Приморская краевая филармония давно ведёт плодотворную музыкально-эстетическую работу: участвует в культурных проектах, занимается организацией российских и зарубежных гастролей деятелей искусства, на её сцене дали концерты тысячи коллективов и исполнителей всего мира. В условиях пандемии сотрудники филармонии не останавливали свою работу, а вели прямые трансляции новых музыкальных программ, которые смотрели даже в Израиле, проводили конкурсы в своём же коллективе, учились видеосъёмке и "музыкальной" кулинарии — об этом рассказала художественный руководитель Татьяна Сергеева.
Артисты научились держаться перед камерой, а в залах появилось новое оборудование. Сейчас филармония собирает аншлаги, проводит традиционный фестиваль "Дальневосточная весна" (6+) и готовится к международному джазовому фестивалю (12+). Какие программы ждут зрителей в этом году, как проходит новый гастрольный сезон и какой гость из-за рубежа выступит в Приморье — в интервью ИА PrimaMedia.
— Татьяна Валерьевна, как работала филармония во время пандемии? Самоизоляция сильно повлияла на вашу жизнь?
— Эта вынужденная самоизоляция, конечно же, изменила жизнь наших артистов и нашей организации. Но — сколько людей, столько и ощущений. Я лично не могу сказать, что с приходом новых условий всё плохо, ведь есть плюсы. Мы приобрели новый опыт. Филармония всегда стремится к каким-то новым формам. Даже когда были самые напряжённые времена пандемии, мы работали так же, как раньше, но в другом формате — онлайн.
Те артисты, кто ещё не мог до конца освоить компьютер — освоили его, им пришлось переквалифицироваться в активных пользователей интернета. Более того, они стали видеооператорами. В это непростое время работала наша техническая группа, артисты не сидели сложа руки. Например, мы устроили конкурс кулинарии с музыкальным уклоном. Это был внутренний конкурс для артистов, которых у нас достаточно много: два оркестра, симфонический и эстрадный, ансамбль русских народных инструментов "Садко" и 30 солистов.
Ансамбль русских народных инструментов "Садко". Фото: ИА PrimaMedia
В этом году, несмотря на пандемийный период, было очень много юбилейных дат, одна из которых — День великой Победы. Мы подготовили ряд онлайн-программ без "живых" зрителей. Одна из них — "Василий Теркин" (6+), другая — "Великие полководцы и музыка в их жизни" (6+). Благодаря телевидению, мы транслировали эти программы на весь край. Когда немного утихло, мы стали регулярно снимать свои программы, у нас был целый концертный план онлайн-трансляций. Мы не забыли про детей, для них шли сказки и просветительские программы, например, "Вкусное путешествие" (0+). Она такая интерактивная, развлекательная, о странах, о любимых лакомствах. Была очень неожиданная реакция, нас смотрели даже в Израиле. Потом мы отсняли просветительскую программу "Детский альбом П.И. Чайковского" (0+). В этом году, кстати, отмечается 175 лет со дня рождения великого композитора.
– Как артисты восприняли новую реальность, как держались перед камерой?
– Даже опытные артисты очень волновались. Это новый опыт. Все пришли к мысли, что люди волновались перед камерой больше, чем перед живой публикой. Разные формы, разные эмоции.
– Есть ли какие-то обновления в зрительном зале и вообще в филармонии в этом году?
— Для малого зала филармонии был приобретён новый светодиодный экран. Он отлично украшает программы, особенно детские. Говорят, что живую музыку не должен сопровождать экран, но есть жанры и формы, для которых это просто необходимо. За данный период приобретено много технического оборудования, в том числе и светового, звукового. В нашем большом зале были "глухие" места, и наше руководство решило эту проблему. Также приобретены микрофоны, гитарный усилитель.
– Зрители соскучились по концертам, стали более трепетно относиться к живому звуку?
— Конечно. Ничто не заменит живое звучание. Кассир рассказывал о том, что зрители заходили и спрашивали, когда мы, наконец, откроемся. Яркий пример к вопросу, соскучился ли зритель — у нас сейчас аншлаги в малом концертном зале. Билеты на ретро-концерт "У самовара" (6+), который состоялся на прошлой неделе, были проданы за неделю. Малый зал всегда полон. Понятно, что люди соскучились, но такого ажиотажа мы даже не ожидали.
— Когда состоялась встреча "глаза в глаза"? С чего начался новый сезон?
– Открытие состоялось в сентябре. Сезон начался с золотого века русской музыки — выступал Тихоокеанский симфонический оркестр. Мы так долго ждали наших слушателей, и зал был полным.
Открытие сезона в Приморской краевой филармонии. Фото: ИА PrimaMedia
— Насколько мне известно, традиционный фестиваль "Дальневосточная весна" в этом году перенесён на осень и проходит прямо сейчас. Сколько концертов ещё впереди и кто будет выступать?
— Мы получили грант министерства культуры РФ на проведение фестиваля, и отменять его не хотелось. "Дальневосточная весна" не состоялась в апреле, но проходит прямо сейчас. Всего — 12 фестивальных дней. У нас остался ещё один заключительный концерт "Тихоокеанский симфонический оркестр — детям" (0+). Раньше это был отдельный фестиваль. В день защиты детей дирижёр нашего оркестра собирал самых лучших звёздочек, которые играли на скрипках, фортепиано, народных инструментах и пели. Он заранее их рассматривал, договаривался с педагогами, писал им инструментовки. Потом мы подумали, почему бы не организовать фестиваль в фестивале и не связать этот концерт с "Дальневосточной весной", на которую приезжают известные музыканты? Почему бы ребятам не стать частью фестиваля, который имеет давние традиции?
– С творчеством каких музыкантов дети уже соприкоснулись?
– Хочу особенно отметить, что нам удалось встретиться с Екатериной Мечетиной, одной из самых ярких пианисток в России и вообще во всём мире. Её концерт состоялся 9 октября.
— В следующем году планируете проводить традиционную "Дальневосточную весну"?
– Да, в следующем году ему исполнится 30 лет — впереди юбилейный год. Он уже такой большой, нас везде знают. Не только мы ищем музыкантов, но и нам пишут с просьбой поучаствовать — Япония, Республика Корея, очень многие к нам обращаются, отправляют заявки на участие.
Главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра Анатолий Смирнов. Фото: ИА PrimaMedia
– Совсем скоро в краевой филармонии стартует международный джазовый фестиваль. Как шла подготовка и что ждёт зрителей с 11 по 15 ноября?
— Сначала джазовый фестиваль был под сомнением, но всё-таки уже можно сказать, что он состоялся — хотя некоторые не смогли приехать. Мы не могли не провести его: это один из самых известных и ярких джазовых фестивалей на Дальнем Востоке, о котором наслышаны в России и даже за рубежом. Будет только четыре концерта. Конечно, планировали больше, но, к примеру, первый джазовый фестиваль, который был 17 лет назад, состоял из трёх концертов: американцы, японцы и русские — было отлично.
Если говорить о нынешнем фестивале — мы можем назвать его международным. К нам приезжает Олег Бутман — брат всемирно известного Игоря Бутмана. Трио Олега просто замечательное, в этом году он с супругой привозит к нам музыканта с Кубы — саксофониста Карлоса Энрике. У нас уже были кубинцы — яркий темпераментный народ. Трио и саксофонист выступят на открытии 11 ноября.
Джазовый фестиваль в краевой филармонии. Фото: ИА PrimaMedia
А 14 ноября на сцену выйдет эстрадный оркестр филармонии под управлением Дмитрия Бутенко. Обычно с ними выступает яркая афроамериканская звезда, а в этом году будет София Ацбеха Негга. Ей всего 19 лет. Не могу вспомнить, когда на джазовом фестивале были такие юные исполнители, за исключением наших местных звёздочек. Она стала победительницей телевизионного конкурса "Синяя птица" (0+), сейчас она — студентка Российской академии имени Гнесиных. Артистка приедет с очень интересной программой.
Остальные два дня — это приморский джаз. Мы решили пригласить местных музыкантов, потому что они развиваются и растут, у нас рождаются новые группы. В этот раз выступят бывшие лауреаты премии зрительских симпатий. Jazz Acoustic Project — достаточно известная владивостокская группа, там же будет Vladovski electric band и ещё квартет Ильи Лушникова и Сергея Моисеева.
– А какая музыкальная программа ждёт тех, кто не очень любит джаз? Можно ли будет в ноябре-декабре услышать классическую музыку или рок?
— Приморская Краевая Филармония — это та организация, которая развивает различные жанры музыки: классическую, академическую, народную, джазовую, эстрадную, рок. Ноябрь будет наполнен не только джазовым фестивалем. Мы уже нашумели программой, которая звучит у Тихоокеанского Симфонического оркестра — это "Рок-хиты" (6+). Мы несколько раз показывали её, и всегда аншлаг. Звучит в основном инструментальный рок, вокала очень мало. 20 ноября эта программа будет в городе Находка, мы уезжаем на гастроли. В нашем городе рок-хиты прозвучат в декабре. Есть у симфонического оркестра ещё одна программа на ноябрь, она называется "Симфонический Голливуд" (6+) и уже удивила многих. Здесь самые популярные хиты Генри Манчини, который написал музыку к фильму "Однажды в Америке" (16+). Есть также программы в жанре танго. "Музыка Сан-Ремо" (6+) тоже будет в ноябре, исполнять композиции будут наши эстрадные артисты. У нас их немало: Юлия Макевич, Александр Пстыга, Николай Буров, Илья Кравченко, Наталья Коржикова и другие.
Зрители в краевой филармонии. Фото: ИА PrimaMedia
– Как известно, 2020 год объявлен Годом памяти и славы. Как отражаются эти темы в будущей программе филармонии?
— Патриотическая тематика всегда присутствует в нашем концертном плане. 3 декабря, в День неизвестного солдата, состоится концерт "Они сражались за родину" (6+). Ко Дню героев отечества создан отдельный проект, режиссёр Екатерина Кучук — мастер художественного слова, актриса, ведущая. Помимо того, что в мае мы сняли концерты военной тематики, мы создали небольшие бригады, которые точечно выезжали к домам ветеранов Великой Отечественной войны.
— Из чего будет состоять новогодняя программа?
— В декабре мы всё-таки настроены на новогодние праздники. Не могу сказать, что будем проводить новогодние программы для детей, но в январе будут и они, как положено, с Дедом Морозом и Снегурочкой. В декабре, в основном, программы для взрослых. Прозвучат все знаменитые киношлягеры, которые любят наши зрители. Режиссёр Екатерина Кучук подготовила программу "Вдруг, как в сказке скрипнула дверь" (6+). Есть академические программы русского романса, есть эстрадная — "Все звезды на Новый год" (6+).
Предновогодний "Праздник пожеланий и надежд" с участием наших солистов будет проходить в Приморской государственной картинной галерее. В разгар пандемии мы решили: а почему бы нам не организовать какую-нибудь битву в режиме онлайн, сейчас популярны музыкальные ринги. У нас состоялись две такие онлайн-программы. Одна из них "Конченто" (6+) — народники против классиков, а именно народный ансамбль русских инструментов "Садко" и квартет струнных инструментов "Вдохновение". Программа наполнена юмором, смехом, анекдотическими историями тех или иных музыкантов, которые сидят на сцене. Мы решили включить её в декабрьскую и январскую афишу, пусть наш зритель увидит всё воочию. Конечно же, состоится "Карнавальная ночь" (6+).
Приморская краевая филармония. Фото: ИА PrimaMedia
– Расскажите немного о гастролях. Куда выезжали, и где в ближайшее время планируете побывать?
— Сейчас мы возобновили гастрольный план и помчались по Приморью, ведь мы — краевое учреждение культуры. 16-17 октября мы ездили в Лазовский район, в Преображение, с программой "На волне с шансоном" (12+). На обратном пути мы были в селе Беневское — столько цветов мы ещё не получали за эту поездку. Мы были в Партизанске, во Владимиро-Александровском, Сергеевке, эстрадники были в Хасанском районе, Краскино. Ещё мы ездили в Михайловку, в Заводской — в общем бороздили просторы Приморского края. Эстрадный оркестр с программой "Российская эстрада" (6+) будет в Артёме. 29 ноября едем в Фокино и Дунай с ансамблем "Садко". В глубинках люди встречают нас как народных артистов.
– А до пандемии где удалось побывать?
— В конце прошлого года ездили в зарубежные гастроли в город Хулинь, на новогодний фестиваль. В прошлом году мы были в Благовещенске, в 2018-ом впервые были в Японии на фестивале осенней музыки. Съездили в город Каканоэ, в Сеул, ещё в 10 городов. Это очень интересный опыт. Посмотрели страну, послушали других музыкантов. Там целые стадионы, безумная акустика. Наших музыкантов достаточно часто приглашают работать в Южную Корею и Китай. В том году часть нашего оркестра работала в международном симфоническом оркестре под управлением Марии Науэн в Пекине. Хочется, чтобы всё скорее наладилось и возобновилось. Несмотря на новые условия, живая музыка никуда не денется. Онлайн-технологии — хорошо, но то, что вечно — оно вечно. Сколько распрей, войн, новых направлений, а высокое искусство остаётся, и мы стараемся ему служить.