Авито в топе лучших и привлекательных ИТ-работодателей России по версии HeadHunter
31 января, 20:55
В Приморье ушел из жизни ветеран ВОВ Андрей Васильевич Божко
31 января, 19:54
В Приморье из кузова большегруза на дорогу выпали трубы
31 января, 19:21
Десять мигрантов выдворят из России после рейда в Приморье
31 января, 18:55
Ранее судимые мужчины напали и ограбили пенсионерку из Владивостока
31 января, 18:39
Писуч и сгущёнка: гостей фестиваля "Корюшка и Ко" ждут гастрономические сюрпризы
31 января, 18:30
В Поиске по видео Яндекса назвали 10 самых популярных российских клипов 90-х годов
31 января, 18:00
Глава СК России потребовал доклад о нападении мигрантов на охранника клуба в Приморье
31 января, 17:50
Во Владивостоке ж/д переезд возле Шепеткова освободят от грузовых поездов утром и вечером
31 января, 17:35
Реконструированный пятый энергоблок Приморской ГРЭС успешно прошел комплексные испытания
31 января, 17:24
В Приморье экс-руководитель "НацОНИФ" осуждён за махинации с госсредствами
31 января, 17:11
На Дальнем Востоке ходит призрак энергодефицита
31 января, 17:01
"Модернизация Приморской ГРЭС добавит мощности энергосистеме Дальнего Востока "
31 января, 16:57
Власти Владивостока создадут новое молодежное пространство в центре города
31 января, 16:50
Прокуратура добилась возвращения 155 га земель в муниципальную собственность Владивостока
31 января, 16:24

Роман Сенчин: писатель — это анархист

Гостя IV ЛиТРа писателя Романа Сенчина можно назвать традиционалистом
26 сентября 2021, 10:16 Общество ЛиТР
Роман Сенчин: писатель — это анархист ИА PrimaMedia
Роман Сенчин: писатель — это анархист
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Гостя IV ЛиТРа (6+) писателя Романа Сенчина можно назвать традиционалистом. Он пишет по классическим канонам русской и советской литературы — его герои узнаваемы, а ситуации взяты из жизни. Некоторые читатели считают его мрачным, на что автор отвечает: русской литературе в принципе свойственно поднимать проблемы и осмыслять болевые точки. А этого в истории пост-советской России с избытком. Об этом и многом другом — интервью Романа Сенчина специально для ИА "PrimaMedia". 

— Ваше описание деревни, особенно 90-х, и правда депрессивное  по сравнению с советскими писателями-деревенщиками , которые показывали пусть и умирающую, но относительно благополучную деревню. Чем вы  объясняете такую метаморфозу?

— Не согласен, что изменения настолько сильные. Советская деревенская проза пришла как реквием по русской  деревне, которая на тот момент уже погибла. Но с другой стороны она существует, хоть и чахнет. И в моём романе "Зона затопления" (16+) как раз показан уголок настоящей сибирской деревни которая, к сожалению, тоже гибнет из-за строительства Богучанской ГЭС. 

На самом деле деревни тоже очень разные. Есть крепкие, а есть деградирующие, и я пытаюсь писать и о тех, и о других. 

Не стоит также идеализировать деревенский быт и жителей прошлого. Пришвин сто с лишним лет назад писал о деревне, как о  страшном месте, где живут зачастую безжалостные и  жестокие люди. Ещё раньше — Чехов. Его повесть "В овраге" (16+) одна из самых страшных повестей. Позднее многие советские писатели пишущие на эту тему, такие как Белов, Шукшин, достаточно критически относились к деревне. С болью, но критически.

— Тем не менее, вы часто обращаетесь именно к деревенской теме. Почему? 

— Прежде всего, это большой личный опыт. В 1993 году наша семья из города Кызыл Республики Тува переехала в деревню. Поначалу думали, что на время, было сложно с деньгами, и надеялись заработать на квартиру. Но получилось так, что мои родители до сих пор там живут. Для меня эти 3 года жизни в деревне стали переломным моментом, когда я увидел, что это не дача, это не милый пригородный посёлок, а именно деревня, достаточно жестокая и страшная. 

Деревенский труд сам по себе очень тяжелый. Мы выращивали овощи, клубнику и продавали урожай на рынке в ближайшем городе. Огород 15 соток обрабатывать  непросто. 

— Вы считаете важным сохранить деревенский образ жизни? Например, в Японии дотируют сельское частное производство как раз не с целью получать товарную продукцию, а для того, чтобы сохранять уклад и деревенские традиции как часть национальной идентичности, те самые "корни".

—  Государству деревни  не выгодны, особенно с нашими расстояниями. Это расходы на содержание дорог, и поддержку социальной инфраструктуры в лице  малокомплектных школ, завоз продуктов и ещё целый ряд расходов. При этом производить сельхозпродукцию можно рядом с городами на современных мега-фермах. 

К счастью, сегодня меньше разговоров о том, чтобы насильно расселять деревни, перемещая  людей в более крупные райцентры. Хотя ещё лет десять назад такие планы афишировались. 

Деревни важны, они должны быть. И мне по душе, что сегодня деревни, по крайней мере те, что расположены рядом с городами, понемногу оживают  благодаря дачникам и фрилансерам. Они заселяются. Восстанавливают дома. Для современного автомобиля 200 километров это не расстояние. 

— Прогресс, который в своё время деревню убил, сейчас способствует её возрождению?

— Людей тянет к земле. Жить в мегаполисе тяжело и даже вредно. Я знаю о чём говорю, сам 20 лет прожил в Москве и благодарен этому городу за всё, однако однажды я уехал. И очень многие люди при первой же возможности стараются завладеть кусочком земли и там обосноваться. Тем более, что сегодня многим можно не сидеть в офисе а работать удалённо. Это гораздо интереснее делать, имея свой дом и свою лужайку. Когда начался ковидный карантин многие уехали к себе на дачи и там остались. Большинство уже не хочет уезжать обратно. И такое происходит по всей России. Хорошая тенденция.

— Сейчас вы живёте в Екатеринбурге, это тоже большой город. Не планируете переехать?

— Планируем и уже строим дом в Крыму, в небольшом посёлке под Севастополем.

— Вы жили в Туве, Санкт-Петербурге, Москве, сейчас в Екатеринбурге, в планах — Крым. Существует ли заметная разница между регионами и живущими там людьми, или мы всё-таки большая, но единая страна? 

— Нарисовать портрет жителя Урала или Петербуржца сложно. Хотя, конечно, есть стереотипы, например, что в Санкт-Петербурге живут исключительно культурные люди. Поверьте, нигде так не матерятся, как в Питере. 

Незначительные отличия есть, и я пытаюсь это показывать в своих книгах, но разложить всё по полочкам невозможно.  А выдумывать я не хочу. Фёдор Михайлович Достоевский в основном выдумывал петербуржцев и Россию, и теперь иностранцы знают нас по произведениям Достоевского. 

Характеры разные, люди разные, темперамент разный у всех. Даже кулинарные различия давно стёрлись: от Владивостока до Калининграда самое распространённое блюдо — пельмени. Так что создать типового жителя какого-то региона не получится. Конечно, это не касается национальных республик.

— К слову, о нацреспубликах: из Тувы в 1993 году вы уехали не только по экономическим причинам. 

— В 90-е годы почти все русские из Тувы уехали, а также украинцы, армяне, в общем, не-тувинцы. До вооруженного конфликта не дошло, но возникло сильное межнациональное напряжение. Была принята конституция, по которой Тува в любой момент могла выйти из состава России, а там — каменный мешок, из которого выход по единственному в то время  мосту через Енисей. И мы все могли оказаться в этой западне. 

Русских сейчас осталось чуть более 10 процентов, и все они преимущественно работают в силовых структурах и планируют уезжать сразу после пенсии. 

Я каждый год ежу в Туву, и этим летом Кызыл произвёл на меня достаточно хорошее впечатление, слышно русский язык, люди стали приветливее. Многие тувинцы, ориентированные на Россию, понимают, что республика многое потеряла. Уехали специалисты, образованные люди. Сейчас в некоторых деревнях дети с трудом говорят по-русски, а значит, они не смогут получить хорошее образование. 

Но на мой взгляд, ситуация начала меняться.

— Вы участвовали в дискуссии, где обсуждалась региональная повестка, в частности, как удержать людей на Дальнем Востоке. Нашли рецепт?

— Нет конечно. Но все высказали свою точку зрения, которая сходится на том, что без экономического развития ничего не изменится. 

— Но это уже задача не для литераторов, а для политиков. Вы имеете отношение к какому-нибудь политическому движению?

— Когда я был студентом Литературного института, как и многие сверстники симпатизировал НБП (деятельность организации запрещена на территории РФ). Эдуард Лимонов приходил  к нам, говорил о литературе, читал свои стихи. Я и сейчас симпатизирую левой идее. Вообще писателей, прославлявших капитализм, почти нет. По крайней мере, сейчас не могу вспомнить таких. Писатели, по сути, анархисты. Что Лев Толстой, что Кнут Гамсун.  

161150
43
37