Как рассказал на пресс-конференции, посвященной старту кампании «Кедр – дерево жизни» руководитель лесной программы Дальневосточного филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Денис СМИРНО (Некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента)В, кедровые леса деградировали не только количественно, но и качественно.
«Их запас сократился в 3,5 – 4 раза! Сейчас кедровые древостои возрастом более 240 лет, когда дерево достигает пика семенной продуктивности, занимают всего 5,4 % от площади кедровников Приморья», - пояснил он.
Не смотря на принятый в 1989 году в России запрет на промышленную рубку кедра, а также на промышленные рубки в кедровых лесах, процесс разграбления кедровников продолжается.
«По расчетам экспертов WWF при нынешних объемах незаконных и псевдозаконных рубок «ухода», лучшая часть кедровых деревьев будет вырублена за 15 лет», - отметил Денис СМИРНО (Некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента)В.
Проблема усугубляется фактическим отсутствием какой-либо системы контроля за лесопользованием в условиях идущей реформы лесоуправления. «Старый Лесной кодекс запрещал рубки кедра. Новый же, принятый в декабре 2006 года Лесной кодекс, не содержит такого запрета. Это создает неопределенность для будущего статуса кедра и кедровых лесов», - говорит Денис СМИРНО (Некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента)В.
Кедрово-широколиственные леса Приморья входят с состав одного из 200 Глобальных экорегионов мира, наиболее значимых с точки зрения сохранения биологического разнообразия Земли. Благодаря природному богатству местных экосистем здесь сохранились такие редчайшие животные как амурский тигр и дальневосточный леопард, легендарные растения женьшень и заманиха.
Ценность кедра не столько в стоимости его бревна, сколько в самом живом дереве, источнике жизни для птиц и зверей. Кедровые леса - мощнейший фактор, влияющий на климат региона. Они сохраняют и формируют ценные почвы, ключики и ручейки, видовое многообразие растений. Часто кедрово-широколиственные леса являются единственным источником дохода для жителей удаленных сел и поселков. О необходимости сохранения кедра заявляют и представители коренных народов.
«Лес – основа жизни удэгейцев. Нет кедра - не будет тайги, нет тайги – не будет народа, - сказал бикинский шаман Василий ДУНКАЙ, охотник-промысловик национального охотничьего хозяйства «Тигр» из села Красный Яр. - Так уже произошло с удэгейцами на реке Иман: вырубили кедрачи, и удэгейцев там не стало. Небольшими группами они живут теперь по всему Дальнереченскому и Красноармейскому районам Приморья, но отошли от своих традиционных промыслов – охоты и рыбалки».
WWF призывает к принятию экстренных и чрезвычайных мер по спасению кедровых лесов Дальнего Востока России и начинает кампанию «Кедр – дерево жизни».
Как пояснила участника пресс-конференции координатор по связям с общественностью Дальневосточного филиала WWF России Светлана Титова, кампания охватит территории 4 регионов Дальнего Востока – Приморский, Хабаровский края, Амурскую и Еврейскую автономную области. Она уже нашла поддержку у жителей этих регионов.
При их поддержке экологи рассчитывают добиться полного запрета рубок кедра. В качестве первого шага для спасения кедровых лесов WWF предлагает обратиться к президенту и правительству России с просьбой внести кедр корейский в список пород, заготовка древесины которых не допускается. Под обращением к президенту рассчитывают собрать 10 тысяч подписей.
Так же планируется обращение к властям Хабаровского и Приморского краев с предложением запретить назначение в рубку кедра корейского при проведении всех видов рубок и организовать действенный контроль за исполнением этого запрета. А так же обеспечить передачу кедровых лесов в долгосрочное пользование для заготовки недревесных ресурсов с учетом приоритетных прав таежного населения.