18-й международный кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого" (12+) пройдет во Владивостоке 10-16 октября 2020 года. В рамках кинофестиваля традиционно состоятся культурные и деловые мероприятия: круглые столы, дискуссии по фильмам, лекции, мастер-классы, художественные выставки, творческие встречи и кинотуры по Приморскому краю. Уже известна обширная программа смотра и фильмы открытия. Сколько всего кинокартин прислали режиссёры, представят ли на площадке владивостокское кино, как готовились к фестивалю в условиях пандемии и почему мероприятие нельзя переводить в онлайн-формат, рассказал в интервью программный директор кинофестиваля "Меридианы Тихого" Юрий Гончаров.
Свои работы режиссёры активно отправляют с февраля — всего порядка двух тысяч кинокартин прислали на фестиваль. Открытие порадует мировой премьерой, а основное жюри впервые будет состоять только из российских представителей. Программа фестиваля "В формате" (12+) пройдёт под лозунгом "Одиночество. Спасать никого не нужно", а фильмы владивостокских режиссёров попадут на площадку "Меридианов" даже без отбора. Об этом и многом другом — в материале ИА PrimaMedia.
— Юрий Владимирович, как пандемия повлияла на подготовку к фестивалю "Меридианы Тихого"?
— Пандемия и повлияла, и не повлияла каким-то крайне полуфантастическим образом. Конечно, мы боялись, не знали, получим ли мы тот или иной фильм. Но с февраля начались неожиданные для нас вещи. Хорошо, что мы были к ним готовы. В связи с отменой фестивалей нам стали присылать очень много картин. Фильмы буквально пошли мощной волной. Мы радовались и думали, что будет дальше, и главное — будет ли в этом году программа "Кино России" (12+) на "Меридианах Тихого". К счастью, все обошлось.
— Сколько всего фильмов прислали?
— Фильмов было достаточно много, порядка двух тысяч. Это в условиях общей тревоги и озабоченности судьбой фестивальных площадок. Мы считаем, это хороший результат. Кино пересекло границы. Они были закрыты, да. Кстати в связи с этим у нас на фестивале не будет иностранных гостей. Основное жюри впервые состоит только из российских представителей, с остальными пресс-конференции будут проходить в режиме онлайн. Поэтому здесь я бы не стал грустить и печалиться. В принципе мы получили все то кино, за исключением пары российских фильмов, которые до нас так и не дошли.
— Как относитесь к онлайн-формату?
— Пока большинство не знает, как к этому относиться — хорошо или плохо. Веяние ли это времени или вынужденные вещи. Лично я против ухода фестивалей в онлайн. Тогда давайте все уйдем и будем жить онлайн. Мне кажется, что люди к этому готовы, к сожалению. Но я жить в онлайне не хочу. И мы очень надеемся, что наш кинофестиваль в следующем году, как и в этом, пройдет в режиме прямого контакта с людьми, глаза в глаза. Это понятные, мне кажется, всем вещи, что фестиваль — это не только кино, но и общение, живые глаза, живые эмоции, это зритель, который нам очень дорог. Я бы не стал в этом смысле сильно разграничивать зрителя, пришедшего в театр, и зрителя, пришедшего на фестивальный показ. Кино мы подобрали достойное, и эмоции, и переживания в зале все равно должны оставаться.
— Пандемия спровоцировала кинопрограмму об одиночестве на грядущем кинофестивале?
— Это поразительная история. Обычно программу "В фокусе" мы посвящали кинематографу какой-то страны — Индонезии, Канады, Новой Зеландии. Либо какому-то очень знаменитому и действительно прекрасному режиссеру, к примеру, Хон сан Су. В феврале, до закрытия границ, до всех ограничительных мер, мы решили: почему бы на 18-ый год существования не сделать ребрендинг и не сфокусироваться на человеческих состояниях. Одиночество — это очень загадочная, романтичная, трагичная история. Вопрос, почему люди одинокие, из той же серии, что и почему люди не летают. В феврале мы решили сделать такую программу и исследовать одиночество. Мы рисковали: а если не найдем фильмов на эту тему? Потом началась пандемия, и стали все закрывать. Было тревожно, но мы получили первые два фильма и поняли, что в чем-то угадали. Программа называется "Одиночество. Спасать никого не нужно". И с наступлением всех известных обстоятельств тема стала более чем актуальной. Что с этим делать? Как с этим жить? Видимо, это нас всех подспудно волновало. Что касается темы самоизоляции, то можно говорить только о короткометражных фильмах. Полный метр фактически ее не касался.
— Какие кинокартины откроют фестиваль?
— Фильма открытия два. Первый — мировая премьера Павла Лунгина "Эсав" (12+). Это выдающийся фильм. Мы благодарны Павлу Семеновичу за то, что он дал нам право на мировую премьеру. Это философская притча с Юлией Пересильд, Леор Ашкенази, Харви Кейтель. А вторая картина совершенно другая — "Доктор Лиза" (16+) Оксаны Карас, где Чулпан Хаматова играет Елизавету Глинку. Два совершенно разных фильма. Мы считаем, что это гармоничное открытие. Мы уравновесили, где можно подумать, и где — поплакать. Хотя я, наверное, больше бы плакал над "Эсавом", чем над "Доктором Лизой".
— Какие фильмы представят российское кино на конкурсе?
— Российское кино представят два фильма. Это фильм Дмитрия Давыдова "Пугало" (16+) — феномен якутского кино, как все называют. Это настоящее кино. Тут дело даже не в том, коммерческое или нет. Это притча о человеческой судьбе, её течении, направлении. У героини картины есть дар, но что с ним делать? Он вообще во благо или во вред? У людей, которым героиня помогает, все хорошо, а у нее все плохо. Нужен ли он тогда и зачем? Актриса, сыгравшая эту роль — реальный претендент на получение приза, с моей точки зрения. Она блестяще сыграла. В конкурсе у нас стоит шикарная картина Филиппа Юрьева "Китобой" (16+). Фильм очень хорошо прошел в Венеции и на "Кинотавре". Мы с Филиппом очень много общались в Сочи на "Кинотавр", когда он представлял в конкурсе короткого метра фильм "Песня механической рыбы". Он показался мне очень романтичным, порывистым юношей. Я тогда его еще спрашивал про полный метр. Видно, что человек очень талантливый.
— Чем удивит программа "Кино России"?
— "Кино России" нас сильно радует. Надеюсь, и зрителя порадует. Две дебютантки — Анастасия Пальчикова с фильмом "Маша" (16+), где потрясающая юная Полина Глухман сыграла главную роль фильма о 90-х годах, и ученица Павла Лунгина, которая сняла фильм "#С_училища" (18+). С нашей точки зрения, это зрелая профессиональная работа. Кино совершенно неожиданное. Помимо дебютантов есть тяжеловесы в хорошем смысле. Это Владимир Мерзоев с фильмом "Как Надя пошла за водкой" (18+), профраз чеховской истории, только не три сестры, а две. Как всегда великолепен Евгений Цыганов, он играет главную роль. Это также фильм-размышление Ивана Твердовского "Конференция" (18+), посвященный эху трагических событий в театральном центре на Дубровке. Это Ксения Зуева, которая получала у нас приз за фильм "Близкие (16+)". Здесь она представляет картину "Вмешательство" вместе с Аней Чиповской. Жесткая драма. Пару фильмов мы бы еще сюда добавили, но с "Кино России" у нас было тревожно. Авторы всех этих фильмов переживали. И как все были счастливы, что все состоится, и можно будет представить картину.
— Можно ли говорить, что в этом году омолодился режиссерский состав?
— Омолодился. Отмечу ещё тот факт, что очень много хороших работ у девушек — Ксения Зуева, Настя Пальчикова очень успешно дебютировали. С каждым годом это становится все явственнее и явственнее. Интересно, почему так происходит. Девушки-режиссеры мощно заявляют о себе и не собираются останавливаться на достигнутом. А то, что молодые — мы всегда говорили о том, что Pacific Meridian мы позиционировали как площадку для молодых, для тех, кто снял второй фильм. Чтобы это был некий старт. Тайка Вайтити— пример самый зримый и показательный. В 2004 году он приезжал с фильмом "Орел против акулы", а сейчас получает "Оскар" за "Кролика Джоджо".
— Представлено ли на фестивале местное владивостокское кино?
— У нас была программа "Сделано во Владивостоке", до этого была программа "Кинопроба". Мы были открыты, мы и сейчас открыты. Пожалуйста, приносите ваше кино, и мы будем думать, что с ним делать. Понятно, что оно ученическое, не очень профессиональное по звуку — все это ясно.
Начиная с 2003 года, первые лет семь ребята снимали, и мы знаем их всех. Потом начали снимать полный метр — кто-то снял, кто-то не снял, кто-то остановил. И все как-то разошлось, растеклось, расползлось. Появились альтернативные фестивали, где все было очень просто, где не нужно было проходить какого-то отбора. Просто даёшь фильм, и его точно покажут. Все, ты получил свою минуту славу, тебе похлопали, да и все, можно дальше продолжить учиться, работать, зарабатывать деньги, заниматься собой, своей жизнью и так далее. Это тоже вполне естественно, мы никого никогда не осуждали. В конце концов, дело дошло до того, что такое кино присылали нам. Программу "Сделано во Владивостоке" мы просто не стали делать, потому что делать ее было не из чего. Соответственно, от киносообщества наступает поступать в наш адрес какие-то упреки. В этом году мы решили, что никакого отбора делать не будем, все, что к нам придет — покажем. Мы это сделали сознательно, сами ребята ходят друг к другу на показы. Кто-то увидит и исполнится моя мечта: при каком-то вузе у нас открывается киношкола, факультет, где замечательные педагоги обучают студентов сценарному искусству, операторской работе, работе со светом, монтажу — всем основным кинематографическим профессиям. И параллельно, я же говорю о мечте, открывается киностудия. Представь такие условия — есть, у кого учиться, где дебютировать. И мы совершенно спокойно можем здесь, на Дальнем Востоке, в любимом мною безумно Владивостоке, снимать кино с использованием наших местных ребят, потому что они действительно талантливые люди. Я даже не знаю, произойдет ли это когда-то. Я очень в это верю. Очень хочу, чтобы наш город звучал везде, в том числе и в области кино.