ВЛАДИВОСТОК, 20 сентября, PrimaMedia. Порт Магадан сегодня мог бы перерабатывать как минимум в два раза больше грузов, но этому мешают искусственно созданные преграды, связанные в том числе с взиманием ледового сбора круглый год по одной ставке.
Справка. Магаданский морской торговый порт, встретивший первый пароход с грузом для Колымы в 1933 году, положил начало социально-экономическому развитию Магаданской области. Вся жизнь региона тесно связана с его деятельностью. За неимением в регионе других транспортных артерий, кроме морской, порт принял на себя роль основного связующего звена Колымы с "материком". Из порта расходятся по всему северо-востоку Дальневосточного региона поступающие морем производственные и иные важные грузы. С каждым годом порт наращивает грузопоток для области, утраченный во времена экономического кризиса. В 1988 году порт переработал - 3 млн тонн грузов, в 2006 году - 1,1 млн тонн). Но грузооборот порта растет слишком медленно. Для многих судовладельцев и фрахтователей доставка грузов в Магадан часто оказывается весьма накладной и потому нерентабельной.
Требуется пояснить, что порт Магадан, работающий круглогодично, находится в суровых климатических условиях. На подходах к порту и в самой бухте Нагаева лед стоит с ноября по конец мая. Для проводки судов с грузами до причалов порта необходимо привлекать ледокольный флот и суда ледового класса не ниже ЛУ4.
Для оплаты ледоколов, которые работают, естественно, только в зимнее время, условиях, филиал ФГУП "Росморпорт" в порту Магадан взимает ледокольный сбор КРУГЛОГОДИЧНО с российских и иностранных судов в размере 0,436 доллара США за кубический метр условного объема судна (произведение наибольшей длины, ширины и высоты борта судна) за вход и выход судна из порта. В летнюю навигацию грузооборот порта по сравнению с зимой резко увеличивается, поскольку большинство судов в ДВ бассейне не имеют достаточного ледового класса.
Возникает просто абсурдная ситуация: судно, доставившее груз в порт Магадан в августе, когда кругом льда и в помине нет, как и не наблюдается "работающих" ледоколов, кроме установленных портовых сборов, платит еще ледовый сбор за вход и выход из порта. Все портовые сборы вместе взятые "весят" в три раза меньше, чем один только ледокольный сбор. Пример: судовладелец платит 1000 000 рублей портовых сборов за вход и выход судна из порта Магадан, из них на ледовый сбор приходится примерно 750 000 рублей, и это летом!
Если сравнивать с другими портами Российской Федерации, то там также действуют ставки ледовых сборов, но они почему-то очень сильно разнятся с магаданскими. А именно: ставки сборов в других портах на ледокольный флот, например, в том же порту Мурманска гораздо ниже. Вдобавок к этому в этих портах ставки разделяются на зимние и летние, причем летняя ставка примерно в четыре раза ниже зимней. А в порту Магадан, как уже сказано, ставка одна, круглогодичная и до сих пор в долларах США.
Примеров достаточно: за 2005-2006 годы в порт Магадан зашло всего по одному иностранному судну и в этом году тоже пока одно. Иностранные судовладельцы никак не могут понять, за какую такую услугу ледокола им необходимо платить летом, когда льда нет за тысячи морских миль? Российские судовладельцы, в первую очередь мелкие, тоже не могут оказывать услуги по доставки грузов в порт Магадан в летнюю навигацию из-за непомерно высокого ледового сбора.
Наконец, совершенно очевидно, что искусственно навязываемый ледовый сбор в порту влияет в сторону повышения на все цены на товары и услуги в Магаданской области. Тем самым "летний" лед тормозит развитие северных территорий страны.