Владивосток — портовый город. Поэтому мы все, его жители, внимательно следим за тем, что происходит в портовой отрасли во всем мире. Беспокоимся, не отразится ли дефицит контейнеров на экономике Приморья, которая во многом связана с поставкой импортных грузов в порты региона. Гордимся тем, что по итогам января Владивостокский морской торговый порт сохранил лидерство по контейнерообороту в Российской Федерации, опередив главные порты запада России в Санкт-Петербурге и Новороссийске. Понимаем, что оттого, как обстоят дела у приморских портов, во многом зависит наполняемость местных бюджетов и социальное самочувствие муниципалитетов.
Какое будущее ожидает порты Владивостока и, соответственно, сам город, а также всех нас, его жителей, уже завтра? Корр. ИА PrimaMedia попробовал ответить на этот вопрос.
Опыт Шанхая и Дубая: модернизация и автоматизация
Сегодня десятку портов-лидеров по контейнерообороту возглавляет глубоководный морской и речной порт Шанхай, являющийся крайней точкой DeepSea— морского пути из АТР в страны Запада.
Даже беглое знакомство с историей порта показывает, что его мировому лидерству способствовало выполнение двух главных принципов: регулярное обновление парка техники и активное внедрение информационных технологий.
В 2017 году состоялось открытие самого большого в мире автоматизированного контейнерного терминала Яншань (глубоководный порт в системе порта Шанхай). Терминал укомплектован самым современным оборудованием китайского производства с высокой степенью автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. После его полного запуска в эксплуатации на территории терминала находятся 26 мостовых кранов, 120 рельсовых кранов и 130 автоматически управляемых транспортных средств. Автоматизация делает работу в терминале максимально быстрой и организованной, что очень важно, учитывая объемы грузооборота и ту обширную территорию, на которой находятся контейнеры (настоящий "контейнерный" город со своими улицами и перекрестками).
Автоматизация и информатизация приходит в порты. Фото: пресс-службы ПАО "ВМТП"
Ещё одним примером "продвинутого" порта является дубайский порт. Джебель-Али, расположенный в 35 км от города Дубай (ОАЭ), включает в себя 77 причалов, каждый из которых оснащен сверхсовременной техникой, считающейся наилучшей в регионе.
В 2014 году в Джебель-Али открылся полуавтоматизированный терминал DP World, на тот момент крупнейший в мире. Персонал диспетчерской дистанционно управляет причальными кранами и одновременно тыловыми контейнерными кранами RMG.Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий это обеспечивает наиболее быструю обработку грузов.
В Дубае пошли по пути эффективной территориальной организации логистической инфраструктуры, позволяющей эффективно транспортировать и обрабатывать грузы. Возле морского порта Джебель-Али построен Дубайский логистический городок (ДЛГ), включенный в состав Дубайского центра международной торговли.
Владивосток — новая точка роста в глобальной транспортной системе
Сегодня Владивосток претендует на то, чтобы стать новой точкой роста в глобальной транспортной системе.
После того, как путь DeepSea испытал значительные проблемы с фрахтом (стоимость аренды контейнера за 2020 год возросла в пять раз, сроки доставки остались прежними), мировой грузопоток стал активно переориентироваться на другие способы доставки, эффективно сочетающие в себе преимущества морского пути и железной дороги (новый "Шелковый путь" по территории Китая, Казахстана и Монголии и перевалка грузов через порты Дальнего Востока по Транссибирской магистрали).
Данную переориентацию можно иллюстрировать простым фактом: за 2020 год грузопоток по пути DeepSea — Россия (через Санкт-Петербург) уменьшился на 8%, а грузопоток портов Дальнего Востока увеличился на 11%. Важно отметить, что почти половину этого грузопотока обслуживает один порт: 44% переваливает Владивостокский морской торговый порт. Примечательно, что за последние пять лет грузооборот ВМТП удвоился: с 5,04 млн в 2015 до 11,43 млн тонн в 2020 году. Может ли ВМТП стать тем самым "портом будущего" в Приморском крае?
ВМТП в тренде: обновление парка техники, внедрение информационных технологий
Как мы уже выяснили на примере Шанхая и Дубая, сегодня отличительными особенностями всех крупнейших портов мира являются активное внедрение информационных технологий и регулярное обновление парка техники. С этой точки зрения Владивостокский морской торговой порт находится, что называется, в тренде.
В настоящее время ВМТП активно занимается модернизацией портовой инфраструктуры, в первую очередь обновлением парка техники. Так, в 2020 годув порт закупили пять кранов (один Liebherr грузоподъемностью 124 тонны для универсального терминала и четыре "Витязя" грузоподъемностью 63 тонны для контейнерного терминала). В 2021 году уже приобрели два ричстакера (планируется закупить еще четыре ричстакера и десять вилочных автопогрузчиков).
Владивостокский морской торговый порт. Фото: пресс-службы ПАО "ВМТП"
Новая техника позволяет увеличить производительность труда, сократить время погрузки и выгрузки, повысив скорость обработки.
В2019-2020 гг. в портуокончательно внедрена ИСКТ 2.0 (информационная система контейнерного терминала), которой пользуются тальманы для учета грузов, докеры –чтобы получать задания, водители тягачей — для перемещения контейнеров. Операторы СТС занимаются погрузкой и разгрузкой судов, стивидоры формируют задачи и контролируют их исполнение. Система показывает, откуда пришел контейнер, куда направляется, и предлагает место для его размещения на складе. В 2020-2021 году будет внедрена аналогичная система на универсальном терминале, которая сможет учитывать генеральные грузы — металлические чушки и слябы, средства транспорта и спецтехнику, пшеницу, зерно и другие.
Весь мир сегодня развивается в сторону мобильных приложений, людям нравится иметь возможность управлять ситуацией с экрана телефона. ВМТП тут не исключение. Как удалось узнать ИА PrimaMedia, в ближайшее время пройдет клиентская встреча, где будет презентовано новое мобильное приложение "Порт в кармане". Там будут представлены порядка 30 сервисов для клиентов.
ВМТП — лидер по контейнерообороту в России. Фото: ИА PrimaMedia
Ускоренная цифровизация и обновление парка техники ВМТП уже принесло свои плоды. По итогам 2020 года порт стал первым по России по контейнерообороту (с оборотом 672,44 тысяч TEU). По итогам января 2021 года ВМТП сохраняет лидерство, обгоняя своих конкурентов более чем на 10% (54, 89 тысячи TEU). Для сравнения, контейнерооборот АО "Первый контейнерный терминал" составил 49,18 тысячи TEU; ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" — 48,12 тысячи TEU; ООО "НУТЭП" -43,65 тысячи TEU; ООО "Восточная стивидорная компания" — 31,52 тысячи TEU.
— Три главных направления нашей работы — это увеличение мощностей порта, модернизация всех процессов и укрепление отношений с партнерами, — комментирует генеральный директор ПАО "ВМТП" Роман Кухарук. — Став первыми в России, мы продолжаем активно развиваться и ориентируемся на опыт мировых лидеров отрасли. Сегодня ВМТП можно без преувеличения назвать морскими воротами Дальнего Востока, к тому же это центр экономических связей между Азией и Европой через железнодорожные и морские линии. Такому предприятию важно постоянно развиваться, и руководство порта уделяет большое внимание модернизации.