Основатель "Приморского морского пароходства" и бывший соперник Сергея Дарькина на губернаторских выборах Александр Кириличев продолжает контролировать свое детище, готовое сконцентрироваться исключительно на инвестициях в традиционный вид деятельности. Росрыболовство вслед за продолжением передела на крабовом рынке предлагает выставить на аукционы и другие ценные морепродукты — гребешки, трубачи и морские ежи. Сборы (поборы) с победителей оцениваются в 60 млрд рублей. Банк "Приморье" отреагировал на запросы рынка и готовится начать торговать золотом и серебром.
Об этих, и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
Кириличев-старший не торопится отходить от дел
Бывший кандидат в губернаторы Приморского края Александр Кириличев вновь возглавил совет директоров своего детища — "Приморского морского пароходства" (ПМП), на базе которого в свое время была создана позже гремевшая на весь мир корпорация Primorsk International Shipping Ltd. (PRISCO).
Совет директоров на годовом собрании остался без изменений. Свои места в нем сохранили Александр Кириличев, его сын Дмитрий Кириличев и дочь Елена Кириличева, бывший гендиректор ПМП Александр Мигунов, нынешний гендиректор ПМП Александр Бузакин, директор ООО "Медицинский центр ПРИСКО" Наталья Гусева и замгендиректора ООО "ПРИСКО Танкерс" Павел Видьмук.
Приморское морское пароходство ведет свою историю с 1 января 1972 года. Более 30 лет компания, "отпочковавшаяся" от Дальневосточного морского пароходства, занималась доставкой нефтеналивных грузов в порты Дальнего Востока и восточного сектора российской Арктики под брендом корпорация PRISCO. До 90-х большая часть перевозок ПМП приходилась на транспортировку нефтепродуктов в удаленные районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. В сентябре 1992 года предприятие было приватизировано, после чего менеджмент компании во главе с Александром Кириличевым консолидировал контрольный пакет акций. В лучшие годы "Приморское морское пароходство" было одним из крупнейших предприятий Дальнего Востока и основным налогоплательщиком Находки.
Александр Кириличев занимал должность гендиректора компании с момента акционирования пароходства и по июнь 2005 года, когда его сменил Александр Мигунов. В августе 2015 года Кириличев вернулся к управлению предприятием, уже лишившемся былой славы. В июле 2016 года 9 судов, принадлежавших PRISCO, на аукционе выкупила дочерняя компания государственного "Совкомфлота" SCF Tankers Ltd. За четыре танкера ледокольного класса типа "афрамакс" и пять танкеров-продуктовозов ледового класса SCF Tankers заплатила смешные $215 млн.
Нефтеналивной танкер "Залив Восток". Фото: cайт korabel.ru
На выборах губернатора Приморского края 19 декабря 1999 года Александр Кириличев занял второе место, проиграв Евгению Наздратенко с перевесом почти в четыре раза. После отставки Наздратенко, в досрочных выборах губернатора Приморья 27 мая 2001 года занял лишь шестое место из тринадцати. А победил на выборах Сергей Дарькин.
На данный момент официально Александру Кириличеву принадлежат лишь символические 0,014% акций ПАО "ПМП". А вот его сын Дмитрий Александрович назван контролирующим акционером двух офшорных компаний "Грейтвуд Ассетс Корпорейшн" (Британские Виргинские острова) и "МГ Холдингз (Сайпрус) Лимитед (Кипр), которым в совокупности принадлежит 39,13% акций ПАО "ПМП".
Завершить все работы планируется в 2025 году
Сегодня задачи ПМП весьма скромные — подбор и трудоустройство российских моряков на суда иностранных компаний (crewing), предоставление консалтинговых услуг, координация работы береговых подразделений и дочерних компаний, занятых в сфере подготовки морских специалистов, агентирования судов, медицинских услуг и гостиничного бизнеса. Также в активе компании — помещения различного назначения и площадей для сдачи в аренду, в основном они находятся в Находке.
Как следует из бухгалтерского баланса ПАО "ПМП", в 2020 году компания получила чистую прибыль по РСБУ в размере 107,983 млн рублей при выручке 83,918 млн рублей. При этом выручка от аренды снизилась по сравнению с 2019 годом на 11%, и составила 61 млн рублей. А вот выручка от услуг по подбору моряков, наоборот, пошла в рост, составив порядка 15,6 млн рублей.
Мало того, ПМП на данный момент наряду с другими инвесторами (речь скорее всего идёт о структурах детей Александра Кириличева) участвует в финансировании двух танкеров-химовозов "ПРИСКО Альфа" и "ПРИСКО Браво", а также активно рассматривает проекты, предлагаемые норвежским инвестиционным рынком.
"У менеджмента есть уверенность, что накопленный за десятилетия опыт позволяет адекватно оценивать все возможные риски вхождения в такие проекты и принесет соответствующую отдачу. И по-прежнему не следует исключать, что общество (ПМП — прим. ред.) радикально пересмотрит действующие направления бизнеса и в конечном счёте примет решение сконцентрироваться исключительно на инвестициях в традиционный вид деятельности", — говорится в годовом отчете ПМП.
Вслед за крабами на аукционы отправят гребешков и ежей
Правительство не собирается отказываться от проведения аукционов по распределению долей квоты на вылов крабов, в свое время неоднозначно воспринятых в отраслевом сообществе. Кроме того, Росрыболовство предлагает выставить на аукционы и другие ценные морепродукты — гребешки, трубачи и морские ежи. Доход от этих аукционов может составить до 60 млрд рублей.
Пока окончательного решения никакого нет, это сейчас обсуждается. Есть определенные предложения и проработки, в том числе и о том, чтобы в 2023 году провести второй этап аукционов по распределению долей квот на крабов под инвестиционные обязательства",
— сказал руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Глава регулятор уточнил, что обсуждение находится в достаточно высокой степени проработки, но изменений в закон, которые бы могли двинуть этот вопрос дальше, пока нет.
А вот на аукцион по ценным видам морепродуктов предлагается выставлять не 50% квоты, как по крабам, а сразу все 100%. Если будет принято решение, квота будет распределяться с инвестиционными обязательствами. Объекты для инвестирования в настоящее время обсуждаются.
Крабовые аукционы в РФ начались в октябре 2019 года. Последний лот был продан в конце мая 2021 года. Всего был реализован 41 лот на 144,18 млрд рублей.
Росрыболовство также готовит реализацию второго этапа инвестиционных квот на Дальнем Востоке.
То есть выделить еще 20% квот под строительство судов и рыбоперерабатывающих заводов, логистической и холодильной инфраструктуры в рыбных портах на Дальнем Востоке. Начать реализацию этого механизма по перерабатывающим заводам и инфраструктуре предлагается с 2022 года, по строительству судов — с 2023 года",
— сказал Илья Шестаков.
Трутнев успокоил заказчиков краболовов
Тем временем на окончательную стоимость судов, которые строятся на дальневосточных верфях в рамках инвестквот, уже оказывает влияние рост цен на металл.
Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев во время посещения Хабаровского судостроительного завода (ХСЗ, входит в "Объединенную судостроительную корпорацию", ОСК) уже заявил, что вопрос доступности сырья для дальневосточных предприятий предлагается отчасти закрыть с запуском нового металлургического комбината под Большим Камнем.
Те суда, которые построены, будет не очень честно поднять на них цену, потому что металл был закуплен раньше. Что касается новых заказов, естественно, они будут рассчитываться из существующей цены (на металл — прим. ред.). В рамках развития судостроительного комплекса "Звезда" уже сейчас ведется работа, отводится новая площадка, мы расширяем границы ТОР для того, чтобы там возник металлургический комбинат, который будет снабжать металлом, произведенным здесь, на Дальнем Востоке",
— сказал Юрий Трутнев.
Кстати, Хабаровский судостроительный завод планирует проводить донастройку строящихся краболовов в Японии или в Корее. Трутнев на это заметил, если бы была поставлена задача сделать все "до последней гайки отечественное, то мы бы отстали на несколько лет".
"Я думаю можно и нужно создавать наш проект, российский. Но тогда бы мы уже ходили не рядом с уже почти построенными судами. Ситуация была бы другой. Мне кажется, что ОСК и министерству промышленности надо сегодня заниматься локализацией, надо создавать проекты, которые адаптированы на российские заводы, российское производство. Но то, что сдвинулись и начали строительство с более низкой степенью локализации, и постепенно будем ее повышать, мне кажется абсолютно логичным, нормальным процессом", — сказал Полпред.
Хабаровский судостроительный завод заложил два судна-краболова для магаданской компании "Маг-Си Интернешнл" в апреле 2020 года. Стоимость контракта составила более 2,5 млрд рублей. По данным компании, один краболов готов на 45%, второй — на 42%. Первый будет сдан к 1 февраля 2023 года, второй — к 1 августа того же года. Назначение судов — промысел краба, креветки и рыбы, хранение улова в охлажденной морской воде и транспортировка в порт в живом виде. Место ведения промысла — северная часть Тихого океана с прилегающими морями.
Строительство судов ведется в рамках программы "квоты в обмен на инвестиции", согласно которой победители аукционов по распределению квот на вылов краба берут на себя обязательства профинансировать строительство судов-краболовов.
Банкиров потянуло на драгметаллы
Банк "Приморье" планирует торговать золотом и серебром после того как получил обновленную универсальную лицензию Банка России от 28 мая 2021 года, в том числе позволяющую осуществлять операции с драгоценными металлами.
В пандемийный год мы наблюдали резкий спрос население на драгоценные металлы. Наблюдая данную тенденцию, мы провели колоссальную работу, и этой осенью будем готовы удовлетворить потребности наших клиентов в приобретении таких металлов, как золото и серебро",
— прокомментировал начальник казначейства банка "Приморье" Максим Булавкин.
В том числе банк будет представлять услуги покупки/продажи драгметаллов в форме слитков и драгметаллов с зачислением на счет в драгоценных металлах.
Банк "Приморье" входит в число крупнейших региональных банков Дальнего Востока РФ. Головной офис кредитной организации располагается во Владивостоке, отделения — в городах Приморского края (Уссурийск, Находка, Артем), а также в Хабаровске, Южно-Сахалинске и Иркутске.
Супруге экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина Ларисе Белобровой принадлежит 54,17% акций банка "Приморье", компании Anchor Worldwide Limited (Гонконг, бенефициар — Сон Рён Фа) — 10%, чешской CDV CZ s.r.o. (по 50% принадлежит супругам Александру и Алле Маляренко) — 6,27%.
Отметим, что суммарный объем торгов драгоценными металлами на "Московской бирже" в июне 2021 года составил 27,68 млрд рублей. Это рекордный месячный показатель, в 8 раз больше объемов июня прошлого года и на 31% больше мая текущего.
Железная дорога будет не только доставлять, но и лечить
Строительство российско-японского центра превентивной медицины и диагностики в Хабаровске планируется завершить в декабре 2021 года, в марте 2022 года центр начнет принимать первых пациентов. В дальнейшем ОАО "РЖД" рассматривает создание на базе стартапа с Японией центров превентивной медицины по всей России
В первую очередь здесь сосредоточатся на раннем выявлении заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкозаболеваний. Принимать пациентов планируют на платной основе, по договорам добровольного медицинского страхования и в рамках территориальной программы ОМС.
Его оснастят современным оборудованием, а врачи пройдут обучение у японских коллег. В перспективе здесь рассчитывают принимать 600 тысяч человек в год",
— написал губернатор Михаил Дегтярев своем telegram-канале после посещения строящегося объекта.
ОАО "РЖД" и японская корпорация Marubeni для реализации проекта создали в июле 2020 года в Хабаровске совместное предприятие ООО "Эр энд Эм Медицинский центр". Владельцем компании является ООО "Эр энд Эм Инвестмент" (Хабаровск), 74% которого принадлежит TGV Investment Co., Ltd (Япония), 26% — АО "РЖД — Инфраструктурные проекты" (Москва).
В дальнейшем РЖД рассматривают создание подобных центров превентивной медицины по всей России. Первый замгендиректора РЖД Сергей Павлов на площадке ПМЭФ заявил, что практически все российские города и населённые пункты, через которые проходит железная дорога, будут задействованы. "Это очень востребованный проект и то, что он будет эффективным и успешным, мы уверены", — сказал топ-менеджер РЖД.
"Мыльная опера" с запуском Дальневосточной авиакомпании близка к премьере
Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил правила предоставления бюджетных средств на субсидирование перелетов по социально значимым авиамаршрутам на Дальнем Востоке. Решение коснется 20 востребованных направлений. В их числе Хабаровск — Якутск, Петропавловск-Камчатский — Южно-Сахалинск, Владивосток — Чита, Комсомольск-на-Амуре — Благовещенск. Стоимость перелета при этом составит от 2,2 тысяч до 10,9 тысяч рублей (в одну сторону в зависимости от маршрута. Ранее премьером было подписано распоряжение о выделении на эти цели 1,58 млрд рублей.
Как сообщил на заседании правительства 24 июня Мишустин, сниженным тарифом за год смогут воспользоваться более 100 тысяч человек. Всего же благодаря господдержке в этом году будет организовано не менее 1 тысячи 780 рейсов с льготными билетами.
Полеты по 20 социально значимым направлениям станут первыми рейсами Единой дальневосточной авиакомпании, которая создается по поручению президента России Владимира Путина на базе сахалинского авиаперевозчика "Аврора".
Эффективность создания малопонятной пока даже специалистам структуры можно будет оценить лишь спустя хотя бы год устойчивой работы — даже заявленные с учётом субсидий цены выглядят достаточно высокими для дальневосточников с их постоянно снижающимися доходами.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков сообщал, что многие социально значимые маршруты либо являются абсолютно новыми, либо полеты по ним не осуществлялись со времен СССР.
Единая авиакомпания будет осуществлять полеты по таким маршрутам, как Южно-Сахалинск — Советская Гавань (Хабаровский край), Ноглики (Сахалинская область) — Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре — Южно-Сахалинск, Хабаровск — Шахтерск (Сахалинская область), Комсомольск-на-Амуре — Благовещенск, Красноярск — Комсомольск-на-Амуре, Владивосток — Советская Гавань, Владивосток — Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край), Кавалерово (Приморский край) — Хабаровск, Оха (Сахалинская область) — Хабаровск, Владивосток — Чита, Южно-Сахалинск — Красноярск, Владивосток — Улан-Удэ, Анадырь — Петропавловск-Камчатский, Хабаровск — Анадырь, Петропавловск-Камчатский — Южно-Сахалинск, Хабаровск — Тында (с посадкой в Благовещенске), Хабаровск — Зея (с посадкой в Благовещенске), Магадан — Петропавловск-Камчатский, а также Хабаровск — Якутск.