Что наука говорит об общественном транспорте Владивостока?

Отчет исследования пассажиропотока уложился в 5 томов, полный материал – 170 томов – передадут заказчику позже
ВЛАДИВОСТОК, 11 ноября, PrimaMedia. Итоги научного подхода к обследованию пассажиропотока во Владивостоке были озвучены на днях представителями двух сторон – заказчиком мероприятия, последний аналог которого проводился более 20-ти лет назад, и исполнителя, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Уникальный дальневосточный проект

Специалисты говорят, обследования такого масштаба не проводилось в краевой столице с 1987 года. Еще за одну промежуточную точку отсчета можно брать 1998 год, в то время был выполнен исследовательский проект.

За это время кардинально изменилась и схема движения, и точки "массового скопления" пассажиров. Более того, в период подготовки к саммиту АТЭС всю городскую дорожную сеть, а значит и транспорт, ждет "революция". Во Владивостоке строятся мостовые переходы, будет налажено движение по объездным дорогам, как следствие все эти факторы повлияют на будущее горожан, пользующихся регулярно общественным транспортом.

В минувшем учебном году ВГУЭС выиграл тендер администрации Владивостока на проведение комплексного исследования пассажиропотоков.

"Проект уникальный, в том числе по масштабу и охвату. Это на сей день единственное исследование такого рода на Дальнем Востоке, - отметил директор Института международного бизнеса и экономики Владивостокского университета экономики и сервиса доктор экономических наук Александр Латкин. - В прошлом году пассажиропоток обследовали в Хабаровске, однако там работа носила выборочный характер, а нам поставили задачу массового обследования".

Работа по оптимизации транспортной сети проходила в несколько этапов. В первом этапе – экспериментальном – приняли участие все студенты ВГУЭС. Два дня - 7 и 12 апреля – ребята с 5 утра до 12 ночи выполняли обязанности контролеров: фиксировали время прибытия транспортного средства на остановку и количество вошедших-вышедших пассажиров. В общей сложности было задействовано три тысячи человек в выходной и четыре тысячи - в рабочий день.

"Легко не было. Представьте, в 5 часов утра мы должны были обеспечить присутствие учетчиков в начальных точках маршрутов общественного городского транспорта – автобусов, трамваев, троллейбусов, морского транспорта. Работа была организована в три смены, потому что ни один учетчик не выдержит почти сутки на маршрутах", - заметил Александр Латкин.

В процессе наблюдения было собрано около 15 тысяч таблиц наблюдения и более 1000 листов наблюдения за качеством обслуживания пассажиров в транспортных средствах.

Опрошено 300 водителей транспортных средств и 1595 жителей Владивостока, принадлежащих к разным половозрастным группам и проживающих в разных районах города. Получено и обработано более 5000 предложений граждан по совершенствованию работы пассажирского транспорта.

На втором этапе к работе подключились специалисты Института информатики, инноваций и бизнес-систем ВГУЭС. Преподаватели и студенты сообща разработали программное обеспечение для обработки данных, полученных в результате эксперимента.

Схема движения городского транспорта нерациональна, такой вывод был сделан в ходе тестирования.

Слишком много авто

Главная проблема пассажирских перевозок во Владивостоке – транспортная, считают те, кто принимал участие в исследовании. Количество автомобилей на душу населения за последние 10 лет в Приморье увеличилось вдвое и составило в 2008 г. 279 автомобилей на 1000 человек. Во Владивостоке же данные показатели составляют 556 автомобилей на 1000 человек, это, по данным журнала "Автомир", самый высокий показатель в России. Как следствие, пропускная способность существующей улично-дорожной сети практически исчерпана. Видимо с общественного транспорта горожане пересели на автомобили, благо финансовое состояние наших сограждан, а также возможность привезти какую-нибудь "японочку" из-за моря до последнего времени не было проблематично.

Хотя, судя по результатам счетоводов, иссяк пассажиропоток только на элестротранспорте и на паромах-катерах. Так, за исследуемый период на 38% сократилась доля перевозок трамваями, на 14% - троллейбусами. Перевозки морским транспортом значительно сократились. Если в 1987 году им пользовалось 3% пассажиров в рабочий день, то в настоящее время - 0,5%.

А вот автобусы ныне в почете – в 1987-ом доля автобусных перевозок в общем пассажиропотоке составила 31%, а в 2009 г. – 85%, то есть возросла на 54%.

Ненужные маршруты

До 1998 года на территории краевого центра существовало 40 маршрутов, на которых работало порядка трехсот муниципальных автобусов. С переходом на рыночные отношения и с появлением частных перевозчиков в городе начали открываться новые линии. Часть из них постепенно закрылась по разным причинам (дублирование маршрутов, низкий уровень пассажиропотока), а часть существует по сегодняшний день.

Базовая статистика по остановочным пунктам (ОП)

Всего в г.Владивостоке и ближайшем пригороде 291 ОП.

Средняя длина перегона по маршрутам автобуса составляет 723 м, трамвая – 590 м, троллейбуса – 595 м

Пассажирообмен всех остановочных пунктов составил:

- в среду, 15 апреля - 782714 чел

- в воскресенье, 12 апреля – 462486 чел

Для оценки город был разбит на 16 транспортных районов, 59 микрорайонов. Основные точки мониторинга показали, что жители Владивостока совершают от 462 тысяч поездок на общественном транспорте в выходные дни до 782 тысяч в будни, используя для этого 291 остановочно-пересадочный пункт. Перевозки осуществляет 21 частная автотранспортная компания, а также ОАО "Электротранспорт", в чьем ведении находятся трамваи и троллейбусы, и ООО "Мортранс", предоставляющее пассажирам морские катера и паромы. Самый большой пассажиропоток проходит через площадь Луговую - 102 881 поездка в сутки. В десятку популярных остановок вошли Семеновская, Центр, Баляева, Спортивная, Некрасовская, 1-я и 2-я Речка, Проспект 100-летия Владивостока.

Рекомендации по спасению

Авторы исследования дали несколько рекомендаций по изменению или же вообще полному закрытию ряда дублирующих друг друга маршрутов пассажирского транспорта, посоветовали ввести на ряде направлений экспресс-автобусы, которые будут двигаться без промежуточных остановок.

Рекомендации по изменению маршрутной сети

- Оставить без изменения  70 маршрутов;

- Исключить из маршрутной сети 10 маршрутов;

- Внести изменения в 2 существующих маршрута;

- Ввести 7 новых маршрутов, в том числе 2 полуэкспрессных маршрута, 3 маршрутных такси.

Предложения по совершенствованию работы электротранспорта

- Расширение и обновление троллейбусного и трамвайного парка.

- Восстановление движения троллейбусов в центральной части города.

- Восстановить маршрут № 3 от "Семеновской" до ост. "Заря". 

- После продления линии, разработать троллейбусный маршрут "Семеновская (Центр) – Клиническая больница".

- Восстановление движения электротранспорта в вечернее время.

- Использовать возможность создания скоростного трамвая, соединяющего Луговую и Центр.

- Рассмотреть вопрос о создании  непрерывной трамвайной линии на направлении "Сахалинская - Луговая - Баляева - Народный проспект (до Некрасовского путепровода)" согласно программа развития улично-дорожной сети города.

Рационализация работы морского транспорта должна осуществляться путем обновления парка судов, способных выполнять рейсы в плохих погодных условиях; повышать качество обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности перевозок.

Оснастим автобусы по последнему слову техники!

Одновременно проведен анализ социальной потребности маршрутных сетей, рентабельности транспортных услуг, составлен рейтинг компаний, занимающихся перевозкой пассажиров.

Исследователи посчитали, что необходимо принять меры к обновлению транспортных средств и снабдить их средствами наблюдения за водителями в течение смены, а также автоматическими устройствами для подсчета пассажиропотока. Кстати, до конца декабря выйдут на линии в ранге первых представителей муниципального пассажирского автотранспорта новенькие КАВЗы – их закуплено 30 штук. 23-местные автобусы будут оснащены системой спутниковой навигации, которая позволит диспетчерской службе полностью контролировать их прохождение маршрутов и соблюдение графиков движения.

Также предложено в транспортных средствах установить систему наблюдения за водителями, что не позволит водителям хамить пассажирам.

"Пассажиры высказывают много замечаний к водителям и культуре обслуживания. Для их сбора и анализа можно создать телефон доверия, - говорят ответственные за проведение работы. - Вызывает нарекание со стороны пассажиров санитарное и техническое состояние общественного транспорта. Для снижения этого фактора можно проводить рейды по проверке транспортных средств. Ко всему прочему следует ввести систему автоматического расчета за проезд. Это позволит не использовать услуги кондукторов, но сокращать время посадки и контролировать пассажиропоток".

Стратегически важные выводы

В сложившейся за последние годы схеме организации пассажирских перевозок значительно возросла и продолжает возрастать транспортная нагрузка на центральные улицы города и узловые остановки Семеновская, Железнодорожный вокзал, Памятник борцам за власть Советов, что неизбежно приводит к значительным пробкам, особенно в условиях непогоды, потере времени, ухудшению экологического и психологического состояния. В краткосрочной перспективе эта проблема может быть решена путем сокращения и перераспределения действующих автобусных маршрутов, закрытия трамвайного движения от площади Луговой до железнодорожного вокзала и до 3-ей Рабочей.

Используемый на автобусных маршрутах города транспорт частных автоперевозчиков в значительной степени является физически и морально устаревшим, что требует принятия более жестких мер со стороны администрации города по его обновлению и поддержанию на соответствующем уровне при сокращении общего количества лицензированных автоперевозчиков с учетом сделанной оценки их рейтинга по совокупности технико-экономических показателей.

В целях повышения комфортности и безопасности пассажирских перевозок с учетом многочисленных предложений населения и опыта других городов России, в том числе г.Хабаровска и Комсомольска на Амуре, представляется целесообразным существенно ограничить и в недалекой перспективе полностью запретить использование микроавтобусов японского производства с весьма неудобными условиями посадки, высадки и перевозки, особенно в зимнее время.

Существенные резервы улучшения пассажирских перевозок могут быть задействованы при разработке и реализации городской программы капитального ремонта, реконструкции и ввода в эксплуатацию объездных дорог и дорог второстепенного значения, что позволит разгрузить магистральные улицы. Предстоящий ввод в эксплуатации мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский обусловливает необходимость пересмотра маршрутной схемы города с выполнением соответствующих прогнозных расчетов в 2010 году.

Проект не для полки

Отчет исследования пассажиропотока уложился в 5 томов, полный материал, а это все первичные записи – 170 томов – передадут заказчику позже. Проделана масштабная научно-исследовательская работа, и, как говорят в администрации Владивостока, ее результаты не останутся лежать грузом на полке, они будут учитываться в той ли иной работе властей, к примеру, в разработке программы перспективного развития транспортной системы.

"Это начальный этап разработки комплексной программы по развитию общественного транспорта Владивостока, - подытожил встречу начальник управления транспорта Сергей Войченко. – В следующем году она будет продолжена. Заниматься ею будут уже работники администрации. Думаю, что Программа появится уже в следующем году, будет рассчитана на несколько лет, скорее всего вплоть до 2020 года".

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia