы обнаружившегося воровства поразили воображение. Поэтому живем по принципу, что государство не сторож, а активный строитель.