Авито Работа и ММК объединят усилия в работе над повышением спроса технических профессий
24 января, 23:18
Сергей Арамилев: Конфликтные ситуации с тиграми были всегда
24 января, 21:00
Обстоятельства ДТП на низководном мосту устанавливает полиция Владивостока
24 января, 20:38
Количество браконьеров в Приморье может возрасти
24 января, 20:30
Причина агрессивного поведения тигров в Приморье может крыться в болезнях
24 января, 20:00
Дональд Трамп заявил о намерении наладить отношения с Китаем
24 января, 20:00
Эксперты: Пока не будет нормальной кормовой базы для тигра, проблему в Приморье не решить
24 января, 19:30
В Приморье назначен новый начальник Управления Судебного департамента
24 января, 19:02
Сбер провел "Квиз, плиз!" для студентов крупных вузов Приморского края
24 января, 18:39
"Действуют на опережение и берутся за оружие": Арамилев о последствиях фейков про тигров
24 января, 18:33
МЧС предупредило приморцев о мощном снегопаде и сильном ветре
24 января, 18:00
Победителя 4-го сезона проекта "Аллея Ёлок" в ТВК "Калина Молл" выявило народное голосование
24 января, 17:53
Абоненты Т2 могут пользоваться навигацией и приложениями даже при минусе на балансе
24 января, 17:45
ДГК запускает образовательный лекторий для будущих энергетиков
24 января, 17:42
Движение на низководном мосту Седанка-Де-Фриз во Владивостоке парализовано из-за ДТП
24 января, 17:28

Бетонные коробки, обшитые сайдингом, родиной быть не могут — Роман Авилов

Вопросы краеведения обсудили эксперты дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия"
Роман Авилов Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Роман Авилов
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Круглый стол "Роль краеведения в формировании патриотизма и поиск российской и региональной идентичности" (12+) прошел в четверг, 18 февраля, в рамках заседания дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия". Эксперты поговорили о природе патриотизма, школьном образовании, исторических памятниках и о многом другом.

Напомним, что организаторами дискуссионной площадки являются Приморское отделение Союза журналистов России и Дальневосточное отделение Российской академии наук.

Основная задача дискуссионного клуба — создание сообщества экспертов, которые хотят и могут менять Дальний Восток к лучшему. Анализируя историю региона, геополитические особенности, экономическую ситуацию и другие факторы, влияющие на развитие территории, участники круглых столов предлагают конкретные решения, способные благотворно повлиять на будущее не только Дальнего Востока, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из экспертов, наиболее ярко выразившим свои мысли во время заседания дискуссионного клуба, стал старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Роман Авилов. Он высказался по широкому кругу вопросов, начиная от граффити на исторических зданиях и заканчивая школьным образованием в области краеведения. 

Модератор встречи, председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов обратился к эксперту с вопросом: "Как перевести научное знание на общедоступный язык?"

— Это зависит от того, чего вы хотите добиться. Вы хотите опустить свои работы до уровня публики или поднять публику до уровня своих работ? Это принципиально разные задачи.

Мы привыкли к тому, что классическим является язык Пушкина, только вот когда Пушкин на нем писал, недовольны были абсолютно все. Потому что в те времена классическим считался русский язык Радищева. Можете почитать "Путешествие из Петербурга в Москву" — мало не покажется, гарантирую. Поэтому главным остается вопрос: "Для какой публики это делается и какие стоят задачи?"

Пока шёл сюда (заседание дискуссионного клуба проходило в Доме ученых ДВО РАН — прим.ред.), я считал, сколько исторических зданий не разрисовано граффити. Результат говорить не буду — стыдно. Можно ведь просто баллончиком на здании написать "Арсеньев — гений". Поставить восклицательный знак. Понимаете, это очень сложный вопрос. И баланс выдержать очень сложно. Ответ на него может быть только один: "Аккуратно". Надо это делать аккуратно, вдумчиво и четко понимая, с кем ты работаешь и как. 

Нынешние дети — поколение YouTube и Tik-Tok, но это поколение может, если его что-то зацепит, послушать длинную лекцию. Мне приходилось общаться со школьниками, один из которых рассказывал, как какой-то "бородатый профессор" очень интересно читал лекцию про Чингисхана. Имени профессора он так и не вспомнил — что называется, опознали в его телефоне. С этим тоже надо уметь работать, — считает Роман Авилов.

По словам историка, проблем с популяризацией краеведческого знания в Приморье несколько, и как их решать, не совсем понятно. Наука наработала достаточно материала для популяризации. Но кто будет обрабатывать эту информацию? Есть два варианта. Первый — непрофессионал перерабатывает работы профессионала, и получается достаточно плохо. Это уровень опускания. Второй — информацию обрабатывает профессионал, и тогда получается медленнее. К тому же, сложно найти профессионала, который будет это делать.

Особой прибыли это дело не принесет. Если отнять от зарплаты младшего — а хоть бы и старшего — научного сотрудника стоимость аренды жилья во Владивостоке и посмотреть, что останется, можно понять, почему желание что-то популяризировать при таком раскладе отпадает.

 — Многие говорят, что советский исторический опыт был замечательным. Но там было далеко не всё гладко. В советские времена история ушла из улиц в музеи и книги. А бетонные коробки, обшитые сайдингом, родиной быть не могут. Бетонные коробки, обшитые сайдингом, везде одинаковые. Это не то, что цепляет. 

Нужно что-то делать с процессом урбанизации. Если во Владивостоке она и дальше пойдет по китайскому образцу, — то есть, один небоскреб на квадратный метр территории — то у нас останется только одна "улица музеев", о которой говорил Андрей Петрович Брик. История с улиц окончательно уйдет в учебники и музеи.

Я по себе помню, как в детстве интересно было заходить в здание Приморского кондитера, меня оно всегда интересовало. Я спрашивал у мамы, почему оно такое странное. Сейчас его отреставрировали, там синагога находится. Пространство играет огромную роль.

Отсюда вытекает вопрос доступности исторических памятников во Владивостоке. Построили мост на Русский остров, после чего началась передача Ворошиловской батареи от Военно-исторического музея Тихоокеанского флота в состав Парка "Патриот", то есть, в юрисдикцию совершенно другой организации. Этот процесс, по-моему, бесконечный. 

Мы дошли до того, что проблемой стало посещение паровоза на железнодорожном вокзале, потому что для этого нужно пройти весь цикл безопасности. От Владивостока до Хабаровска это единственный вокзал, на котором работает такой объект. Причем любому специалисту, хоть сколько-нибудь знакомому с историей терроризма, понятно, что в тот момент, когда террорист встретился со взрывчаткой, уже всё провалено. Если он не взорвет её в здании, то взорвет в очереди снаружи, — говорит Роман Авилов. 

Эксперт затронул вопросы дороговизны издательского дела в регионе, а также порассуждал на тему краеведения в школьном образовании. 

— Среди школьных учителей есть совершенно гениальные люди — у меня это были преподаватели географии и природоведения, благодаря которым я впервые в пятом классе оказался в Музее института (Музей археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН — прим.ред.). Но есть учителя, которые воспитывают патриотизм так, что лучше бы они этого не делали. Как это было в моей школе? Два отличника рассказывали про герб и гимн, а остальные мыли стены. До сих пор, когда я слышу гимн Российской Федерации, мне хочется помыть стены в коридоре. 

Если краеведение будет преподаваться вот так, то лучше его вообще запретить. Краеведение должно показать детям, что историческая реальность находится не только в музеях учебниках — она постоянно вокруг. Моя мама учила меня этнологии и этнографии на улице. Она показывала мне людей и объясняла, какой они национальности, как это определить, на каком языке они говорят. Рассказывала, какая у них история и культура. Каким образом этот человек, вероятнее всего, оказался на Дальнем Востоке. 

Пока история и краеведение будут восприниматься как что-то далекое и занудное, процесс дальше не пойдет, — подытожил Роман Авилов. 

219410
43
37