В Приморье после жесткой спецоперации в колонии №27 и СИЗО №1, жалоб осужденных и их родных правозащитники посетили исправительную колонию. Накануне силовики пресекли там экстремистскую деятельность и вывезли входящих в АУЕ (признано экстремистским, запрещено в России) осужденных в другие учреждения. Председатель краевого отделения "Совета общественных наблюдательных комиссий" (ПКО ООО СОНК) Владимир Найдин рассказал ИА PrimaMedia о заключении ОНК, проверке прокуратуры, смертельном случае уже после операции и слухах об изнасиловании.
По словам Владимира Найдина, о проведенных мероприятиях в колонии №27 представители ОНК узнали 6 декабря, сразу установили связь с прокуратурой Приморья по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края. На следующий день 7 декабря члены ОНК поехали в эту колонию, пробыв там целый день. Они подтвердили смертельный случай на следующий день после "работы" в исправительном учреждении Спецназа, ГУФСИНа, сотрудников Росгвардии и ФСБ — у гражданина Чечни, по официальному заключению медиков, произошел повторный инфаркт миокарда.
"Мероприятия были связаны с обнаружением формирования АУЕ, экстремистского движения, запрещённого на территории РФ. Членам ОНК осужденные подтвердили применение спецсредств по отношению к ним во время операции. Повлияло ли их применение на смерть гражданина — это должны устанавливать врачи, у погибшего на руке есть гематома. Представители комиссии опросили людей — тех, кто был на момент смерти осужденного в камере. Они сказали, что сидели, разговаривали, вдруг ему стало тяжело дышать, он упал, его положили, вызвали сотрудников колонии, которые вызвали скорую. Но медики уже констатировали смертельный случай в 22.00 4 декабря", — уточнил председатель ПКО ООО СОНК.
Возбуждено два уголовных дела, осужденных вывезли в другие учреждения
Также члены ОНК побывали в отряде строгих условий содержания. Там осужденные рассказали, что против них были избыточно применены спецсредства. По обращению правозащитников теперь законность их применения проверяет прокуратура Приморского края.
"Спецсредства применяются в том случае, если люди оказывают сопротивление. Сложно говорить о правомерности применения спецсредств — это будет ясно по результатам проверки. Вчера, 8 декабря в колонии целый день работала прокуратура. Наше же основная задача — оказание необходимой квалифицированной медпомощи осужденным колонии. Мы обратились в руководство ГУФСИНа, чтобы они взяли на контроль вопрос обследования состояние этих осужденных, против кого были применены спецсредства. Только вчера несколько человек вывезли в краевую больницу Владивостока, чтобы оказать квалифицированную помощь — так как в медсанчасти нельзя сделать УЗИ, рентген. Ведь важно, чтобы не просто таблетку анальгина дали, если человек сказал, что у него что-то болит и он думает, что у него сломана рука, трудно дышать — нужно проводить весь комплекс обследования", — уточнил Найдин.
Члены ОНК уже подготовили заключение после посещения колонии, донесли информацию до родственников. По их данным, большинство осужденных показали гематомы на руках и теле. Всего в спецоперации было задействовано около 200 человек — осужденных. Жалобы поступали в ОНК от порядка 15 человек, члены ОНК смогли поговорить с более 20 заключенными, попавшими "под замес" и содержащимися в колонии — у всех были гематомы.
"Про изнасилование вообще никто из осужденных не говорил пока члены ОНК были в колонии. Информация об этом проходит только в СМИ. Пока идет проверка всех случаев", — пояснили в ОНК.
Переведенных в СИЗО после спецоперации правозащитники еще не посещали, по ним правоохранители только подготовили информацию. Сейчас с этими осужденными идут следственные действия — являются ли они участниками экстремистской организации. По ним информация будет только по результатам следствия, от СК.
"По моему мнению, есть определенная недоработка бывшего начальника колонии, которого уже к слову сменили. Как могла группировка АУЕ появиться на территории колонии? Это нонсенс, так не должно быть! Там должны их перевоспитывать, образовывать. Если бы такой ситуации не сложилось, туда бы и не заходили ОМОН с Росгвардией, не пострадало бы так много людей", — объяснил Найдин.
Напомним, спецоперация прошла на территории СИЗО №1 во Владивостоке 25 ноября, а в ИК-27 в поселке Волчанец — 3 декабря. После этого в СМИ и соцсетях появилась информация о пытках, многочасовых избиениях, изнасиловании осужденных в колонии. ФСБ, Росгвардия и ГУФСИН нагрянули туда равно утром, как пояснили в Следкоме — для пресечения экстремистской деятельности. По данным ГУФСИН, предполагаемые участники АУЕ заставляли других осужденных осуществлять телефонные мошенничества, вымогатели у них денежные средства, формировали так называемый "общак", организовывали на территории ИК и СИЗО проведение незаконных азартных игр. Также они препятствовали сотрудникам уголовно-исполнительной системы исполнять свои служебные обязанности. Следователи сообщили о возбуждении двух уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации).