Российскую подлодку "Сом" обнаружили шведские водолазы из поисковой компании Ocean X Team на дне Балтийского моря у берегов Швеции. Субмарина служила во Владивостоке с 1904 по 1914 год, после чего была отправлена на Черноморский, а позже и на Балтийский флот. На Балтийском флоте в 1916 году "Сом" столкнулся с пароходом и затонул. Вместе с подводной лодкой погиб и весь ее экипаж. Эксперты Ocean X Team предполагают, что найденная ими лодка является именно российской подлодкой "Сом", сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на шведское издание Expressen.
Справка: Ocean X Team – поисковая компания, которая занимается поиском сокровищ, антиквариата, а также тары с алкоголем, затерянных на дне моря. Компания начала свою деятельность с крупной находки. В 1992 году водолазы нашли американский бомбардировщик B-17 на восточном побережье Швеции.
Дайверы утверждают, что обнаруженная субмарина "примерно 20 метров в длину и три с половиной метра в ширину". Эти характеристики примерно соответствуют габаритам подводной лодки "Сом", затонувшей у берегов Швеции в 1916 году (19,3 м на 3,6 м). На то, что найденная подлодка — "Сом", в частности, указывает часть ее названия. На одном из снимков виден твердый знак, использовавшийся в дореволюционной орфографии русского языка в конце слов после согласных.
Твердный знак на субмарине. Фото: Скриншот видео
Кроме того, субмарина напоминает "Сом" своим внешним видом с характерным куполом. Как отметили эксперты, место ее обнаружения находится недалеко от предполагаемого места гибели российской подлодки.
"Сом" (первоначальное название - Fulton) — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. "Фултон" был спущен на воду 2 июня 1901 года в Нью-Йорке.
28 апреля 1904 года с Невским заводом, как с представителем фирмы Голланд, был заключен договор на покупку "Фултона" с доставкой ее в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства эта лодка получила название "Сом". Она была отправлена из Америки на пароходе "Менатик" 13 июня 1904 года и прибыла в Кронштадт 1 июля. 26 сентября "Сом" перешел в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания.
15 ноября подводная лодка была погружена на железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 года. Во Владивостоке "Сом" был окончательно собран, испытан и готова к плаванию 1 февраля 1905 года, однако ее боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. 9 февраля к Владивостоку близко подошли японские корабли, но "Сом" не мог выйти в море и атаковать из-за отсутствия торпед. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи, принимала участие в учении по преодолению противолодочных сетей. Торпеды прибыли во Владивосток только 29 марта.
Подводная лодка Сом во Владивостоке. Фото: https://tsushima.su/
К слову сказать, в 1905 году во время Русско-японской войны на Дальний Восток были переброшены подводные лодки: "Форель", "Дельфин", "Щука", "Осетр" и "Кефаль".
Боевая деятельность субмарины "Сом", как и других подводных лодок, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока и острова Русский. "Сом" за 6 месяцев боевых действий прошел 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой 16 часов 35 минут, при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов. При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкам в районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военные корабли. Это произошло 28 апреля 1905 года, когда подводные лодки "Дельфин", "Касатка" и "Сом" находились в районе бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока.
В декабре 1914 года подводные лодки "Сом" и "Щука" срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь на Черноморский флот. "Сом" и "Щука" совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта. Однако, уже в июле 1915 года "Сом" был отправлен на Балтику в Петроград, откуда своим ходом пришла к новому месту базирования — базу Мариэхамн. 10 мая 1916 года в 04.00 субмарина "Сом", осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом "Ингерман-ланд". Вместе с лодкой погиб и ее боевой экипаж — два офицера и 16 нижних чинов.
Члены экипажа подводной лодки "Сом": Бугураев Хрисанф Константинович, лейтенант, командир подводной лодки; Андрианов Иван Антонович, рулевой боцманмат; Безматерных Дмитрий Петрович, моторный унтер-офицер 1 статьи; Гусев Михаил Михайлович, матрос 2 статьи, и.д. минного машиниста; Завадский Дмитрий Макарович, минно-машинный унтер-офицер 1 статьи; Захарченко Дмитрий Борисович, старший электрик; Истратов Николай Иванович, машинист 1 статьи; Кирейчук Лука Маркович, электрик унтер-офицер 1 статьи; Климачев Алексей Львович, электрик; Корнев Дмитрий Александрович, минный машинист 1 статьи; Кривчиков Захар Степанович, рулевой боцманмат; Лунин Даниил Семенович, рулевой; Романов Николай Андреевич, моторный унтер-офицер 1 статьи; Саско Борис Владимирович, лейтенант, старший офицер подводной лодки; Сидоров Иван Васильевич, электрик; Сорокин Николай Иванович, машинист 1 статьи; Цвелодуб Алексей Михайлович, моторный унтер-офицер 1 статьи; Шевенок Илларион Демидович, артиллерийский унтер-офицер 2 статьи.
Справка: "Сом" - торпедная подводная лодка. Скорость надводная - 8,5 узлов; подводная - 6 узлов. Глубина погружения – 30 метров. Автономность плавания - 8 суток, 430 миль, 30 миль под водой. Экипаж - 22 человека. Водоизмещение надводное - 105 тонн, подводное - 120 тонн. Длина - 19,3 метра, ширина корпуса - 3,58. Силовая установка: бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л.с., 1 электромотор 70 л.с.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Древнее поселение обнаружили археологи во время раскопок под Владивостоком
Дайверы ДВФУ ведут под Находкой поиски гидросамолета времен Второй мировой войны