«Рыбная отрасль Дальнего Востока: пути развития и вопросы регулирования»

  • 27 февраля — 6 марта 2014
  • Завершена и закрыта

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #9. 28 февраля, 10:56
    Когда был в Пусане на рыбном рынке, у меня сложились строчки: "Здесь сейнеры швартуются к прилавкам, и потому торговля рыбой бойкая идёт!" Хотелось бы услышать от троих экспертов их мнения - как устранить семерых с ложкой, которые на одного с сошкой?
    • Передня Александр Александрович
      Директор департамента рыбного хозяйства Приморского края
      Труд рыбаков многих вдохновил на поэтические строки. Вам они тоже удались, поэтому примите мои поздравления! В одном из своих ответов уже пояснял, что рыбная отрасль это большой экономический мультипликатор и позволяет реализоваться различным сферам деятельности человека. Вместе с тем если цена растет на продукцию без каких либо изменений качества и вида продукта, эти процессы необходимо исключать.
  • #8. 28 февраля, 00:01
    У меня вопрос ко всем трем экспертам, поскольку интересно услышать разные мнения: ученого, чиновника, практика. Все мы помним, что СССР ловил рыбу не только в Охотском море, но и во всем мировом океане. Какой только рыбы не продавалось во Владивостоке! Потом мы ушли из мирового океана. Рыбы на прилавках больше не стало, я б сказал, наоборот. Как вы считаете, нужен ли России мировой океан в плане рыбной ловли и рыбной переработки? Нужно ли это приморью? Конкретному ОАО "Преображенская база тралового флота"?
    • Саксин Сергей Владимирович
      Председатель совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота»
      России - безусловно, нужен.

      Но если говорить об организации лова в мировом океане, необходимо иметь в виду, что это очень дорогостоящее мероприятие. Ведь чтобы эффективно работать в его водах, во-первых, нужен современный специализированный крупнотоннажный флот. Во-вторых, транспортные суда, которые будут осуществлять доставку рыбопродукции. И в-третьих, в районе промысла должна находиться ремонтная база.

      Понятно, что нести такие огромные финансовые затраты на содержание всех этих составляющих, не в состоянии ни одна рыбацкая компания. Не случайно, в советское время уровень рентабельности работы рыболовецкого флота в мировом океане был невысоким. Но тогда государство ставило перед собой задачу не столько получения прибыли, сколько расширения своего присутствия и влияния в мировом океане. Сегодня же, когда главным условием не только развития, но и существования любого коммерческого предприятия, в том числе и Преображенской базы тралового флота, является его прибыльная работа, рыбаки просто не могут позволить себе заниматься неэффективным производством. А это значит, что без государственной поддержки они не смогут выйти за пределы своих традиционных районов промысла.
    • Передня Александр Александрович
      Директор департамента рыбного хозяйства Приморского края
      Вопрос о необходимости в ресурсах мирового океана никогда не стоял.
      Это все равно, что спрашивать - а нужна ли Вам нефть, газ и другие природные ресурсы. Конечно же нужен, ресурсы нужны всем.
      Вместе с тем ответ на промысел в мировом океане лежит главным образом в плоскости экономики. В советское время он велся с поддержки государства экспедиционно. В состав экспедиции входили многие предприятия. В настоящее время каждое предприятие само определяет для себя рентабельность промысловых операций. Ресурсы, которые ежегодно выделяются России в зонах мирового океана регулируемых международными конвенциями остаются практически не востребованными. Существующий рыбопромысловый флот у Приморских предприятий имеет средний возраст 30 лет и экономика при его использовании в отдаленных районах мирового океана может работать только при экспедиционном варианте, но предприятия не стремятся к объединению своих возможностей. Конечно, на сегодня есть проекты современных судов, главным образом Норвежских, которые с использованием современных технологий позволяют вести рентабельный промысел в мировом океане и одним судном, но цена такого флота пока остаётся недоступной для отечественных рыбаков. Необходимо определиться с формой поддержки со стороны государства и департамент проводит такую работу. Есть вопросы и в плоскости законодательства, к примеру, не урегулирован вопрос по закреплению ресурсов за предприятиями в мировом океане на длительный срок, что препятствует реализации инвестиционных проектов, которые есть у Приморских предприятий. В этом направлении департамент также проводит работу. Отчасти выход в мировой океан обусловлен существующими ресурсами в территориальных водах России, и её исключительной экономической зоне. Страны, у которых не так богаты моря, просто вынуждены осваивать мировой океан. В отношении ассортимента морерыбопродукции на прилавках магазинов. Вопрос всегда будет дискуссионным, каждый покупатель выбирает сам для себя тот вид продукции , который он предпочитает, но говорить о том , что сегодня нет выбора думаю не корректным. К примеру, на прилавках такой известной торговой сети как «Парус» можно насчитать 153 наименования разного вида морерыбопродукции. Возможно этого недостаточно , также соглашусь , что и стоимость продукта могла быть ниже. Вместе с тем если говорить о цене на продукцию рыбацкого предприятия и цене в торговой сети она отличается иногда довольно значительно: в полтора – два , а иногда и три раза. На сегодня департаментом ведётся работа с рядом рыбацких предприятий, предприятий береговой переработки и торговых сетей, с целью подписания соглашения о фиксированной торговой наценке. Установить административно цены на продукцию – это возврат к планово-распределительной системе , которая неизменно повлечет за собой и дефицит наличия продуктов на прилавках. Однако, влиять на ситуацию конечно возможность есть, находясь в прямом диалоге с предприятиями, для исключения разного рода спекуляций. Примером резкого повышения себестоимости продукции могут служить пиковые нагрузки в период лососёвой путины , когда из-за отсутствия свободных мощностей по хранению продукции на холодильниках в морских портах стоимость услуг по хранению начинает расти, также поднимается и ставка на перевозку продукции по железной дороге. Как раз для решения этих вопросов в настоящее время реализуется проект «Рыбный кластер» , который существенно увеличит возможности для хранения и переработке рыбопродукции на Дальнем востоке. Снижение себестоимости продукции позволит сделать её более доступной и для покупателей. Также доступность продукции возрастёт и для мелкооптового покупателя т.к. проект предполагает организацию аукционной площадки по примеру крупных рыбных рынков Японии и Южной Кореи.
  • #7. 28 февраля, 11:55
    Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о кадровой политике вашей компании. Кого берете на работу? Какие условия предлагаете? Какие компетенции требуются от претендентов? Выпускникам каких вузов отдаете предпочтение? Существуют ли у вас предпосылки для карьерного роста?
    • Саксин Сергей Владимирович
      Председатель совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота»
      Сегодня практически для всех предприятий отрасли, в том числе и для базы флота, актуальна проблема нехватки квалифицированных кадров. Стараемся решать ее за счет привлечения выпускников профильного Дальрыбвтуза, а также Владивостокского рыбопромышленного колледжа, Дальневосточного мореходного училища. Кроме того, поддерживаем связи с Амурским филиалом МГУ им. Невельского, Тобольским мореходным училищем, Ейским рыбопромышленным техникумом, Институтом водного транспорта им. Седова в Ростове-на-Дону.

      У всех молодых специалистов, приходящих к нам, конечно же, есть возможности для карьерного роста, поскольку средний возраст морских кадров - за 50 лет. Кстати, на предприятии действует программа "Молодой специалист", которая способствует закреплению молодежи в нашем коллективе. У новичков есть наставники, помогающие их профессиональному росту, им предоставляются комнаты в общежитии. Если же молодой сотрудник зарекомендует себя в работе с лучшей стороны, мы готовы выдать ему ссуду для приобретения жилья на вторичном рынке.

      Для привлечения в базу флота преображенской молодежи занимаемся профориентационной работой среди школьников. Старшеклассники проходят обучение по морским специальностям на базе нашего УТЦ "Курган". Желающим получить высшее образование (и не только выпускникам школ, но и рядовому составу ПБТФ) выдаем беспроцентную ссуду с обязательным условием отработать на предприятии не менее трех лет после вручения диплома. А чтобы восстановить у подрастающего поколения былой интерес к профессии, планируем возродить в поселке яхт-клуб.

      Трудовые права, социальные гарантии и льготы сотрудников базы флота прописаны в коллективном договоре, заключенном между руководством и профсоюзной организацией. Например, он предусматривает дополнительную пенсионную поддержку или возможность получения "серебряных" и "золотых" значков ОАО "ПБТФ", дающих право на оплату за счет предприятия коммунальных платежей и проезда, на другие льготы. Желающим приехать к нам на работу из других населенных пунктов мы готовы оплатить проезд, провести обучение по специальности в нашем учебно-тренировочном центре, предоставить общежитие на время учебы и оформления документов, оказать содействие в получении необходимых для выхода в море документов. В случае неудовлетворительной промысловой обстановки гарантируем рыбакам выплату минимальной заработной платы, которая, к примеру, для младшего плавсостава составляет 37 тысяч рублей. Вообще же зарплата рыбаков зависит от выполнения экипажем планового задания, и в Охотоморской минтаевой экспедиции у рядового состава наших лидеров, БМТРов "Бухта Преображения" и "Генерал Трошев", она - не менее 75 тысяч рублей.
  • #6. 28 февраля, 11:43
    Вопрос Александру Александровичу. Понятно, что рыбная отрасль сейчас в частных руках. Но если уж есть департамент по рыбному хозяйству, значит у региональной власти должны быть на отрасль какие-то определенные виды, мысли и т.д. Тот же кластер, который собираются создать в Приморье, что он даст рядовым потребителям? Свежая рыба будет на прилавках?
    • Передня Александр Александрович
      Директор департамента рыбного хозяйства Приморского края
      Свежая рыба есть и сейчас в торговой сети. Рыбная отрасль особый вид предпринимательской деятельности. Результаты ее влияют на продовольственную безопасность страны, обороноспособность, занятость населения береговых территорий и является высоким мультипликатором влияния на многие сферы деятельности. Добытая в море рыбка дает работу многим, обеспечивая их существование, пока продукт проходит свой путь от крючка или сети до обеденного стола. Поэтому, многие страны поддерживают развитие этой отрасли разными формами. Проект рыбного кластера, реализуемый согласно поручению Президента, одна из форм поддержки отечественной рыбной отрасли.
  • #5. 27 февраля, 05:22
    Еще есть вопрос: почему рыба в прибрежных районах стоит столько же, сколько и в континентальных? Транспортные расходы стремятся к 0. Когда уже рыночная наценка будет ограничена законодательно? Если рыночная экономика тут получается какой-то "кривой", явно не в пользу общества, то нужно как-то регулировать ее, корректировать, перенаправлять. Нужно избавляться от посредников (мафия не оценит этот комментарий). Зачем они? Создать единую базу информационную или биржу, куда представитель розницы может зайти, грубо говоря оставить заказ на 1 тонну лосося и получить ее по прозрачной цене.
    • Передня Александр Александрович
      Директор департамента рыбного хозяйства Приморского края
      Это один из самых стойких мифов о рыбной отрасли. На цену рыбо продукции влияют многие факторы и доставка только один из них. Нет ничего странного когда в средней полосе страны сельдь с затратами на ее доставку уже на окончании срока реализации имеет одинаковую стоимость с только, что перегруженной из района промысла в порту Владивостока. Если сравнивать стоимость продукции , то необходимо это делать с одним и тем же по качеству видом продукции. Одинаковое название не означает, что вы покупаете один и тот же продукт из рыбы. Этот факт обуславливает то, что рыбопродукция остается аукционным продуктом и никогда не станет биржевым, оптовый покупатель предпочитает принимать решение о стоимости продукции только после ее инспекции.
  • #4. 27 февраля, 05:16
    Александр Павлович, недавно политолог Глеб Кузнецов в газете "Известия" высказал точку зрения, согласно которой Дальний Восток, как и прежде, должен заниматься добычей и экспортированием сырья. Мол, сырье постоянно дорожает, а добавленная стоимость - это не про нашу честь, не доросли еще. То есть, если говорить про рыбную отрасль, наш удел - ловить, морозить и вывозить за бугор, а потом покупать втридорога готовую импортную продукцию. Что вы думаете по этому поводу? Можно ли реально сделать так, чтобы была у нас и свежая, и свежемороженная рыба, и рыбные деликатесы собственного изготовления, и для себя и на экспорт?
    • Латкин Александр Павлович
      Директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор
      Я бы сказал так, что в любом деле должна быть золотая середина. Отчасти политолог прав. Сейчас на Дальнем Востоке, во-первых, дорогая электроэнергия, во-вторых, нехватка рабочих рук, а самое главное, очень низкая потребительского емкость рынка. Поэтому если ставить задачу так, что вся рыба должная быть переработана (причем по принципу глубокой, безотходной переработки), то эта задача очень тяжела.
      И сразу возникает вопрос, а что такое глубокая переработка рыбы. Если это, например, консервирование, то какое. Ведь рыбу можно так законсервировать, что ее никто и покупать не будет. А между тем во всем мире сейчас существует тенденция потребления свежей рыбы.
      С другой стороны мы же не может все 2,5 млн тонн рыбы, которая ловится на Дальнем Востоке, или даже половину этого отправлять в ее наилучшем виде за рубеж.
      Мне кажется, нужно идти сразу двумя путями. С одной стороны по пути удовлетворения спроса населения Дальнего Востока и наших постоянных партнеров-импортеров на свежевыловленную рыбу. А с другой стороны – по пути изготовления и продажи продукции глубокой переработки. Но эта продукция глубокой переработки должна быть конкурентоспособна. А для этого нужно минимизировать расходы на изготовление этой продукции.
      Что для этого нужно сделать? Первое, поставить на Дальний Восток самое высокотехнологичное оборудование с низкой энергоемкостью. Второе, было бы неплохо установить для дальневосточных предприятий энерготариф на более низком уровне. Это была бы серьезная поддержка государства. Например, если бы на Камчатке 1 киловатт стоил не 7 рублей, а 1 рубль, сразу можно было бы говорить о производстве конкурентоспособной продукции глубокой переработки, такой, как консервы, продукция в вакуумной упаковке, продукции, изготовленной по современным технологиям и т.д.
  • #3. 27 февраля, 05:08
    Здравствуйте, уважаемые участники онлайн-конференции. У меня много вопросов - как со стороны рядового потребителя, так и профессионала. Прошу по-возможности дать ответы на самые важные для меня:
    1. (потребитель) Какие механизмы прямого и косвенного регулирования рыбной отраслью планируется использовать в ближайшем будущем в целях повышения конкурентоспособности тихоокеанских морепродуктов на отечественном рынке (доступность, снижение розничной цены, увеличение разнообразия в результате переработки)?
    2. (профессионал - работник транспортной отрасли) Из года в год в период путины в СМИ поднимается вопрос о том, кто же виноват в высокой розничной цене - портовики высказывают претензии железнодорожникам, железнодорожники - посредникам, посредники - органам власти. Помогите разобраться в этом клубке непонимания: кто из участников рыбного рынка получает наибольшую прибыль при наименьших затратах? (портовики, рыбаки, железнодорожники, посредники...).
    3. (профессионал) Ежегодно в период путины можно наблюдать за такой игрой: рыбаки с полными трюмами хотят сбыть сырье, железнодорожники, автомобилисты хотят, чтобы это сырье было вывезено, ретейлеры хотят купить и вывести эту продукцию для продажи, но по минимальной цене (и это логично). В итоге что происходит? А происходит ожидание. Ожидание того когда транспортники пойдут на скидки, когда рыба будет на грани протухания. Происходит ежегодный четко спланированный демпинг цен. Речи о планомерной отправке тут и идти вообще не может, а значит, рыба валит вся скопом, любо уходит зарубеж. Так не будет ли решением проблемы создание нормального государственного холодильного фонда? Ну или негосударственного, но социально-ориентированного? Ведь отечественные холодильные мощности в десятки раз уступают тем же южно-корейским при совершенно несопоставимых объемах вылова.
    Серватовский Александр Владимирович (alex_sav86@inbox.ru)
    • Передня Александр Александрович
      Директор департамента рыбного хозяйства Приморского края
      Уважаемый Александр Владимирович! Спасибо за интерес к нашей отрасли. Прошу ознакомиться с моими ответами участникам конференции, в них вы можете найти мою позицию на ваши вопросы.
    • Латкин Александр Павлович
      Директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор
      Здесь, конечно, вопрос в первую очередь адресован к нашим властям. Мы видим на примере нашей страны, что в одном регионе удается сделать так, что продукция является высококачественной и доступной по цене, а в другом регионе, где все пущено на самотек, где никто ничего не контролирует, продукция дорогая и невысокого качества. Поэтому я бы адресовал этот вопрос прежде всего властям, которые должны обеспечивать достаточно высокий уровень жизни населения. А это значит, делать все для того, чтобы предпринимательство развивалось, чтобы меньше было промежуточных звеньев и посредников, всевозможных серых схем. А то рыбаки говорят, что сдают рыбу по цене 15 рублей за килограмм, а в магазине сами же ее покупают по гораздо большей цене.
  • #2. 27 февраля, 05:07
    Здравствуйте, уважаемые участники онлайн-конференции. У меня много вопросов - как со стороны рядового потребителя, так и профессионала. Прошу по-возможности дать ответы на самые важные для меня:
    1. (потребитель) Какие механизмы прямого и косвенного регулирования рыбной отраслью планируется использовать в ближайшем будущем в целях повышения конкурентоспособности тихоокеанских морепродуктов на отечественном рынке (доступность, снижение розничной цены, увеличение разнообразия в результате переработки)?
    2. (профессионал - работник транспортной отрасли) Из года в год в период путины в СМИ поднимается вопрос о том, кто же виноват в высокой розничной цене - портовики высказывают претензии железнодорожникам, железнодорожники - посредникам, посредники - органам власти. Помогите разобраться в этом клубке непонимания: кто из участников рыбного рынка получает наибольшую прибыль при наименьших затратах? (портовики, рыбаки, железнодорожники, посредники...).
    3. (профессионал) Ежегодно в период путины можно наблюдать за такой игрой: рыбаки с полными трюмами хотят сбыть сырье, железнодорожники, автомобилисты хотят, чтобы это сырье было вывезено, ретейлеры хотят купить и вывести эту продукцию для продажи, но по минимальной цене (и это логично). В итоге что происходит? А происходит ожидание. Ожидание того когда транспортники пойдут на скидки, когда рыба будет на грани протухания. Происходит ежегодный четко спланированный демпинг цен. Речи о планомерной отправке тут и идти вообще не может, а значит, рыба валит вся скопом, любо уходит зарубеж. Так не будет ли решением проблемы создание нормального государственного холодильного фонда? Ну или негосударственного, но социально-ориентированного? Ведь отечественные холодильные мощности в десятки раз уступают тем же южно-корейским при совершенно несопоставимых объемах вылова.
  • #1. 27 февраля, 05:06
    Уважаемый Сергей Владимирович, недавно на сайте Черноморского судостроительного завода (Николаев, Украина) появилась такая информация:

    «Черноморский судостроительный завод» подписал протокол намерений с дальневосточной компанией ОАО «Преображенская база тралового флота» (ПБТФ, Российская Федерация) на постройку серии
    универсальных транспортных рефрижераторных судов проектов 13476 и 13476М, типа «Бухта русская».

    Готовитесь к большой рыбалке? Если не секрет, насколько большой? И второй вопрос: как вы думаете, приморское судостроение сможет принять участие в создании обновленного рыболовецкого флота для вашей и других рыбодобывающих компаний региона?

    • Саксин Сергей Владимирович
      Председатель совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота»
      С Черноморским судостроительным заводом подписан протокол о намерениях на постройку больших автономных морозильных траулеров типа «Пулковский меридиан».
      В составе нашего флота уже есть два подобных судна. Это БМТРы «Бухта Преображения» и «Генерал Трошев», которые были построены по заказу базы флота в 2000 и 2012 годах как раз николаевскими корабелами. Именно результаты работы этих траулеров на промысле стали главной причиной продолжить наше сотрудничество с ЧСЗ. Например, с момента своего появления «Бухта Преображения» стабильно входит в число лидеров Дальневосточного бассейна по вылову рыбы и выпуску продукции среди однотипных судов. Аналогичные показатели теперь демонстрирует и «Генерал Трошев», который за короткий срок вышел на плановую нагрузку и сейчас работает на полную мощность, добывая около 200 тонн рыбы в сутки.
      Ну а новые траулеры мы строим для наибольшей эффективности освоения выделенных базе флота лимитов, которые в настоящее время составляют около ста тысяч тонн. Чтобы обеспечить углубленную переработку рыбы, а также снизить производственную нагрузку на уже имеющийся флот, предприятию необходим хотя бы еще один крупнотоннажный траулер.
      Однако последние события на Украине пока отодвигают реализацию этого проекта на неопределенный срок. Инвестировать огромные средства (а постройка одного судна обойдется в сумму не менее 50 млн. долларов) при нестабильной политической обстановке вряд ли кто готов.
      Что же касается приморских судостроителей, то я сомневаюсь, что в ближайшие годы они смогут включиться в строительство рыболовецкого флота. Ведь построить танкер (на которых предполагает специализироваться приморское судостроение) и промысловое судно – совершенно разные вещи, поскольку в системе гражданского судостроения рыбацкий флот относится к наиболее технологически сложному. Однако кроме декларативных заявлений руководства ОСК о желании заняться таким судостроением, корпорация не располагает ни технологиями, ни необходимым оборудованием, ни специалистами. И если первое и второе можно купить, то где сейчас взять квалифицированные кадры? Их можно только вырастить. Поэтому в настоящее время считаю, этот вопрос не актуальным. А отсутствие конкретных предложений и заявлений со стороны ОСК о готовности той или иной российской верфи построить необходимое рыбакам судно лишь подтверждает мои слова.