Владивостоку, несмотря на проведение здесь международного кинофестиваля "Меридианы Тихого", пока еще далеко до Голливуда, считает режиссер-оператор, фотограф, учредитель видеостудии "Фаза" Александр Фаткулин. О том, как развивается сегодня видеоиндустрия в городе, дефиците кадров и рекламе за миллион он рассказал в эфире PrimaMediaLIVE.
- Чем занимается ваша видеостудия?
- Мы создаем рекламные ролики, корпоративные фильмы, отчеты о мероприятиях, 3D-анимацию. Но наш приоритет – короткие рекламные ролики, когда в секунду времени вложено очень много информации, качественно сделанные и снятые, и серьезные корпоративные фильмы о больших компаниях. Это то, чем мы занимаемся в основное время.
- С чего вы начинали?
- Я профессиональный фотограф, с 1998 года занимаюсь фотографией, долгое время жил за границей, работал моделью, поэтому у меня довольно богатый опыт. И когда я приехал во Владивосток, обратно, я почувствовал, что можно начать заниматься видео, и именно под влиянием Европы и США у меня появилось сильное желание делать что-то в движении. И я применил свои фотографические знания в работе со светом, постановке, композиции кадров, и как-то получилось, все сразу пошло хорошо.
- Сейчас компании во Владивостоке заинтересованы в качественном видео или пытаются сделать подешевле?
- Отношение меняется. Люди, заглядывая на наш сайт, звонят и говорят: "Знаете, мы не хотим у вас заказывать ролик, просто звоним, чтобы сказать, что вы очень клевые". Потом эти люди говорят, что они созрели и что бюджет есть. И они уже понимают, что картинка отличается от того, что делается людьми в других компаниях. Сейчас у нас кино-подход. И это клиент ощущает. Люди, желающие сделать дешево, нам не звонят.
- Сколько сейчас стоит ролик?
- У нас ролики стоят от 80 до 300 тысяч, причем 300 тысяч – это средний рекламный ролик. Если брать большие работы, в которых много людей, сцен, хронометража, то там цена увеличивается до 500 тысяч – 1 млн и даже больше.
У нас есть опыт работы с проектами дороже 1 млн рублей.
И это не потому, что мы хотим много денег. Съемки предполагают достаточно много затрат, в первую очередь на аренду, скажем так, эпических площадей для съемок. Люди, владеющие этими площадями, их так просто в аренду не отдадут. И ценник там из разряда "хотите – берите, не хотите – нет". Это может быть и 100, и 200, и 300 тысяч за аренду помещения. Конечно, не офисного здания, а такого, где никому бы в голову не пришло снимать. Это получается круто, но и стоит денег.
- У нас в городе много людей, технически подкованных, чтобы снимать правильные вещи? Проблема у нас в городе с кадрами есть?
- Конечно, есть такая проблема. Потому что мы генерируем вокруг себя пространство, но его еще мало.
Школы специальной пока здесь нет, все, кто хотят этим заниматься, по себе "выпочковываются". Проблема в том, что входящего потока денежного, который бы генерировал поток кино, звука, нет.
У нас, слава богу, есть по оному-два человека на каждую должность, но не больше. Конечно, хотелось бы, чтобы эта ситуация менялась.
- Что можно сделать в нашем локальном пространстве самим? Был вот, допустим, "Кинокурс". Полезная вещь, как считаете?
- Не хотел бы вдаваться в подробности, но, скажем так, для людей, которые хотят заниматься кино как кино, реализовывать свои фантазии и творчество, сценарии писать, "Кинокурс" полезен.
Мне кажется, человеку, который хочет снимать кино, ему, как атлету, нужно накачать мышцы.
В кино ко всем областям нужно подходить с ответственностью. Есть задача, ты ее решаешь. Реклама очень хорошо помогает в этом вопросе. Есть ответственность, есть деньги, есть люди, которые хотят что-то от тебя, и есть твои желания.
Например, многие наши ролики смотрятся достаточно хорошо, потому что каждый раз мы хотим сделать что-то новое. К нам не приходит заказчик и не говорит: "А давайте сделаем вот это".
- Невыполнимые требования клиента бывают?
- Такое бывает нечасто, но были пару предложений, когда нам звонили и говорили: "Нужно снять за один день супер-ролик за 200 тысяч". Мы тогда сказа: "Давайте мы напишем сценарий, мы его посчитаем". Клиент начинает сильно эмоционировать, говорит что хочет, чтобы это было именно вот так, но он не может обозначить это в действиях, не может транслировать свою мысль. Такие клиенты потом, как правило, не звонят.
Были сложные требования, но выполнимые. И это даже до смеха доходит, когда зимой нужно снимать траву и коров на лугу. А потом понимаешь, что вот здесь так, здесь макет, здесь траву просто купим и поставим, здесь дорисуем. То есть, в конце концов, более-менее все выполнимо.
- Хотели почувствовать себя великим режиссером?
- Нет, великим режиссером я себя чувствовать не хочу. Представляя себе великого режиссера, в сознании рисуется образ такого пафосного, загордившегося человека, который не смотрит на свою команду и реализует свои амбиции. Мне нравится качественная командная работа, в которой каждый "генерирует".
- А сами кадры "растите"?
- Да, немного. Сейчас уже есть вокруг нас некий коллектив, который получает от нас воспитательную энергию.
- Сильна ли потребность в рекламных роликах во Владивостоке?
- Скажем так, есть периоды, когда активность большая и когда низкая. Но я бы не сказал, что спад, скорее, ступеньками. Когда идет подъем, времени вообще нет - на работе до ночи сидишь. Съемки не самое большое время занимают. Основное время занимает препродакшн и постпродакшн. Съемки занимают два-три дня.
- Ставите для себя какие-то планки, чтобы дальше развиваться?
- Да, конечно. Купили вот недавно скоростную камеру от Sony, 480 кадров в секунду. У нас на сайте есть рекламный ролик пельменей, в котором они варятся в слоу-моушен, брызги летят красиво, эффектно, одним словом. Сейчас мы работали в Хорватии, снимали 50 отелей, закончили большой рекламный проект для московской компании "PAX". Нас пригласили, чтобы отснять Черногорию, затем - Хорватию. Ощущение приближенности к цивилизации есть.
- В этом году исполняется 10 лет кинофестивалю "Меридианы Тихого". Одна из его благих целей - сделать так, чтобы здесь начали снимать кино. Пока кинофестиваль ничего не спровоцировал. Какое у вас отношение к этому мероприятию?
- Я к фестивальному кино отношусь спокойно. Когда он начинался, я думал, что часть чего-то большего пришла в наш город. Я сидел по 10 часов в кинозалах. На первом кинофестивале я не понимал, что происходит, мне было неинтересно, я думал, что я не дорос до этого, чтобы понимать. На втором – то же самое. На третьем я подумал, что, наверное, все-таки это кино не для меня. Другими словами, достаточно большое количество работ не впечатляли меня, и я не хотел снимать подобное кино.
Почему он не сделал ничего глобального для развития кино? Я думаю, что люди на этом кинофестивале больше являются своего рода проводниками. Они могут немного инициировать волну, но деньги - это всегда либо бизнес, либо администрация, и они должны их привлекать, чтобы вливать финансовую "кровь" в машину кинопроизводства.
- За какой проект вы бы не взялись?
- За проект, чье содержание отличается от моих взглядов на мораль и общечеловеческие ценности, или, может быть, если посыл этого фильма будет негативным.
- Вы оптимист или романтик?
- Наверное, оптимист. Можно показывать хорошо, можно показывать плохо. Зритель сидит и не говорит: "Нет, это не я!" - он впитывает, принимает информацию. Алкаши, разведенные, которые убивают всех из автоматов. Кто главный герой? Аутсайдер, бывший спецназовец, идущий по пути смерти и убийства.
- Смогли бы вы снять что-либо бесплатно? Была ли у вас видеоблаготворительность?
- Мы помогали организации "Рука помощи", ездили в Корею и Японию, достаточно много работы там было, оперативный монтаж и съемка. Мы открыты для создания стоящих вещей, но они должны быть стоящими с нашей точки зрения.
- Кто лучше - активный клиент, который лезет в каждую мелочь, или же тот, который предоставляет вам свободу действий?
- Придирчивый клиент хорош тем, что он берет на себя ответственность, он пришел и сказал: "Поставьте шрифты". Мы говорим, что это хуже, чем с первоначальными шрифтами, но он настаивает. Такую работу в портфолио мы не положим или положим, но с нужными шрифтами.
Когда у тебя нет внутреннего желания сделать лучше, ты будешь делать нормально, хорошо, качественно, но на проходном уровне, без огонька. А если некие ограничения поставили, но есть свобода для творчества, будет гораздо лучше, быть может, даже дешевле, и это будет генератор будущих продаж. Я все время к этому свожу.
Качественная съемка – одно из числа немногих сильных удовольствий в мире, которые можно получить. Потому что чувствуется, что день прожит так, как надо.
- Вы уже сейчас можете снимать большие картины - инновационные, блокбастеры?
- Блокбастеры пока нет, но какое-то небольшое кино уже можем. Может быть, даже и большое, но я очень ограничиваю аппетиты, потому что пока нет качественного небольшого кино, которое ты снял, пока ты на нем не обтесался, ты не можешь понять, что там будет.
- Снимать собираетесь здесь или на стороне, за пределами Приморского края?
- Хороший вопрос, наверное, и здесь, и там. Вот съездил в тот же Таиланд, но не туда, где туристическая зона, а на север страны, где джунгли. Даже там можно настолько насытиться впечатлением, что даже пару кадров оттуда твою картинку сделают международной. Причем это не сложно, комплект оборудования небольшой, брать в аренду технику можно там.
На самом деле, и в Приморском крае есть много, чего снимать. Те, кто ездил в Хасанский район, водопады видели, знают, что мест, где можно сделать красивые кадры, очень много.
- Сейчас многие едут продвигаться в Москву. Вы как к этому относитесь?
- Мне кажется, что лучше продвигаться и быть успешным здесь, чем быть хорошим и занимать позицию среди еще тысяч таких же там. К тому же мы небольшая компания, у нас здесь ресурс больше и на нас начинает много чего завязываться.
Я жил полгода в Нью-Йорке, полгода в Париже. В Москве жил достаточно долго. Могу сказать, что Париж с Нью-Йорком круче. Я бы лучше в Нью-Йорке пожил и поработал. Но я все время возвращаюсь во Владивосток. Мне кажется, что он в будущем будет идти только вперед.
- Как вы думаете, должна ли администрация создать на острове Русском ангары, где были бы телестудии, киностудии, фотостудии?
- Этот проект из чисто эфемерной мысли уже где-то воплощается. Я думаю, если будет правильный денежный поток и понимание, как на этом можно зарабатывать деньги, люди выгоды не упустят.
Приморье – еще не Голливуд, сюда вряд ли поедут и будут снимать натуру.
У нас, наверное, природа – основное богатство. Насчет павильонов пока еще неизвестно, возможно, через 5 лет, когда инфраструктура обрастет "плотью", тогда это будет, наверное, осмысленно и правильно.