На строительном рынке Владивостока грядут перемены. Большие или нет, покажет будущее. Связаны они с приходом ряда крупных федеральных игроков, присутствие которых, по мнению экспертов, создаст мощную конкуренцию, способную увеличить разнообразие предложения на строительном рынке и, как следствие, несколько снизить цены на жилье на первичном рынке. Не исключено, что во Владивостоке будут строить жилье класса комфорт, комфорт+ и премиум по так называемым московским стандартам. Помимо строительных технологий, федералы могут принести в регион новые подходы к менеджменту и маркетингу, прогнозировало ИА PrimaMedia в одном из своих обзоров. В качестве интересного примера упоминался жилой комплекс "Айвазовский", который строится в районе Патрокла, на улице Сочинской, строительно-инвестиционной корпорацией "Девелопмент-Юг" (финансирование строительства осуществляет АО "Банк ДОМ.РФ"). Подробнее и о проекте, и о корпорации удалось узнать, побывав на пресс-конференции, которую топ-менеджеры "Девелопмент-Юг" провели в зале "Эмеральд" отеля Lotte.
На встрече помимо президента, председателя совета директоров строительно-инвестиционной корпорации "Девелопмент-Юг" Сергея Иванова присутствовали вице-президент, руководитель приморского филиала корпорации Петр Селиванов, вице-президент по региональному развитию Алексей Востриков и коммерческий директор приморского филиала Игорь Казанцев. Беседа получилась живой и интересной, во много благодаря главному спикеру — Сергею Иванову.
Почему Владивосток?
Прежде всего у Сергея Иванова спросили, почему краснодарская корпорация, осваивающая европейскую часть российского строительного рынка, вдруг обратила свое внимание на Владивосток. Ответ был прост: "Последние годы Владивосток на слуху. Мы подробно изучили местный рынок недвижимости. Отношение к городу самое позитивное".
Как признался Иванов, он, в принципе, ожидал, что город ему понравится. Не ожидал только, что до такой степени. Хотя в день прилета было довольно тяжело — разница во времени сказывалась. Зато на следующий день удалось по достоинству оценить красоту и своеобразие Владивостока.
"У вас потрясающе красивый город. Много красивых людей, веселая, живая молодежь. Большое количество ресторанов с отличной и разнообразной кухней. Огромного количества того, что вы едите, у нас нет. Владивосток мне очень понравился", — похвалил город и его жителей Сергей Иванов.
Беседа получилась живой и интересной, во много благодаря главному спикеру — Сергею Иванову. Фото: предоставлено корпорацией "Девелопмент-Юг"
А вот с точки зрения современной застройки столица Приморья и Дальнего Востока только в начале пути. Работа предстоит большая и очень масштабная. Судя по всему, корпорации "Девелопмент-Юг" она по силам.
На строительном рынке корпорация работает 26 лет. На ее счету — более двух миллионов квадратных метров построенного жилья в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Батайске, Перми, Астрахани. В конце этого года ожидается выход на строительный рынок Екатеринбурга. В стадии глубокой, серьезной проработки — планы по Нижнему Новгороду.
"Есть огромное желание зайти в Санкт-Петербург. Есть люди, готовые "поднимать" там филиал. Если говорить об общей краткосрочной стратегии, то в ближайшие 3 года мы хотим работать в 10-ти городах и, соответственно, сдавать и продавать 500 тысяч кв. метров жилья. То есть единовременно в стадии сдачи и продажи должно быть около 1,5 млн кв. метров", — поделился планами Сергей Иванов.
Во Владивостоке у девелопера пока три небольших проекта — на 12, 26 и 50 тысяч кв. метров жилья.
"Хотим осуществить качественную комплексную застройку — достойное жилье для среднего класса. Такое, в котором хотелось бы жить самому", — отметил Иванов.
Почему "Айвазовский"?
Перед началом пресс-конференции ее участникам раздали глянцевые проспекты, рассказывающие о жилом комплексе, строящемся на улице Сочинской. Так что представление о проекте в общих чертах удалось получить.
ЖК "Айвазовский" состоит из двух домов, каждый из которых представлен двумя башнями на общем стилобате с переменной этажностью в 9-10 этажей. Башни расположены под углом относительно друг друга и напоминают открытые ворота. По замыслу проектировщиков, такое конструктивное решение позволяет создать как можно большее количество квартир с видом на море, дойти до которого можно всего за 5 минут.
Время, за которое можно доехать на машине до разных точек города (центр, Вторая Речка, Луговая, остров Русский, ТРК "Калина молл" и ТРК "Седанка сити") — 15-20 минут. Для тех, кто пользуется общественным транспортом, в шаговой доступности — автобусная остановка. Для автовладельцев — придомовый паркинг на 128 машиномест.
Проектом предусмотрено 44 варианта планировок. Квартиры с высокими потолками и панорамными окнами с низким порогом остекления. На последнем этаже — французские балконы. Количество квартир на этаже минимально (четыре и девять). Квартиры с отделкой white box, включающей бетонную стяжку пола, готовую для укладки финишного покрытия; выравнивание, грунтовку и штукатурку стен; подготовку потолков; установку подоконников и выравнивание откосов.
ЖК "Жуковский". Проект. Фото: предоставлено корпорацией "Девелопмент-Юг"
Первые этажи 10-этажной башни комплекса отведены под торговые галереи (кафе, аптека, магазин, слон красоты или центр сервисного обслуживания).
Большая территория (1,4 га) отведена под места общего пользования (прогулочная аллея, круговой парк, детские площадки, спортивная площадка, зона барбекю, выделенная зона для выгула животных и т.д.). Внутренние дворы комплекса равномерно освещены (концепция "двор без темных мест").
При этом сроки строительства, определенные инвестором АО "Банк ДОМ.РФ", довольно сжатые. Комплекс должен быть сдан во втором полугодии 2022 года.
"Мы сделаем всё, чтобы успеть. Качество ни в коем случае не пострадает, этот вопрос даже не обсуждается", — пообещал Сергей Иванов.
Почему жилой комплекс назвали "Айвазовский", поинтересовались из зала. Все очень просто, объяснил руководитель корпорации. Комплекс располагается рядом с морем, а кто другой, кроме Айвазовского, мог так же точно и величественно изобразить его. Определенные ассоциациями с морскими пейзажами Айвазовского должны вызывать фасады домов, особенно их мозаичное оформление.
О ценах, парковках, риелторах и о том, сколько "квадратов" нужно для счастья
Как известно, вопрос доступной цены на жилье для Владивостока является больным. Не могли его обойти стороной и участники пресс-конференции.
"А что такое доступная цена? Тот, кто строит, считает, что берет недорого. А тот, кто покупает, считает, что дорого. Так будет всегда", — сказал Сергей Иванов.
Сегодня цены на жилье растут, причем по объективным причинам. Во-первых, в текущем году сильно подскочили цены на стройматериалы. Во-вторых, из-за пандемии уехало большое количество рабочих, следовательно, образовался колоссальный дефицит специалистов. Соответственно, существенно подскочили расценки.
Сегодня проекты по старым правилам заканчиваются, и банки открывают чистое проектное финансирование только в том случае, если показатель маржинальной доходности составляет минимум 20%. Особенно остро проблема стоит в маленьких городах, где этот показатель ниже. Владивосток — город крупный. Во всяком случае, не маленький. Так что перспективы есть.
Другой больной вопрос — паркинг. Владивостокцы привыкли гордиться званием самого автомобильного города России, мол, на семью из четырех человек приходится примерно четыре машины. Однако когда попадаешь в пробку далеко не в час пик или долго не можешь припарковать машину перед собственным домом, как-то становится уже не до гордости.
"Как вы собираетесь решать этот вопрос?" — спросили у Сергея Иванова.
Сергей Иванов отвечает на вопросы. Фото: предоставлено корпорацией "Девелопмент-Юг"
"Есть норматив, и мы его соблюли. Вы хотите, чтобы на каждую семью мы строили по четыре машиноместа? Это огромные территории. Если даже брать по два машиноместа на одну семью, то стоимость кв. метра тут же меняется. Это к вопросу о доступности жилья. Сейчас мы проектируем дворы без машин. Это архисложно. Нужно строить многоуровневые парковки. По-хорошему они должны быть подземными".
Впрочем, вопрос прозвучал. И в корпорации попробуют найти на него ответ. "В следующих комплексных проектах мы учтем ваше пожелание — две машины на одну семью. Заложим многоуровневых парковок столько, сколько нужно", — пообещал Иванов.
Проект ЖК "Айвазовский" очень заинтересовал владивостокских риелторов. Естественным с их стороны был вопрос, как к ним относятся в корпорации "Девелопмент-Юг". Оказалось, очень хорошо. Как рассказал Сергей Иванов, в последние полтора года собственный отдел продаж корпорации продает 30% построенного ею жилья. 70% продают риэлторы.
"Мы считаем, что риэлтор — наш самый главный партнер. Я сам люблю риэлторов. Считаю, что это очень умные, активные, позитивные и красивые люди. Сплав красоты, интеллекта и результативности", — признался Иванов.
Сколько кв. метров жилья нужно для счастья обычной городской семье, также поинтересовались у первого лица корпорации.
"Все зависит от того, как мы хотим жить. Мне сложно сказать, как хотят жить жители Владивостока, но до Урала основная масса людей хотят жить как европейцы. Первое счастье — ребенок в семье. Второе — крыша над головой. Как живут сегодня европейцы? У них средняя обеспеченность квадратными метрами от 35 до 40 на одного человека. Росстат называет цифру 21 квадратный метр. Я считаю, что у нас на одного человека должно приходиться минимум 25 кв. метров жилой площади. Если одинокий человек — 40 квадратных метров", — ответил Сергей Иванов.
Во Владивостоке, по его мнению, для этого есть все. Можно взять ипотеку. Допустим, дальневосточную.
"Я на протяжении последних 35 лет часто слышу: "Все будет плохо". А на самом деле все становится только лучше. Будет конкуренция — будут предложения. Рынок с каждым годом будет более конкурентным — проекты будут все лучше и лучше. Самое главное, чтобы наши дети были чуть умнее, чем мы, и более активными, чем мы. И тогда будет прогресс", — дал оптимистический прогноз Сергей Иванов.
Президент, председатель совета директоров строительно-инвестиционной корпорации "Девелопмент-Юг" Сергей Иванов. Фото: предоставлено корпорацией "Девелопмент-Юг"
Справка. Сергей Петрович Иванов родился 7 ноября 1961 года в станице Семикаракорской Ростовской области. В 1984 году окончил Ростовский инженерно-строительный институт по специальности "Производство строительных и железобетонных конструкций". В 1984 году приехал в Краснодар, где начал свою профессиональную деятельность в строительной сфере. В 1995 году основал строительную корпорацию "Девелопмент-Юг". Кандидат экономических наук. Окончил Академию Народного хозяйства при Правительстве РФ, Институт менеджмента Бад Гарцбург, (Германия). В 2001 году защитил диссертацию по теме "Энергосберегающие технологии в строительстве". Женат, имеет шестерых детей. Потомственный строитель, будучи студентом, принимал участие в строительстве крупнейшего в СССР, а впоследствии в России завода атомного энергетического машиностроения "Атоммаш" (город Волгодонск Ростовской области). Любимый писатель — Артуро Перес-Реверте (Испания).