Выбор школьником будущей профессии — важный и волнительный вопрос для большинства семей. Понять, к чему есть способности, разобраться в тонкостях образования, узнать, какие перспективы открывает обучение, поможет профориентация. Где и как в Приморье подросткам могут помочь осознанно определиться со своим "местом в жизни", выясняли корреспонденты RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа).
Значение ранней профориентации в последнее время приобретает все большую ценность. Ведь по статистике сегодня более 70% школьников не имеют представления о том, какую профессию они хотели бы получить. В итоге почти 50% подростков ошибаются в выборе вуза и приходят к выводу, что выбранное направление им неинтересно. А 70% выпускников впоследствии никогда не работают по профессии. А ведь обучение в высших учебных заведениях зачастую стоит немалых денег.
Активным подспорьем в области профориентации является социальное партнерство учебных заведений и приморских предприятий и компаний. В крае по схеме "школа-колледж-вуз-предприятие" действуют четыре образовательных кластера: авиастроения, судоремонтный, энергетический и нефтехимический. В рамках этой деятельности компании организуют профильные классы в школах и колледжах, приглашают учеников на экскурсии, а также направляют на обучение талантливых выпускников школ в вузах и колледжах по целевому набору, с гарантией будущего трудоустройства.
В Приморском крае действуют несколько частных и государственных центров профориентации. Так, согласно дорожной карте Министерства образования, до 2024 года запланировано развитие Центра профориентации, действующего на базе Дальневосточного технического колледжа.
Также в крае открыт филиал Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии", созданного на базе МГУ им. М.В. Ломоносова.
Программы профориентации для школьников внедряет и краевой Центр занятости населения. Здесь моно узнать о наиболее востребованных профессиях, посетить ярмарки вакансий, лично пообщаться с представителями разных предприятий, а также получить рекомендации о том, как правильно выбрать направленье профессионального развития.
Хорошей возможностью "попробовать себя" в области современных технологий для школьников Приморья стало открытие в 2019 году во Владивостоке Детского технопарка "Кванториум". В технопарке подростки обучаются по направлениям IT-Квантум, Промдизайнквантум, Биоквантум, Хайтек, Энерджиквантум, Промробоквантум, VR/AR-квантум. Также на базе учреждения проводится работа по профориентации, в которую входят индивидуальные консультации, а также различные мастер-классы. Так, во время каникул в детском технопарке регулярно реализуется проект "Инженерные каникулы", в рамках которого для детей бесплатно проводятся интенсивы по образовательным программам. Это дает возможность детворе попробовать себя в роли изобретателей, поучаствовать в интеллектуальных играх, развивающих soft/hard-skills, определить траекторию своего дальнейшего развития, поработать в команде. "Инженерные каникулы" позволяют детям, не посещающим на постоянной основе "Кванториум", познакомиться с деятельностью и погрузиться в исследовательский и изобретательский процесс.
Помимо Владивостока, в Приморском крае функционирует детский мобильный технопарк "Кванториум". В июне он уже отправился в научное "турне" по городам и селам Приморья — "инженерные каникулы" проходят в пришкольных детских лагерях края. В течение двух месяцев сотрудники мобильного технопарка посетят 11 населенных пунктов, где проведут для школьников занятия инженерно-технической направленности.
Проводят профильные каникулы в течение всего года (осень, весна, лето) и частные центры, специализирующиеся на профориентации школьников. Детям от 12 до 17 лет предлагается не только отлично провести время, отдохнуть, но и попробовать себя в разных профессиях и понять, какая профессия подойдет. Ребята погружаются в выбранное направление, учатся различать сходные профессии, делают собственные проекты, а также изучают и сопоставляют свой характер, темперамент, уровень развития, способности с требованиями понравившейся профессии и делают окончательный выбор.
Стоимость услуг в области ранней профориентации варьируется в зависимости от места ее прохождения и применяемых инструментов. Так, организуемые школами дни открытых дверей в высших учебных заведениях, а также услуги государственных центров профориентации как правилобесплатные. Занятия в ряде кружков и секций также проводятся на бюджетной основе. В список услуг центров профориентации могут входить формирование трафарета идеальной деятельности подростка, тестирование по современной методике, анализ рынка труда по выбранной профессии, встреча с профессионалом по выбранной профессии, выбор учебного заведения и индивидуальная консультация для родителей по итогам программы.
Как рассказала эксперт по профориентации, специалист по работе с подростками Марина Ларюшина, при выборе профессии оптимально опираться на модель на пересечении трех сфер: "хочу — могу — надо". Идеальная профориентация закладывает в себя ответы на эти три вопроса: что я хочу делать, что я могу делать и что нужно сейчас рынку труда?
"Ловушка здесь заключается в том, что многие родители, да и сами ребята подвержены влиянию своих "надо" и "могу". Что такое "могу"? Это те склонности и таланты, которыми человека наградила природа. Но бывает так, что, например, у ребенка хорошие математические способности, склонность к языкам, это ему легко дается, но совершенно не ценно, не интересно. Ребенку хочется танцевать или заниматься футболом. И в этой ситуации может происходить перекос, когда родители настаивают, чтобы школьник развивал свои языковые способности, так это у него хорошо получается. Но важно понимать, что главным элементом в профориентации являются именно "хотелки". Потому что если мы чего-то хотим, то мы обязательно добьемся на этом поприще успеха. И наши "могу" должны нам в этом помогать", — рассказала Марина Ларюшина.
По ее словам, проблема при выборе профессии зачастую заключается в том, что, во-первых, родители и дети не знают этой простой схемы, а во-вторых, выбор профессии происходит без изучения альтернатив, вариантов применения ребенком своих стремлений и способностей. В итоге у подростка происходит выбор без выбора.
"Ребенок услышал какой-то вариант от друга, от родителей или из телевизора и утвердился в мысли, что ему эта профессия подходит. Он не исследовал возможности, не попробовал себя в них, не понял, что ему на самом деле интересно. Каждый второй ребенок, который приходит ко мне на профориентацию, меняет свой выбор! Это говорит о том, что дети с одной стороны недостаточно хорошо изучили профессию, а с другой — недостаточно хорошо знают себя, свои "хотелки", — отметила эксперта по профориентации.
Поэтому основа в работе с подростками — это выявления потребности. Для этого существуют специальные методики и техники. Также важно выяснить, какими талантами наградила природа, в какой области ребенок мог бы реализовать как свои потребности, так и свои сильные стороны. Для этого проводятся специальные профориентационные тесты, а также консультации с психологом.
После определения своих "хочу" и "могу" подросток уже более осознанно может выбрать свое направление, предварительно сравнив разные варианты из разных сфер, оценив рынок труда, уровень заработной платы, требования работодателя и свои возможности.
Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Профессиональное" будущее Приморья". Цель проекта — повышения уровня удовлетворенности населения информированностью об общем среднем и среднем профессиональном образовании в Приморском крае, популяризация рабочих профессий, необходимых на рынке труда Приморья, информирование о развитии профессионального образования в регионе.