Полным ходом идет подготовка к Первому Международному Тихоокеанскому театральному фестивалю (6+) во Владивостоке. Такого масштабного праздника театра столица Дальнего Востока еще не принимала. Второй спектакль смотра из Грузии — от одного из самых знаменитых из ныне живущих театральных мастеров этой страны Роберта Стуруа называется "Конец игры" (12+). Это постановка по классику мирового абсурда, лауреату Нобелевской премии Самюэлю Беккету, сообщили ИА PrimaMedia организаторы.
В лаконичной, одноактной пьесе показан изношенный механизм человеческого существования вплоть до полной остановки. Вселенная погибла. Некая страшная катастрофа уничтожила мир. Остались в живых лишь четверо. Хамм, Клов, родители Хамма. Но и они считают последние часы своей жизни. Их связывают до предела сложные отношения, в которых каждый друг другу — и господин, и слуга.
Стуруа этой постановкой хотел предупредить всех, что конец света возможен, и даже неизбежен. Но самое интересное для него — представить, какими будут люди, когда приблизится конец — примут они смерть достойно или потеряют человеческий облик.
Стуруа признается, что, когда начинал работать над этим спектаклем в конце 2019 года, даже не подозревал, что он окажется таким пророческим, а события в мире — такими драматическими. Впрочем, дар провидения во все времена — отличительная черта больших мастеров.
В отличие от автора пьесы Беккета, Стуруа в своем спектакле оставляет людям надежду. Свет и доброта — вообще отличают спектакли этого режиссера. Присущие Стуруа ирония и поэзия приподнимают зрителя над реальностью, на два часа, пока идет спектакль, позволяют оказаться в прекрасном параллельном мире.
Роберт Стуруа — легенда при жизни. Больше 40 лет возглавляет театр им. Шота Руставели. Недавно ему было присвоено звание Национального театра Грузии — во многом благодаря творчеству Стуруа. Также Роберт Стуруа является главным режиссеров Московского театра Et Cetera.
Спектакль "Конец игры" покажут на Тихоокеанском театральном фестивале во Владивостоке. Фото: предоставлено организаторами
Слава Роберта Стуруа началась в советское время — его спектакли гремели по всему Союзу и далеко за его пределами. Режиссер-новатор, создавший свой театральный язык и мир. Умевший любую классику поставить на злобу дня и одновременно как вневременную притчу. Его спектакли советского периода отличались особой свободой и смелостью высказываний. В разное время в них выходили на сцену великолепные актеры — Михаил Ульянов, Константин Райкин, Александр Калягин, Юрий Колокольников, Виктор Вержбицкий, Александр Филиппенко и многие-многие другие.
Стуруа — признанный в мире постановщик Шекспира: около двух десятков спектаклей по пьесам английского классика. Из них только "Гамлетов" в биографии режиссера было шесть. "Гамлет" (12+) в Великобритании с Аланом Рикманом в главной роли входит в 10-ку лучших постановок этой пьесы всех времен и народов.
Однако грузинские спектакли Стуруа — это особенный театр, в котором он достигает своих главных высот. Это как погружение в особый, поэтический, притчевый мир. Посещение такого спектакля — маленькое путешествие в Грузию с возможностью уловить запахи и звуки этой удивительно теплой, гостеприимной, красивой и вкусной страны.
Почти для всех лучших спектаклей Роберта Стуруа музыку написал Гия Канчели — знаменитый грузинский композитор 20 века. Он же автор музыки к фильмам Георгия Данелии.
Спектакль "Конец игры" покажут на Тихоокеанском театральном фестивале во Владивостоке. Фото: предоставлено организаторами
И именно Гии Канчели посвящен спектакль "Конец Игры", который совсем скоро увидят зрители Приморья. В нем звучит много музыки Канчели…
Любопытно, что Самюэль Беккет просил не использовать музыку в постановках "Конца игры". Но Стуруа говорит: "не мог подать зрителям финики вместо свежих фруктов". Стуруа вообще с большим уважением относится к зрителям своих спектаклей.
"Я сам как простодушный зритель хочу следить за какой-то историей", — говорит он. И предлагает публике также простодушно следить за историями, которые рассказывает он сам и актеры театра Руставели.
Спектакль "Конец игры" можно увидеть 28 и 29 сентября на Приморской сцене Мариинского театра.