Новые правила безвизового въезда в Китай вступили в силу - подробности
01:30
5 новогодних песен из СССР сразу поднимут настроение и настроят на праздники
22 декабря, 20:30
Пенсии вырастут на 8 700 рублей – солидная сумма поступит на карту в 2025 году
22 декабря, 19:11
Пинок Львов, суматоха Дев и нищета Рыб: подробный гороскоп на 23 декабря
22 декабря, 18:30
Отшельник, Звезда, Смерть: таро-расклад желаний с 23 по 29 декабря - суд кармы
22 декабря, 18:00
Сюрприз Овнов, улов Раков и маневр Весов: подробный с 23 по 29 декабря
22 декабря, 17:30
Пятый сезон на "Русской лыжне" во Владивостоке открыли любительскими соревнованиями
22 декабря, 15:31
Где купить красную рыбу и икру на новогодний стол во Владивостоке
22 декабря, 14:50
Из-за схода вагонов в Забайкалье задерживаются пассажирские поезда
22 декабря, 13:37
Аэрофлот открыл продажу на прямые рейсы из Владивостока в Пекин
22 декабря, 12:53
"Адмирал" второй раз в сезоне отобрал очки у СКА
22 декабря, 10:29
Первый состав прошел через новый тоннель в Смоляниново
22 декабря, 10:27
Названы самые частые причины, почему машина не заводится в мороз
22 декабря, 07:11
Дальний Восток 22 декабря. Родился Герой Советского Союза Тимофей Сафронов
22 декабря, 07:00
Вы входите в ряды редчайших интеллектуалов, если наберете 8/8 – ТЕСТ
22 декабря, 06:00

"Китайский локдаун" может скорректировать программу инвестквот в рыбной отрасли РФ

Приостановка экспорта рыбопродукции в КНР показала – без развитого "берега" рыболовство РФ остается крайне уязвимым на мировом рынке
25 января 2021, 17:27 Политика
Остов судна ИА PrimaMedia
Остов судна
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Окончательное закрытие в конце декабря 2020 года рынка Китая для поставок рыбы, добытой отечественными рыбаками по преимуществу в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России в Тихом океане, стало той "историей", которая, вполне возможно, все-таки рассудит участников многолетней дискуссии о том, в какую сторону государству нужно ориентировать развитие рыбохозяйственного комплекса страны. Или в сторону привычной, увы, "гигантомании" в виде строительства десятка-двух супертраулеров за бюджетный, по сути, счет, или же в сторону построения пусть сложной, но внутренне сбалансированной многоукладной отрасли с развитой береговой инфраструктурой, которая будет не только "подпирать" океанический флот в периоды турбулентности на рынке, но и станет основой стабильного социально-экономического развития традиционных рыбодобывающих регионов страны. 

Что важно, еще в 2015 году и государство, и рыбацкое сообщество в целом приняли за основу именно второй путь развития отрасли. Тем не менее, сегодня, в 2021 году, будто бы ничего и не сдвинулось — чиновникам в срочном порядке дают поручения "изыскать" на Дальнем Востоке и холодильные мощности, и рыбоперерабатывающие заводы — для того, чтобы как-то "пристроить" сотни тысяч тонн добытой рыбы, которая в одночасье лишилась главного рынка сбыта. 

То есть поручения президента РФ, данные по итогам заседания знаменитого "рыбного" Госсовета 2015 года, были проигнорированы? Нет, не были, если смотреть формально. А если — по сути?

Главным рычагом, с помощью которого госрегулятор задал курс отрасли, юридически и по факту являются так называемые "инвестиционные квоты" — то есть лимиты промыслового ресурса, которые государство выделяет тому или иному предприятию рыбохозяйственного комплекса в качестве компенсации за постройку и ввод в эксплуатацию нового рыбодобывающего судна или же берегового завода. 

Ресурсным наполнением инвестквот стала "большая четверка" самых массовых и ликвидных промысловых видов — минтай (1,7 млн тонн вылова ежегодно!), сельдь, треска, пикша. Не забыли, конечно, и разнорыбицу, но ее доля в объеме инвестквот оказалась незначительной. 

И уже в 2017 году, когда инвестиционные квоты были внесены в базовый отраслевой закон и готовились нормативные акты для регламентации того, сколько лимитов и за какие объекты инвестиций предлагать рыбакам,  "океан" стал явно и недвусмысленно превалировать над "берегом". А "берег", напомним, это же не только рыбзаводы и холодильники, это — социально-экономическая основа жизни многих регионов ДФО.

"Анализ подготовленных Минсельхозом проектов нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и процедуры распределения инвестиционных квот, позволяет сделать очевидный вывод. Инвестиционные квоты не достанутся (или почти не достанутся) тем, кто собирается строить средне— и малотоннажные рыбопромысловые суда, тем, кто собирается строить траулеры-свежьевики (особенно на Дальнем Востоке), тем, кто собирается строить полноценные береговые заводы с причальной и холодильной инфраструктурой". 

Этот на 100% подтвердившийся прогноз сделал в том же 2017 году президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. Не вдаваясь в подробности детального экономического анализа, сделанного одним из крупнейший экспертов отрасли, отметим, что после распределения судовых инвестквот в 2018-2019 годах львиную долю лимитов (минтай и сельдь — на 100%) "застолбили" 10 проектов по строительству супертраулеров-процессоров, инициированные одной группой компаний. Остатки после аукциона на понижение достались береговым заводам (без обязательств по строительству причалов и холодильников).

А супертраулер-процессор — это ведь самостоятельная производственная "единица", берег ему нужен (и совсем не обязательно российский), по сути, лишь для ремонта. Среднетоннажные же и малотоннажные суда (особенно свежьевики, имеющие оборудование лишь для охлаждения рыбы) — это всегда часть рыбохозяйственного комплекса, их задача — обеспечивать добычу сырья для переработки на берегу и, таким образом, распределять отдачу от использования национальных биоресурсов максимально широко.

В 2018 году, когда решалось, как будет распределяться второй "пакет" судовых инвестквот для ДВ-бассейна, отраслевое сообщество при поддержке вице-премьера — полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева снова поставило вопрос ребром: рыбохозяйственному комплексу Дальнего Востока необходимы стимулы для строительства среднетоннажного флота — как драйвера развития береговой инфраструктуры. Было даже дано поручение Минсельхозу, Минвостокразвитию и ФАС о включении в перечень объектов инвестиций такого судна, однако в итоге "остатки" инвестиционных минтая и сельди, как мы знаем, пошли на строительство еще четырех супертраулеров.

Но и этого оказалось мало. Сегодня на уровне правительства и президента РФ рассматривается известная идея по увеличению доли инвестквот в общем допустимом улове (ОДУ) с действующих 20% до 50%. Причем это предложение, отмечают в отраслевом сообществе, сформулировано таким образом, что речь может идти как о появлении новых объектов инвестиций в виде судов и заводов, так и о неприкрытой "добавке" промысловых лимитов бенефициарам "автономно-либертарианской" модели развития рыбохозяйственного комплекса страны, делающих ставку только на немногочисленные гигантские траулеры. 

Угроза такого усугубления ситуации на Дальнем Востоке очевидна и рыбакам, и рыбопереработчикам, и тем представителям государственной власти, которые действительно знают и понимают регион.  

"Рыбохозяйственный комплекс является для Дальнего Востока важнейшей отраслью экономики: 65% добычи водных биологических ресурсов страны приходятся на Дальний Восток, а, если взять во внимание Арктику, которая тоже относится к ведению Минвостокразвития России, то это уже 82%. Эффективной мерой поддержки отрасли стал механизм инвестиционных квот. В рамках данного механизма на Дальнем Востоке в ближайшие годы будет построено 14 рыбоперерабатывающих заводов, из которых 9 уже заработали на Камчатке, в Приморье и Сахалинской области. 

В перспективе мы должны полностью уйти от продажи сырья и перерабатывать рыбную продукцию на территории нашей страны, на нашем Дальнем Востоке", 

— заявил 19 января вице-премьер — полпред Юрий Трутнев.

А 18 января общее собрание членов Всероссийской ассоциации рыбопромышленников — в которую прямо и ассоциировано входят 495 предприятий РХК Российской Федерации — утвердило консолидированную позицию отраслевого сообщества, о которой президент ВАРПЭ Герман Зверев в тот же день информировал помощника президента РФ Максима Орешкина. 

"Всероссийская ассоциация рыбопромышленников предлагает незамедлительное принятие на государственном уровне решений, которые увеличат вклад рыбной отрасли в социально-экономическое развитие страны (и особенно прибрежных регионов)", — говорится в письме руководителя крупнейшего объединения рыбной отрасли страны (размещено на сайте ВАРПЭ).

Помимо необходимости скорейшей отмены "уравниловки" в применении фискальных льгот, которая тормозит увеличение отдачи от отрасли прежде всего для приморских регионов, и продолжения работы "регуляторной гильотины", Герман Зверев указывает и на необходимость наконец-то серьезно проанализировать, в государственную ли сторону повернут "рычаг инвестиционных квот", и если нет  — скорректировать.

"Всероссийская ассоциация рыбопромышленников считает необходимым открытое и профессиональное обсуждение всех проблемных вопросов, возникших в ходе реализации программы предоставления "инвестиционных квот" в 2017 — 2020 годах, и высказывается за принципиальное изменение подходов к определению типов инвестиционных объектов, реализуемых в дальнейшем в рамках указанной программы. 

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников считает, что инвестиционные квоты должны работать на социально-экономическое развитие прибрежных регионов, а не на повышение капитализации отдельных рыбопромышленных компаний",

— говорится в письме помощнику президента РФ.

Хотелось бы надеяться, что позиция отраслевого сообщества и тех сил в правительстве, которые последовательно защищают отрасль от скатывания в "анархо-капитализм", наконец-то будет услышана, положена в основу отраслевой стратегии и неукоснительно реализована. 

"Китайский локдаун", конечно же, требует ситуативного реагирования. И такая работа ведется — и на межправительственном уровне, и, по сведениям источников в отрасли, на уровне сепаратных договоренностей отдельно взятых "особенных" игроков рынка.

Так или иначе, локдаун закончится, КНР продолжит импорт российской рыбопродукции (вполне возможно, получив существенные скидки по цене и отработанный механизм получения таких скидок в будущем).

Но "развилка" в развитии отрасли — останется.

Редакция ИА PrimaMedia, январь 2021 года

17492
43
8