Штраф 5 000 рублей: россиянам запретили срывать и продавать популярные цветы
19:11
МедиаСубботник во Владивосток: как это было (фото)
18:47
Скука Тельцов, страсть Дев, подъем Весов: подробный гороскоп на 21 апреля
18:30
Жителя Приморья будут судить в Магадане за затопление рыболовецкого судна
18:18
Известный астролог Володина предрекла искрометные петарды богатства до 1 мая
18:00
В Приморье за сутки потушили четыре пожара
17:13
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы
16:00
Следователи проверят информацию о вырубке березовой рощи в Находке
15:16
Чертова дюжина автопробегов в Китай: что ждет туристов в Приморье в 2024 году
14:10
В Уссурийске мужчина стрелял из газового пистолета по детской площадке
13:47
Житель Приморья, пришедший в суд с предметом, похожим на оружие, взят под стражу
13:04
Баскетбольный клуб "Динамо" уступил уральскому "Темп-СУМЗ" в плей-офф Суперлиги
12:34
Новую меру поддержки ветеранов СВО и их семей вводят в Приморье
11:30
"Сольный номер занимает пять лет": как и чем живёт цирк в Приморье
10:32
Не быть в потоке: власти Приморья хотят построить шесть новых защитных дамб
08:57
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы 16:00
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56

Академик РАН Петр Бакланов: Свободный порт Владивосток совсем неоднозначен

Разработанный Минвостокразвития РФ механизм нуждается в доработке, считает директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН
13 марта 2015, 09:30 Общество
Пётр Бакланов РИА PrimaMedia
Пётр Бакланов
Фото: РИА PrimaMedia

Предложенный Министерством по развитию Дальнего Востока РФ рамочный законопроект "О свободном порте Владивосток" может иметь как положительные, так и отрицательные эффекты и последствия. Исключительно положительная инициатива президента РФ Владимира Путина, направленная на ускоренное развитие Дальнего Востока, предстала экспертам в "сыром" виде и нуждается в серьезной доработке – как в рамочном варианте, так и в последующем практическом исполнении. РИА PrimaMedia публикует мнение о законопроекте, высказанное ведущим экономико-географом Дальнего Востока, директором Тихоокеанского института географии ДВО РАН, академиком РАН Петром Баклановым.

Идея свободного порта для Владивостока не нова, в той или иной форме она была уже здесь реализована в конце ХIХ-начале XX веков, и сыграла свою положительную роль в развитии территории. Но – тогда была другая эпоха, а развивающийся порт Владивосток был практически единственным российским международным портом на Тихоокеанском побережье. Может сыграть и сейчас, но только при правильном подходе, обосновании и управлении.

Предлагаемый нам механизм "Свободного порта Владивосток" от Минвостокразвития РФ может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для развития территории.

К положительным последствиям предложенной концепции можно отнести наличие мер по стимулированию роста грузооборота за счет экспорта из РФ и из других стран Европы транзитом через свободный порт Владивосток. В связи с увеличением грузооборота ожидаемо вырастут доходы портов, повысится занятость населения, возрастут налоговые доходы, в том числе – в местные бюджеты.

Появится потенциал для развития импортозамещения. За счет ввозимых беспошлинно импортных компонентов возможна организация импортозамещающих производств, ориентированных на внутренний рынок: производство бытовой, компьютерной, автомобильной и иной техники. Получат импульс к развитию и обрабатывающие производства, ориентированные на экспорт: нефтехимические, минеральных удобрений, изделий из древесины, наукоемких продуктов, биопрепаратов и др. В то же время, режим свободного порта с безвизовым заходом туристов на трое суток во Владивосток создаст благоприятные условия для развития въездного туризма, в том числе - морского круизного.

Безусловно, упрощение портового режима будет способствовать оживлению экономической деятельности в Приморье.

Но возможны и отрицательные эффекты.

Из отрицательных последствий внедрения предлагаемой модели следует, прежде всего, отметить вопрос готовности транспортной системы Владивостока к получению такого статуса и в целом - его инфраструктурных проблем. Чрезмерный рост грузопотоков через действующие порты приведет к перегруженности подходящих к портам железных дорог и автомобильных трасс. В сложившейся ситуации выход видится лишь в выносе основной доли возрастающих грузопотоков за пределы Владивостока, то есть в другие порты Владивостокской агломерации. Со временем возможно строительство нового мощного глубоководного порта в пределах агломерации.

Беспошлинный режим, являющийся обязательным атрибутом любого свободного порта, порой может нанести и вред. В нашем случае таможенное послабление может привести к росту экспорта необработанного сырья: древесины, нефти, газа, металлов, рыбы и других природных ресурсов Дальнего Востока и Сибири.

То есть может получить благоприятную почву то, против чего пытаемся бороться на самом высшем уровне – экспорт сырья вместо экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

 Кроме того, беспошлинный режим может негативно отразиться и на еще одном приоритетном направлении Приморского края - сельском хозяйстве, так как облегченный ввоз импортной сельхозпродукции усилит конкурентное давление на аграрную отрасль края.

Что касается конкуренции, то наделение Владивостока статусом свободной гавани поставит в невыгодное положение другие порты Приморья, да и Дальнего Востока, например, такие как Ванино и Советская гавань в Хабаровском крае, что также требует отдельной проработки.

Не менее важное внимание стоит уделить механизмам распределения полномочий между органами местного самоуправления и Управляющей компании свободного порта Владивосток, в частности в вопросах передачи в распоряжение земельных участков, зданий и объектов инфраструктуры во избежание усложнения взаимоотношений и предупреждению конфликтных ситуаций. Взвешенный подход необходим и в оценке конкуренции резидентов свободного порта с уже существующими здесь субъектами хозяйствования, которая не всегда будет эффективной.

Наконец,

требует предварительной оценки уровень выпадающих доходов – какие и сколько налогов "выпадут" на уровне города, муниципалитета, края и за счет чего их можно будет возместить.

В целом разработчикам следует очень внимательно подойти к определению специализированных территорий в рамках свободного порта и их будущих резидентов. Возможно, что в ряде случаев лучшим решением был бы дифференцированный подход, т.е. для некоторых территорий свободного порта вместо выделения специализированных территорий возможно выделение специализированные функции с последующей передачей прав резидентам. Например, за отдельными портами, входящими в состав свободного порта Владивосток закрепить приоритетные функции – перевалка угля, нефтепродуктов, минеральных удобрений, контейнеров, зерна, комплектующих и др. Это позволило бы значительно оптимизировать грузопотоки и не создавать не эффективной конкуренции.

Видится целесообразным формирование в рамках закона (или последующего постановления правительства) перечня приоритетных видов деятельности на территории свободного порта, согласованных с особенностями региона и с интересами и перспективами его развития. Такая работа должна согласовываться с руководством Владивостока и Приморья.

Наконец,

комплексное развитие Приморского края невозможно без разработки специальной, детальной планировки территории свободного порта, ее микрозонирования, в особенности - береговых структур южного Приморья и прибрежной зоны.

Эту часть работы в полной мере готовы выполнить ТИГ ДВО РАН, Дальневосточный федеральный университет и Приморгражданпроект, обладающие большим запасом опыта и компетенций в регионе.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Свободный порт Владивосток "от Минвостокразвития" раскритиковали эксперты

Экспертное сообщество Приморья погрузили в рамки свободного порта Владивосток

Свободный порт Владивосток накроет половину Приморья

1426228257