Стремление к массовому строительству эконом жилья (или даже "эконом минус") приводит к плачевным результатам для общественных пространств — к городской среде класса "эконом". Игра все время идет на понижение, и то, что сегодня считается эконом-классом, завтра становится "стандартом". Об этом рассказал челябинский архитектор Лев Владов, ставший экспертом сессии Урбанистика на 8-м Дальневосточном Медиасаммите.
Известный урбанист из Челябинска выступил с полноценной лекцией, посвященной городской среде. Он сдвинул ракурс с обычной позиции "что нужно сделать" на позицию "чего делать не надо".
— Моя лекция направлена на студентов, на интересующихся, а не на профессиональное сообщество, поэтому заранее прошу прощения за жестокие упрощения и ультимативные заявления, — предупредил он. — Мир гораздо сложнее и не делится на черное и белое, но сегодня я буду показывать черное и белое, чтобы хоть что-то запомнилось.
Главный тезис спикера, который он попросил всех затвердить наизусть, дешевые квартиры — это зло.
— На самом деле в России уже очень много дешевого жилья, — развил он мысль. — И большая обеспеченность квадратным метром на одного человека. Нам надо вообще перестать строить такое жилье. Навсегда. У нас почти все жилье в сегменте "эконом минус". Правда, пару лет назад решили так: а давайте перестанем называть это "эконом", давайте назовем "стандарт". Теперь мы живем в квартирах стандарт-класса. Но сути это не меняет.
"Дешевые квартиры — это зло" — челябинский урбанист Лев Владов выступил во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Эксперт посетовал, что его улица в Челябинске никогда не будет по-европейски компактной и чистой.
— Я живу в микрорайоне 80-х годов застройки, — отметил он. — Там широкие улицы и проспекты. Есть детские сады, магазины, школы. Люди между ними передвигаются через шестиполосное движение. И всегда был пешеходный переход. Два года назад на нем насмерть сбили бабушку. Я написал об этом пост. Какое решение принимают власти? Переход стирают.
В чем причина такого решения? По словам Льва Владова, раньше Комсомольский проспект не был шестиполосным. Он был запроектирован советскими строителями для общественного транспорта, ходящего по часам.
— Строители были очень умными, но они не были футуристами, — отметил урбанист. — Они не предполагали, что это все может развалиться, что мы сами будем решать, каким бизнесом нам заниматься, как жить. И беды большинства российских городов — в сложном наследии, с которым приходится работать, в "плановом" развитии городов. 1100 городов в России сегодня и 900 из них появились в советское время. Эта застройка не жизнеспособна. Сетка улиц наших городов была приспособлена только под общественный транспорт и под большое количество зелени. Когда все сели на автомобили, стало тесно. В Челябинске в 2010 году произошла дорожная революция. Я думаю, теперь у нас самые широкие дороги в стране. Может, в Москве есть шире. Коэффициент автомобилизации у нас не такой высокий, как во Владивостоке, но мы к этому идем. В итоге в самом лучшем месте Челябинска — на набережной у реки — застройка такая, как в спальном районе. И гигансткие территории, где могли бы быть активности для горожан, отданы под дороги и под необходимые вставки газоны, которые действуют как буферные зоны. Такие газоны между улицей и фасадом совершено не нужны.
Лев Владов подчеркнул, что советскую концепцию переделывают под автомобилистов, что создает гигантские проблемы в области городского комфорта.
С похожим по духу докладом выступил Павел Казанцев, архитектор, профессор ДВФУ, лауреат The Energy Globe World Award. Его тема — "Комфортный Владивосток — утопия или достижимая реальность?". Эксперт попытался ответить на вопрос: природа и город — враги или друзья? И ввел в обсуждение понятие из фэншуя "логово дракона" — это самое комфортное расположение жилого дома с точки зрения местности. С окнами на юг — для освещения и прогрева. У склона возвышенности — для защиты от ветра. И так далее. По его словам, во Владивостоке по какой-то причине не строят жилье в самых удобных местах. По крайней мере, в советский и постсоветский период. Если первые поселенцы города интуитивно выбирали точки строительства так, как бы посоветовал им самый толковый адепт феншуя, то их потомки стали создавать дома стихийно и чуть ли не себе во вред. В итоге жилье у них получилось не удобным и не экономичным. О тепловом комфорте речи здесь не идет.
— Владивосток мы потеряли, — заметил эксперт. — Но есть остров Русский. К сожалению, глядя на градостроительные планы, тяжело сказать, что дома там будут строиться в "логовах дракона". Допущены все те же ошибки.
В то же время, по словам эксперта, удачное расположение жилья позволяет экономить только на обогреве до 30 процентов.
— Некоторые фасады во Владивостоке прогреваются зимой до плюс 35 градусов при минус 20 на улице, — заметил он. — Но эта возможность не используется.
В свою очередь, профессор Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Дмитрий Наринский рассказал о законодательном новшестве в области улучшения городской среды — комплексном развитии территории. По сути, это переход от точечной застройки к строительству целых кварталов. 30 декабря был принят соответствующий федеральный закон.
Дмитрий Наринский. Фото: ИА PrimaMedia
Каким может стать Владивосток в течение 20 лет — с докладом на эту темы выступил сооснователь архитектурного бюро Concrete Jungle. Эксперт рассказал о проектах реконструкции фабрики "Заря", о проекте "Семь сопок" и о том, какой должна быть в городе "небесная линия". По его словам, смотреть на небесную линию (то есть зубчатый горизонт города) нужно не с воды — там его увидят десятки человек — а изнутри дальневосточной столицы. И для этого использовать доминанты сопок. Чтобы у жителей возникло желание посетить все видовые площадки на них. Так сказать, "собрать всех покемонов".
На полях 8-го Дальневосточного Медиасаммита. Фото: ИА PrimaMedia
Напомним, во Владивостоке 10 и 11 июня проходил "Дальневосточный МедиаСаммит". В течение двух дней были проведены десятки дискуссий, мастер-классов и других мероприятий для сотрудников медиаотрасли. Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2021 выступают правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет.