В последние десятилетия в мире наметилась тенденция увеличения числа неврологических заболеваний. Стремительный ритм жизни, стрессы, плохая экология, обилие гаджетов негативно сказываются на здоровье людей и способны провоцировать головные боли, невралгии, инсульты, метеозависимость и многое другое. С какими проблемами приходят на прием к неврологу чаще всего, и как не опустить руки даже после самого серьезного диагноза, ИА PrimaMedia рассказала врач клиники "ПримаМед" во Владивостоке, невролог, эпилептолог, доктор медицинских наук Юлия Сайко.
Заболевания нервной системы являются большой медицинской, экономической и социальной проблемой для общества. Поэтому квалифицированная помощь врачей-неврологов в настоящее время играет очень важную роль. Как рассказала специалист клиники "ПримаМед" Юлия Сайко, спектр заболеваний, которыми занимаются врачи-неврологи, чрезвычайно широк. Весьма распространенными заболеваниями являются поражения периферической нервной системы, эпилепсия, рассеянный склероз, деменция, тревожно-депрессивные состояния, сосудистая патология головного мозга и так далее.
Медицинский центр "ПримаМед". Фото: ИА PrimaMedia
— Есть много различных направлений внутри неврологии. На табличке моего кабинета написано врач невролог — эпилептолог. То есть, все пациенты, которые страдают судорожными приступами, идут ко мне. Также в сферу моей деятельности входят вертеброневрология, нейростоматология, нейродегенеративные заболевания. Большой пласт пациентов — люди с болевыми синдромами, когда голова, спина, рука болит… Еще одна когорта больных — с нарушениями кровообращения, а также когнитивными нарушениями (памяти, концентрации внимания). Когда на фоне инсульта развиваются парезы, параличи конечностей, лица или начинает страдать сфера самообслуживания, внимания, целеполагания, происходит потеря памяти. И отдельная тема — это депрессии, посттравматические, вегетативные расстройства типа панических атак. Здесь тоже может понадобиться помощь невролога. Не всегда пациентам с депрессией нужна помощь только психотерапевта, психиатра, — рассказала врач.
На прием к доктору Сайко приходят люди всех возрастов: от младенцев первого года жизни до пожилых людей, самая большая часть пациентов, около 30%, приходят с болью, 20% — это эпилептология, еще 20% — пациенты с деменцией, а оставшаяся часть — депрессии и смешанные тревожно-депрессивные расстройства.
Доктор медицинских наук Юлия Сайко. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Юлия Сайко признается, что ее специализация сродни работе семейного врача: "Направленность моей работы очень широкая. Я многое могу и ратую за то, чтобы врач был профессионалом в нескольких смежных специальностях, тогда ему проще помогать больным. Мои пациенты могут получить не только помощь невролога, но и, например, психотерапевтическую консультацию. Для пациентов с болями я могу совместить классический прием и остеопатию. Это повышает эффективность как диагностики, так и лечения".
Предупреждение о возможных противопоказаниях. Фото: ИА PrimaMedia
Для Юлии Сайко медицина — не просто профессия, это настоящее призвание. О докторской стезе она мечтала с самого детства, играла медицинским инвентарем, проводила операции на любимом плюшевом медведе, а в девятом классе пришла в кружок "Юный медик" при Мединституте. И после окончания школы вопрос с выбором вуза уже не стоял.
— Я поступила на лечебный факультет, мечтала быть хирургом, параллельно работала в реанимации Тысячекоечной больницы. В те годы женщин-хирургов, реаниматологов, анестезиологов не было, считалось, что это не женские специальности. Поэтому после окончания Мединститута я поступила в очень престижную ординатуру по внутренним болезням. Но летом мне встретился профессор Павел Александрович Матавкин, доктор медицинских наук, один из основателей Владивостокского медицинского института. И он переманил меня в науку.
В итоге вместо ординатуры я поступила в аспирантуру на кафедре фармакологии. Параллельно работала в неврологическом отделении Владивостокской клинической больницы № 1. Через три года под руководством Матавкина я защитила диссертацию, которая была посвящена эпилепсии. А еще через несколько месяцев мне предложили именное место в докторантуре. Моя докторская диссертация тоже была посвящена теме эпилепсии. Так к 29 годам я стала доктором медицинских наук, — вспоминает врач "ПримаМеда".
Медицинский центр "ПримаМед". Фото: ИА PrimaMedia
По признанию Юлии Сайко, ей очень повезло с коллегами-учителями, на ее пути встретилось большое количество потрясающих специалистов своего дела: "мне посчастливилось поработать с доктором медицинских наук, профессором Александром Валентиновичем Кропотовым, член-корреспондентом РАМН и РАН, специалистом в области судебной медицины Юрием Ивановичем Пиголкиным. Я работала в реанимации Тысячекоечной больницы, где изучала неврологию в отделении нейрохирургии. И неврологии меня, по большому счету, научила Галина Яковлевна Васнецова, обучив диагностике, когда МРТ еще в помине не было, и нужно было удачно стукнуть молоточком в правильное место, чтобы верно поставить диагноз. А врач-невропатолог, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии Сима Ефимовна Гуляева научила меня делать грандиозный неврологический осмотр".
После многих лет работы в стационаре медицинская карьера Юлии Викторовны сделала неожиданный поворот — она начала вести поликлинический прием. В первое время эта работа казалась ей очень сложной — огромный поток людей, ограниченность времени приема, масса документации. Сейчас доктор медицинских наук говорит, что это был ценный опыт:
— Именно в тот период я пошла учиться в Русскую остеопатическую школу в Москве. Теперь я — профессиональный остеопат. Кроме того, у меня есть много специализаций по психотерапии. Периодически я ищу новые смежные специальности, потому что мой путь от реанимации до сосудистого неврологического отделения, нейрохирургии, поликлинического приема, психотерапии, остеопатии — это не только очень интересно, такая разносторонняя деятельность грандиозно повышает диагностические возможности врача.
Доктор медицинских наук Юлия Сайко. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
В неврологии первое место по социальной значимости занимают сосудистые заболевания головного мозга — инсульты. Ежегодно в России с таким диагнозом сталкивается около полумиллиона человек. Между тем, в современной медицине у пациентов с инсультом, наряду с эпилепсией, рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, которые еще 25 лет назад считались приговором, появился шанс восстановить некоторые утраченные функции, а в ряде случаев — вернуть здоровье. Ведь сейчас кардинально изменились подходы к лечению этих заболеваний. Это не только новые препараты, но прежде всего реабилитационные технологии.
— Посттравматическая и постинсультная реабилитация несут в себе очень большую социальную пользу. Сейчас все стационары работают в режиме экстренной помощи — после ДТП, травм, серьезных нарушений мозгового кровообращения пострадавшие попадают в сосудистую реанимацию, задача которой — чтобы пациент выжил. Дальше их задачи не простираются, — с сожалением отмечает специалист медцентра "ПримаМед".
По ее словам, пациенты, выписывающиеся из нейрохирургических отделений или сосудистых центров, могут иметь достаточно большое количество двигательных нарушений, способных помешать им вести привычный образ жизни, выходить на улицу, обслуживать себя. Вторая когорта пациентов с двигательными нарушениями — это дети с родовыми травмами, например, ДЦП.
Экстренная помощь. Фото: ИА PrimaMedia
— А ведь в первый год после черепно-мозговой травмы, инсульта при правильной терапии можно получить совершенно фантастические результаты у пациента при его воле к победе. И восстановить практически на 100% его здоровье. Не случайно в советские времена первая часть реабилитации была встроена внутри стационара, например, ЛФК, массаж. Сейчас сроки нахождения в стационаре очень малы. Но люди могут получить эту помощь, например, в нашей клинике. Что касается детишек с ДЦП, то положительный прирост после правильной терапии может составить 300 — 400%. Эти маленькие пациенты, попадая ко мне на восьмом, 13-ом месяце жизни, зачастую даже голову держать не могут. И стандартизированная терапия таким малышам может не помочь. Но благодаря специальным схемам лечения возможно получить детей, которые держат голову, ходят, могут себя обслуживать, посещать в школу, — делится своим опытом невролог.
Главное условие успеха — начинать реабилитацию как можно раньше. Например, занятия с малышом до года, массажи, гимнастика, способны принести очень большую пользу, потому что компенсаторные возможности организма в этот период весьма велики.
— Если мама родившегося с патологией младенца будет уделять внимание массажу, поглаживаниям, гимнастике, то к году она получит ребенка на 200% более здорового. А если этим начать заниматься после трех лет, то такого результата не будет. Но руки опускать не стоит, при грамотной терапии положительный эффект можно получить в любом возрасте. В нашей клинике мы оказываем такую помощь. Мы также проводим терапию деткам, у которых диагностирован регресс на фоне прививок, лечим постпрививочные осложнения, — отметила врач.
Предупреждение о возможных противопоказаниях. Фото: ИА PrimaMedia
Как подчеркнула Юлия Сайко, главной идеей медицинского центра "ПримаМед" является принесение пользы обществу:
— Медицинская миссия — улучшать, приносить здоровье, давать возможность выздороветь пациентам. Мы — сообщество профессионалов, здесь под одной крышей собралось большое количество неформальных лидеров в своей области, неординарных докторов, находящихся в равной весовой категории. Это люди, которые любят медицину и своих пациентов. Я сама очень люблю свою работу.
Медицинский центр "ПримаМед":
Город Владивосток, проспект 100-летия Владивостока, 103 (здание Дома молодежи),
Проспект 100-летия Владивостока, 50 (остановка "Фирсова"),
Единый колл-центр: 8 (423) 244-55-55, отделение эндоскопии: 8 (423) 239-05-39.
Сайт www.primamed-dv.ru