Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

осталось 19 часов 13 минут

Пошаговый гайд для вечно худеющих: из стокилограммовой пышки в тростинку за лето
04:20
Раскрыто, за что с жильцов сдирают лишние деньги при оплате ЖКХ
03:11
Олег Кожемяко привез в Белгород снаряжение для бойцов из Приморья
2 июля, 20:52
Вкус мороженого "Вечерний Владивосток" от "УРСЫ" попробовали гости праздника ко Дню молодежи
2 июля, 20:08
За каждым статусом Владивостока стоят люди - Константин Шестаков
2 июля, 19:55
Во Владивостоке торжественно вручили регалии Почетного гражданина города
2 июля, 19:48
Штурм ретроградного Нептуна: бойкое фаталити нанесет транзит 3 знакам 2 июля
2 июля, 19:30
ПанфиLove, танцы и еда: опубликована программа празднования Дня рождения Владивостока
2 июля, 19:27
Россиян предупредили о скором дефиците популярной техники
2 июля, 19:11
Чистка Раков, ярость Львов и грусть Весов: подробный гороскоп на 3 июля
2 июля, 18:30
Звезды, Якорь, Башня: чарующий таро-прогноз Оракула Ленорман с 3 по 7 июля
2 июля, 18:00
Прокуратура поставила точку в споре о размещении авторынка в Надеждинском районе
2 июля, 17:54
Девам лавина купюр, а Весам крах в кошельке: денежный гороскоп с 3 по 5 июля
2 июля, 17:30
Жители Владивостока могут повлиять на развитие трех общественных пространств
2 июля, 17:14
В Приморье подвели итоги ЕГЭ: результаты лучше прошлого года
2 июля, 17:11
Новые возможности для роста: уссурийский предприниматель рассказал о победе в премии Сбера 2 июля, 10:15
Резидентов спецрайона на острове Русском станет значительно больше 2 июля, 10:10
"Газпром" утвердил генеральную схему газификации Приморья 2 июля, 08:51
Плавучий рыбозавод "Владивосток 2000" не продается уже два месяца 1 июля, 18:07
В правительстве Приморья появилось новое министерство 1 июля, 14:47
Акционеры Дальневосточного морского пароходства отказались от дивидендов 1 июля, 09:24
На Камчатке прокомментировали слухи о выпуске купюры в 10 тысяч рублей 30 июня, 10:00
Аэрофлот планирует ввести опцию Sleep + на собственных рейсах 29 июня, 17:43
Во Вьетнаме пройдет первая выездная сессия IX Восточного экономического форума 28 июня, 19:35
Кожемяко в своей стихии, Чемерис не замечает Хабаровска и мусорные баталии 28 июня, 19:08
Названа выгодная кредитная карта для массовых клиентов 28 июня, 18:27
Оппоненты для адмирала: эсеры и ЛДПР выдвинули в парламент Приморья местных депутатов 28 июня, 17:45
Жить дружно: как бизнесу и собственникам ужиться в многоквартирном доме 28 июня, 13:00
От точки в ТЦ к сети по Владивостоку: владелец лапшичных "Нихао" о развитии бизнеса 28 июня, 10:01
Остров Русский 9 июля примет заседание российско-китайской межправкомиссии 28 июня, 08:57

Избрание нового патриарха: свободное волеизъявление церкви

"В нынешней России у Церкви, пожалуй, больше свободы выбора, чем в любой из предшествующих исторических периодов"
23 января 2009, 17:00 Общество

ВЛАДИВОСТОК, 23 января, PrimaMedia. Вскоре после объявления даты проведения Поместного собора Русской Православной Церкви интернет-пространство стали наполнять не слишком многочисленные, но настойчивые голоса, призывающие при избрании нового Патриарха отказаться от голосования, обратившись к жребию как самому надежному инструменту выявления воли Божией. Парадоксальным образом на этом требовании к участникам будущего Собора отдельные православные пастыри сошлись с известными недругами и хулителями Русской Церкви.

Николай ЛИСОВОЙ, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, выразил свою тоску зрения РИА PrimaMedia.

И те, и другие чаще всего ссылаются на два основных исторических прецедента. Первый эпизод связан с избранием в число 12 учеников Господних Матфея, призванного на апостольское служение после предательства Иуды и отпадения того от Спасителя (Деян, 1. 23-26).

Второй сюжет отсылает к восстановлению Патриаршества в нашей стране и избранию святителя Тихона на Священном Соборе Православной Российской Церкви в 1917 году.

В обоих эпизодах избранник Божий был определен посредством жребия, которым в первом случае решалась судьба двух кандидатов, а во втором - трех.

Однако подобные события столь свежи в нашей христианской памяти и столь выразительны как раз потому, что они являются скорее редкими исключениями из обычной практики внутри церковной жизни. Гораздо более распространенной и повсеместно принятой процедурой в православном мире является открытое или тайное голосование выборщиков.

Еще один немаловажный аспект проблемы состоит в том, что к помощи жребия прибегают, как правило, в чрезвычайных условиях, в экстраординарных обстоятельствах и в крайне затруднительных случаях.

И в самом деле, в момент избрания апостола Матфия Церковь Христова как таковая еще не родилась в наш мир - это случится позже, в день Пятидесятницы схождения Святого Духа на учеников Спасителя. До тех же пор, как можно предполагать, ими владеют чувства боли от великой утраты, вселенского сиротства и растерянности. Кроме того, спутники Христовы, оставшись одни в опустевшем без Христа мире, вряд ли так скоро навыкли слышанию гласа Божия в своей душе. И потому они ищут очевидного и доступного пониманию проявления воли Господней, которая была бы открытой их человеческому восприятию, их физическим чувствам. Все это побуждает их при, вероятно, непростом выборе в отсутствие Учителя между Матфием и Мустом обратиться к метанию жребия, передоверив тому свое решение.

Избрание же святителя Тихона совершалось после почти двухсотлетнего драматичного перерыва в Патриаршем преемстве на Руси вследствие церковной реформы Петра I. На протяжении всего этого периода - с XVIII по XX  столетия - Российской Церковью помимо прочего был фактически утрачен многовековой опыт соборного принятия судьбоносных решений. Поместный Собор 1917 года действительно проходил в беспрецедентных условиях - в период державной смуты и распада, в том числе, как сказал образно Патриарх Алексий I (Симанский) в условиях "керенщины в церковной ограде". А сами выборы Предстоятеля проходили в разгар вооруженной борьбы между юнкерами и красногвардейцами в революционной Москве, когда артиллерийские орудия большевиков обстреливали Кремль. Тогда стихии и смуте умов и мнений человеческих нужно было противопоставить непререкаемость воли Божией, являемой в жребии.

Существуют ли сегодня подобные внешние обстоятельства, которые можно было бы охарактеризовать как чрезвычайные для исторического бытия Православной Церкви в России? Думаю, нет. И, следовательно, нет разумных резонов для того, чтобы не доверять соборному разуму Церкви, Главою которой по ее учению является Сам Господь.

В нынешней России  у Церкви, пожалуй, больше свободы выбора,  чем в любой из предшествующих исторических периодов, включая дореволюционный. У нее есть опыт каноничного, соборного, не искаженного внешними влияниями избрания Патриарха Алексия II в 1990 году. Среди бурь моря житейского она следует курсом, который был определен всей Полнотой Церкви и претворялся в жизнь новопреставленным Святейшим Патриархом и Священным Синодом.

Патриаршество почившего Первосвятителя - это 18 лет спокойного, самобытного, нестесненного существования Русского Православия. Это время собирания сил после семи десятилетий богоборческих гонений на Церковь, время ее выхода на общественное служение в стране, переживающей духовное возрождение, время нового обретения Церковью подобающего ей места в жизни народа и державном строительстве.

На каком основании мы должны отказывать Церкви, водимой Духом Святым, в праве соборно выбрать себе Предстоятеля, как это делали на протяжении столетий наши благочестивые предки?

Вспомним знаменитую соборную формулу "Изволися Духу Святому и нам". В ней воля Божия соединяется с человеческим волеизъявлением, которое следует ей. Однако идея жребия по своей природе чужда этого, в ней отсутствует этот важнейший соборный компонент "изволися... нам". Когда ближайшие ученики Христовы собрались в Иерусалиме на свой первый в истории Церкви собор перед тем, как идти в огромный и враждебный языческий мир с проповедью Евангелия, они совместно приняли это решение в Духе Святом, не прибегая к метанию жребия.

Замечательный русский богослов конца XIX в. епископ Михаил (Грибановский), учитель Сергия (Страгородского), Антония (Храповицкого) и Святителя Тихона, один из поборников восстановления патриаршества писал об этом так: "Соборность есть высший безусловный авторитет после Христа, как форма проявления и средство проявления Святого Духа... После Него этот божественный авторитет Триединого Бога перешел в отношении нас к Церкви, к апостолам. В их соборном единении выражается Его воля. И каждый должен с нею сообразоваться, как Христос сообразовался во всем с волей Божией".

Отвечая на вопрос, почему так высоко ставится в Церкви именно соборное начало, богослов отмечает; "Во-первых, и по разуму очевидно, что кто уполномочивает, тот и выбирает, И, следовательно, раз в Церкви соборность с ее полномочиями идет свыше от Бога, от Христа, от Собора апостолов, понятно, и выбор идет оттуда же. Триединый Бог - в предвечном совете избрал и уполномочил Христа. Христос избрал и уполномочил апостолов; апостолы своих преемников и т.д. А во-вторых, и Сам Христос сказал апостолам: не вы Меня избрали, а Я избрал вас. Отсюда раз и навсегда определен характер соборного начала Святой Церкви".

У человека верующего нет оснований сомневаться в собственной способности и готовности принимать решение по христианской совести. В частности, еще и потому, что с апостольских времен и до наших дней остается непреложным закон духовной жизни, согласно которому сила Божия в немощи человеческой совершается.

Слишком велико значение Церкви для исторических судеб России, слишком тесно переплетены их судьбы и слишком многие в этом мире желали бы видеть нашу страну отрекшейся от отеческой веры, чтобы мы могли беззаботно удалиться от необходимости своего христианского и гражданского выбора. Ибо, по слову святого Юстиниана, "благостояние Церкви есть крепость Империи".

Это отлично понимают и недруги Русского Православия, лукаво призывающие Поместный собор, как орган высшей власти в области вероучения и канонического устроения Церкви, передать свои полномочия жребию. При этом руководит ими, конечно, не сугубое желание узнать истинную волю Божию, а трусливая надежда половить рыбу в мутной воде.

К тому же поборники жеребьевки постоянно упускают из виду очень важное обстоятельство.

Если мы дерзко пренебрегаем богодарованной свободой, к которой призвал нас Господь, приглашением Самого Бога к соработничеству, то должны быть готовы к соответствующей каре за свои малодушие и лукавство. Людям духовной жизни хорошо известно, что ниспосылаемое нам свыше в одних случаях будет наградой, а в других, напротив, может оказаться наказанием Божиим или попущенным нам искушением. Значит, и выбор по жребию может быть не только благословением, но и наказанием.

Во-вторых, в истории Церкви жребий всегда тянули люди святого жития: апостолы, почитаемые старцы и подвижники, чье прижизненное избранничество Богом было очевидно для всего православного мира. Но найдем  ли мы сегодня, среди ныне живущих современников такового заведомого избранника Божия, с печатью Господа на челе? Или святого тоже будем "назначать" жребием?

Всякая личность, тем более в христианстве, формируется, прежде всего, как ответственность пред Богом, и в этой же ответственности возрастает. Пусть каждый из участников Поместного собора - архиереев, клириков, монашествующих и мирян, свободно и по совести назовет имя архипастыря, которое Господь вложит ему в душу и в уста.

И тогда Господь в ответ на наше упование и наши молитвы, являя святую волю Свою, благословит того, кому под сводами Храма Христа Спасителя будут вручены знаки Патриаршего достоинства и кто произнесет вслед за пятнадцатью своими славными предшественниками: "Благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю".

Господь усмотрит Себе агнца и без помощи тех очков, которыми тщатся снабдить Его люди, сомневающиеся в благодатности соборного выбора Православной Церкви.