Приморский продуктовый ритейл переживает одну из крупнейших в истории сделок по слиянию/поглощению — хабаровская сеть "Самбери" приобрела испытывавшую серьезные проблемы местную сеть "Фреш 25", после чего у хабаровчан в Приморье останется по большому счету единственный конкурент — сеть "Реми" депутата Дмитрия Сулеева. Председатель совета директоров АО "Восточная верфь" Генадий Лазарев пошел ва-банк, обратившись за помощью к силовикам на фоне корпоративного конфликта, сотрясающего предприятие. На Дальнем Востоке станет одним банком меньше — Совкомбанк выкупает акции банка "Восточный" у его акционеров. Республика Корея активизирует работу по созданию Индустриального парка в ТОР "Надеждинская", готовит дальневосточный инвестфонд на миллиард долларов.
Об этих, и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
"Фреш 25" достался Хабаровску, на очереди "Реми"?
Хабаровский ритейлер "Невада-Восток" (входит в группу компаний "Невада"), развивающий на Дальнем Востоке сеть розничных магазинов "Самбери", начал поглощать приморскую сеть "Фреш 25". Новые владельцы пока думают о том, в каком формате развивать переходящие ей магазины. К примеру, один из магазинов "Фреш 25" уже сменил вывеску на дискаунтер "Близкий", сеть которых развивает "Невада".
Группа компаний "Невада Групп" осуществляет свою деятельность на рынке продуктов питания Дальнего Востока с 1994 года. Именно тогда была заложена основа дистрибьюционного направления — сегодня это компания "Эником", говорится на сайте "Невада Групп". Филиалы "Эником" присутствуют в каждом регионе Дальнего Востока и покрывают населенные пункты с численностью около 75% от всего федерального округа.
Торговая сеть магазинов у дома "Близкий" отсчитывает свою историю с 2018 года с приобретением холдингом "Невада Групп" готовой инфраструктуры розничного бизнеса у торговой сети "Радиус".
Магазин "Близкий". Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Сеть "Фреш 25" стартовала в декабре 2003 года с открытия супермаркета в Уссурийске. Сегодня магазины "Фреш 25" представлены во Владивостоке, Уссурийске, Находке, Ливадии, Партизанске, Лесозаводске, Дальнегорске, Фокино и других населенных пунктах. Управление проектом осуществляло ООО "Управляющая компания Фреш 25" (Владивосток), одним из учредителей которой в свое время являлся известный приморский бизнесмен Павел Тушановский.
Отметим, что владельцы "Фреш 25" ранее пытались найти для сети партнера из центральной России. В декабре 2019 года группа компаний "Дикси" и ритейлер "Фреш 25" подписали соглашение о развитии принадлежащей "Дикси" франшизы "Первым делом" на территории ДФО. Согласно договоренностям "Дикси" обязалась предоставить приморцам право на использование бренда "Первым делом", доступ к торговым технологиям компании и возможность заказывать товары из ассортимента собственных торговых сетей для дальнейшей реализации. На практике все оказалось очень сложно, в том числе из-за проблем с логистикой. А самое главное, среди владельцев "Фреш 25" не было единого мнения по стратегии развития бизнеса.
Участие в объединённой компании ("Фреш 25" и "Самбери") даст дополнительные возможности за счёт эффекта масштаба — в частности, в закупочных, логистических и других бэк-офисных операциях",
— цитирует Vl.ru гендиректора сети гипермаркетов "Самбери" Льва Волкова.
Как это будет выглядеть на практике, сказать сложно. Но усиление такого конкурента как "Самбери" серьезно осложнит позиции сети "Реми" (ООО "Североторг") депутата Дмитрия Сулеева. Который не скрывает, что из-за проблем в Приморском крае хочет переориентировать свой бизнес на… Хабаровск, откуда родом "Невада".
Отметим, что ещё в 2015 году на совещании у полпреда Юрия Трутнева президент ГК "Невада" Юрий Егоров анонсировал, что входящее в группу ООО "Невада-Восток" инвестирует около 2 млрд рублей в развитие производства в ТОР "Надеждинская". Компания планировала в течение трех лет создать в Приморье производственно-распределительный комплекс, а также мощности по переработке.
Мы рассчитываем, что проекты снизят наши издержки на 4-5%, это достаточно существенно. И думаем, что он окупится за пять лет",
— сказал тогда Юрий Егоров.
Верфь раздора
Нынешнее руководство АО "Восточная верфь", отрабатывающего крупный контракт на строительство судов-краболовов в рамках программы инвестквот, подключает "тяжелую артиллерию" для борьбы с собственными акционерами, которые в свою очередь грозят успешному предприятию банкротными исками.
Председатель совета директоров "Восточной верфи" Геннадий Лазарев на прошлой неделе заявил о крупных хищениях на предприятии и обратился к начальнику УМВД Олегу Стефанкову за помощью в возбуждении уголовного дела по фактам проведенных ранее проверок, которые факты отвлечения денежных средств на сумму более 1 млрд рублей в интересах сторонних организаций, а также хищения денежных средств, предназначенных на выполнение гособоронзаказа.
Одними из крупнейших акционеров АО "Восточной верфь" являются депутат Законодательного собрания Приморского края Геннадий Лазарев и Андрей Мирошниченко, владеющие 19,55% и 5,75% акций соответственно. Также в число акционеров входили АО Владивостокское предприятие "Электрорадиоавтоматика" (ВП ЭРА", 11,5%) и принадлежащее ей АО "Тихоокеанская электротехническая компания" (20,91%).
"Меня избрали председателем Совета директоров три года назад, но какое-то время я особо не вмешивался в ситуацию на верфи. Казалось, производственный механизм давно отлажен, всё идет, как надо. Суда строим, портфель заказов полон. Все хорошо, прекрасная маркиза... А потом мы начали вплотную заниматься экономикой завода. И тут оказалось, что существенная часть финансов "Восточной верфи" используется неэффективно. Кроме того, на протяжении достаточно длительного времени деньги выводятся в неизвестном направлении", — пояснил ИА Primamedia Геннадий Лазарев.
По его словам, руководство верфи обратилось в правоохранительные органы с просьбой расследовать движение денежных потоков на предприятии, сделать выводы и привлечь виновных к ответственности в рамках закона.
"Заявление подавали около года назад, и сейчас уже можно с уверенностью говорить, что скоро получим ряд серьезных уголовных дел. Похоже, именно это обстоятельство заставило отчаянно активизироваться наших оппонентов, использовать банкротные иски как способ отвлечь внимание", сказал Геннадий Лазарев.
"Композитное кораблестроение" недооформило документов
АО "Восточная верфь" (бывший Владивостокский судостроительный завод) — одно из ведущих судостроительных предприятий Дальнего Востока. Специализируется на строительстве военных кораблей, судов снабжения и причалов для Тихоокеанского флота и ФСБ России. С января 2020 года является единственным на Дальнем Востоке предприятием оборонно-промышленного комплекса — резидентом Свободного порта Владивосток. Технические возможности предприятия позволяют производить полный цикл работ по постройке кораблей и судов длиной до 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и водоизмещением до 3,5 тыс. тонн.
Геннадий Иннокентьевич отдает отчёт, что не смог вовремя отреагировать на ситуацию.
Если говорить лично обо мне, то проглядел потому, что слишком передоверился прежнему руководству завода. Это один момент. Второй заключается в том, что нужно было больше заниматься делами верфи, по-другому ставить акценты, находить баланс между депутатской деятельностью, работой в университете (Лазарев является президентом ВГУЭС) и в совете директоров",
— сказал Геннадий Лазарев.
Тем временем Арбитражный суд Приморского края назначил на 8 апреля рассмотрение заявления Игоря Мирошниченко к АО "Восточная верфь" о понуждении общества включить в список кандидатур для голосования по выборам в члены совета директоров трех кандидатов — Сергея Сильченко, Игоря Курсекова и Александра Позднякова.
Отметим, что в состав совета директоров АО "Восточный верфь" входят сын Геннадия Лазарева Иннокентий Лазарев и Андрей Мирошниченко.
Банк "Восточный" теряет дальневосточную прописку
На этой неделе стало известно о том, что Совкомбанк подписал соглашения о покупке пакетов акций банка "Восточный" (Благовещенск) у его акционеров — фондов Baring Vostok, компании "Финвижн холдингс" и Шерзода Юсупова. Совкомбанк планирует интегрировать и присоединить банк "Восточный" в течение года-полутора.
Председатель правления Совкомбанка Дмитрий Гусев пояснил, что в результате сделки один из крупнейших банков РФ усилит позиции в розничном бизнесе, расширит филиальную сеть, а также повысит доступность продуктов и услуг, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке. В настоящее время Совкомбанк располагает 2,3 тысячами отделений и мини-офисов в 988 населенных пунктах. Банк "Восточный" имеет 570 офисов, большинство из которых расположены на Дальнем Востоке.
Финансовые параметры и цену сделки стороны не раскрывают.
Банк "Восточный" находился в состоянии корпоративного конфликта между ведущими акционерами около двух лет. В конце октября 2020 года они подписали мировое соглашение. Однако до сих пор рассматривается уголовное дело в отношении основателя Baring Vostok Майкла Калви и шести его коллег.
На данный момент Evison Holdings (подконтрольна Baring Vostok) владеет 41,63% капитала банка "Восточного", "Финвижн холдингс" принадлежит 42,01%.
Суэцкий канал сел на мель
Блокировка Суэцкого канала, вызванного севшим на мель посреди водной артерии гигантским контейнеровозом Ever Given, может привести к увеличению объемов перевозок грузов по альтернативным маршрутам из Азии в Европу транзитом через РФ.
Транспортная группа FESCO (базовая компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство") отмечает рост обращений от клиентов, которые раньше возили грузы только этим путем, через Суэцкий канал, а теперь смотрят на альтернативную перевозку грузов из Азии транзитом в Европу через территорию России.
Маршрут, на котором работаем в том числе мы, это транзит грузов из Азии в Европу через Россию. Это можно делать через сухопутные погранпереходы России и, задействуя мультимодальную схему — из Японии, Южной Кореи и других стран АТР морем, далее перегруз в порту Владивостока и по железной дороге в Европу",
— сказал вице-президент по линейно-логистическому дивизиону группы FESCO Герман Маслов.
Сегодня только FESCO отправляет 30-35 контейнерных поездов еженедельно.
FESCO один из крупнейших в РФ операторов портовой инфраструктуры с интегрированным железнодорожным и логистическим бизнесом. Группе принадлежит ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, основная стивидорная компания в порту Владивосток). В управлении группы порядка 40 тысяч контейнеров и 6 тысяч фитинговых платформ. В составе флота — 18 транспортных судов, преимущественно осуществляющих перевозки на собственных морских линиях.
ВМТП сохраняет лидерство на рынке контейнерных перевозок. Фото: ИА PrimaMedia
FESCO продолжает наращивает объемы контейнерного парка. "Сейчас у нас исторический рекорд по объёму, вместимость парка контейнеров — более 80 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера — прим. ред.). Это отражает растущие запросы клиентов на перевозку по территории РФ", — отметил Герман Маслов.
Корея готовит инвестиции
Россия и Республика Корея обсуждают создание совместного инвестиционного фонда. "Осуществляются или готовятся к реализации масштабные проекты по инвестиционному сотрудничеству на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ. Ведутся переговоры о создании российско-корейского инвестиционного фонда объемом до $1 млрд", — сообщил Лавров по итогам переговоров с главой МИД Республики Корея Чон Ый Ёном.
Это станет одно из тем для обсуждения на предстоящем заседании российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое должно состояться до конца этого года в Сеуле.
Глава южнокорейского МИД заявил, что до конца этого года будет заложен Индустриальный парк в территории опережающего развития "Надеждинский" в Приморском крае, проект которого включен в план реализации концепции "Девяти мостов" версия 2.0 (проекты российско-корейского торгово-экономического сотрудничества).
"Мы договорились приложить совместные усилия к тому, чтобы провести в течение этого года церемонию закладки первого камня индустриального парка для корейских предприятий в Приморье и сделать так, чтобы (этот проект — прим. ред.) стал символом успешного российско-корейского экономического сотрудничества", — заявил Чон Ый Ён.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, проект будет реализовывать Корейская земельная и жилищная корпорация (Korea Land and Housing Corporation, LHС), уже отвечающая за разработку концепции проекта "умный город" в Большом Камне. Планируется, что под парк будет отведена часть территории площадки "Западная" ТОР "Надеждинская" общей площадью около 1,1 тыс. га. Планируется создание более 2 тысяч рабочих мест. В Корее интерес к проекту проявили около 30 потенциальных инвесторов, в том числе члены Ассоциации производителей автокомпонентов и Ассоциации по переработки сои.
Отметим, что Республика Корея и Россия договорились ускорить ход переговоров по заключению соглашения о свободной торговле в сфере услуг и инвестиций, а также проведут Третий российско-корейский форум межрегионального сотрудничества в ноябре 2021 года в городе Ульсане. Российско-корейские форумы проводятся с 2018 года с целью интенсифицировать сотрудничество не только между правительствами регионов, но и между предпринимателями. Первый форум прошел в Корее, второй состоялся в 2019 году в рамках Восточного экономического форума.
Пылеуловители быстрого реагирования
Росприроднадзор приступает к проверке очередной партии стивидоров Приморского края, осуществляющих перевалку угля на экспорт.
На этот раз проверки запланированы в ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (Владивосток, входит в транспортную группу FESCO), АО "Торговый порт Посьет" (Посьет, входит в транспортный дивизион группы "Мечел"), находкинских компаниях АО "Терминал Астафьева", АО "Дальмормонтаж" (принадлежит трём физлицам), АО "Порт Восточные ворота — Приморский завод" и ООО "Порт Ливадия" (принадлежит Максиму Васильеву). Отметим, что весной 2019 года по итогам проверки Роспотребнадзора Находкинский городской суд уже приостанавливал на 14 суток работу стивидорной компании "Порт Ливадия" из-за загрязнения воздуха угольной пылью.
"Проверки проводятся в рамках исполнения поручения заместителя председателя правительства Виктории Абрамченко о проведении внеплановых выездных проверок соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по перегрузке и перевалке угля в морских портах Российской Федерации", — поясняет Роспотребнадзор.
Ранее глава Роспотребнадзора Светлана Радионова заявила о большом количестве жалоб на загрязнение в связи с перевалкой сыпучих грузов, особенно угля. "Мы уже начинали эту работу в 2019 году, выявили почти 500 нарушений. Из-за ковида пришлось остановиться. Но теперь контроль возвращается и будет еще жестче", — пообещала глава Росприроднадзора в своем аккаунте в Instagram.
ВЭБ может профинансировать модернизацию аэропорта Благовещенск
Группа ВЭБ.РФ может профинансировать модернизацию международного аэропорта "Игнатьево" в Благовещенске. Проект предполагает строительство международного терминала, реконструкцию и модернизацию существующего терминала внутренних авиалиний.
Аэропорт Благовещенска принадлежит областному ГУПу. Победителем конкурса на реконструкцию и управление аэропортом ранее было признано ООО "АБС" — совместное предприятие "Новапорта" Романа Троценко и холдинга "Аэропорты регионов" Виктора Вексельберга. Аэропорт передается в управление на 30 лет, первые пять из них — инвестиционная фаза. Инвестиции в проект могут превысить 7 млрд рублей.
Частная арктическая авиация
На Дальнем Востоке будет создано частное авиапредприятие для грузоперевозок в арктической зоне Республики Саха "Якутия". Проект реализует ООО "Многофункциональная компания "Лидер", уже получившее статус резидента Арктической зоны РФ.
По соглашению с Минвостокразвития, "Лидер" планирует вложить в проект 106,6 млн рублей инвестиций: выкупить семь вертолетов Ми-8Т и приобрести самолет типа Cessna или его аналог.
Местом базирования предприятия станет аэропорт поселка Тикси в Булунском районе Якутии. Перевозки грузов будут налажены в северные посёлки, испытывающие проблемы с транспортной доступностью, связанные с отсутствием круглогодичного наземного сообщения с основной частью региона.
ООО "МФК "Лидер" создано в феврале 2018 года. Основной вид деятельности — выполнение авиационных работ. Владельцами компании три физлица, в том числе директору и владельцу ООО "СТК-58" (Якутск) Дмитрию Ефимову принадлежит 67% капитала.