Губернатор Приморья Олег Кожемяко в рамках Круглого стола "Логистика через Дальний Восток: новые вызовы и системные проблемы" (12+) предложил бизнес-сообществу и науке подготовить расчёты о перспективах транспортной отрасли и местных портов, которые могут лечь в основу разработки единой стратегии развития жизненно важного направления для региона, сообщает ИА PrimaMedia.
"Нам нужно систематизировать, какие объёмы грузов поступают, какие мощности сейчас существуют, какие новые проекты в стивидорной отрасли планируются в ближайшее время. По контейнерам, насыпным грузам и т.д. Мы должны понять, что нужно сделать для того, чтобы сегодня обеспечить загрузку этого комплекса", — сказал глава Приморья.
Свою точку зрения на перспективы новых инфраструктурных проектов в ходе дискуссии Круглого стола представил помощник ректора по научной работе Морского государственного университета им. Г.И.Невельского Михаил Холоша, один из ведущих экспертов транспортной отрасли региона:
Михаил Васильевич обратил особое внимание на изменение рыночной конъюнктуры в мире и, соответственно, транспортно-логистической парадигмы.
"Конъюнктура внешнего рынка изменилась так, что груз к нам, в порты Приморья, пошел. И этот скачок проявился, в первую очередь, на контейнерном рынке. Я вижу, что имеющиеся сейчас в наличии контейнерные мощности, не отдельно взятого порта, а всей контейнерной логистической системы, просто не справляются с растущим спросом на перевозки. Это вызвало целый вал разнообразных проблем, связанных с узкими местами у тех или иных участников рынка. Где-то контейнеров не хватает, где-то есть проблемы с флотом, со складскими площадями, с железнодорожными платформами, и т.д. И эти проблемы разом вышли на поверхность", — отметил эксперт.
Внешние условия изменились так, что стоимость на других евразийских маршрутах резко скакнула вверх. И направления через Приморский край стали не только географически, но уже и экономически выгодными.
— Возникает вопрос. Мы лет двадцать обсуждали: давайте развивать контейнерный рынок. Не переориентироваться только на него, а развивать! Ни в коем случае не забрасывая рынок угольных перевозок, нефтепродуктов и прочего. Но в нынешних реалиях именно контейнерный рынок является лакмусовой бумажкой цивилизованности нашей транспортно-логистической системы, в том числе и с учетом запросов на инновационную экономику. И понятно, что мы должны это поддерживать.
Я не хочу сейчас погружаться в отдельные мелкие детали. Хочу только сказать, что чем локальнее рынок, тем дороже услуги на нём. Чем больше спрос превышает предложение, тем дороже. Это логично. Но нам сегодня в Приморье нужно сделать так, чтобы мы по привлекательности и своим ценовым параметрам были лучше нашего конкуренто-партнерского окружения. И об этом нужно думать.
Да, сегодня на первый план сегодня выходит цифровизация. Цифра "садится" на сервис. А сервис в итоге "строится" на инфраструктуре. Увы, но инфраструктуры у нас в связи с растущим спросом уже не хватает. Не хватает портовых мощностей, пропускной способности автомобильных и железных дорог и т.д.
Что в этих условиях может сделать частный бизнес? Бизнес может вложить и привлечь деньги в те объекты, которые окупаются в доступные для него сроки. На практике речь идёт об отдельных элементах транспортно-логистической системы. А ведь некоторые элементы системы окупаются не в десять, а в тридцать-пятьдесят, а то и более лет. Прежде всего это линейные элементы, а также те, которые не имеют доходов. А значит речь идёт о бюджетных средствах и формате ГЧП. Это всегда сложная система финансирования, инвестирования, проектирования и продвижения проектов, организации их строительства. Поэтому автомобильные и железные дороги всегда создаются специфическим образом. Хватает ли нам законодательного поля для подобных проектов? Большой вопрос.
Вклад в ВРП транспорта и логистических услуг недооценен. Когда об этом говорят, я задаю один вопрос: а если эту долю транспорта в диаграмме ВРП аннулировать (она ведь посчитана в микроэкономических показателях), что будет с остальными ее частями? Они вырастут за счет транспорта? Да нет, вся диаграмма просто обнулится, так как транспорт нельзя оценивать только в параметрах микроэкономики. Здесь нужны макроэкономические оценки. Мы делаем это? Нет, не делаем. И это тоже системная проблема. У нас даже одобренных методик нет.
Хотел бы обратить особое внимание, что все страны вокруг нас занимаются долгосрочным стратегированием развития их транспортно-логических систем, чтобы понять, с чем они войдут в будущее: с каким потенциалом развития транспорта, за которым стоит потенциал развития общества и экономики. А мы всё ещё сидим в концепциях двух международных транспортных коридоров, которые были созданы двадцать-тридцать лет назад. Они ещё вчера устарели, хотя очень нужны, поскольку позволяют строит дороги. Это хорошее дело. Но сегодня этого мало. Развития двух отдельных коридоров недостаточно для того, чтобы грамотно позиционировать возможности Приморского края на мировом транспортно-логистическом рынке или хотя бы на северо-востоке Азии. Вот эти задачи нужно решать.
Предлагаю в дальнейшем вернуться к этим вопросам. Это другой процесс и уровень стратегирования. Он выше бизнеса и это долгосрочное планирование на десятки лет вперед. Это анализ, поиск возможностей роста и финансирования развития транспортно-логистической системы с участием и бизнеса, и государства. Поиск понимания, для чего это нужно. По моим прикидкам, для того, чтобы транспортно-логистическую систему юга Приморья сделать эффективной, нужны средства, в объеме которых бюджет края смотрится весьма малой частью. Регион самостоятельно не справится с новыми вызовами. Это уже национальная задача.
Глава Приморья предложил бизнесу и науке подготовить расчёты о перспективах развития логистической отрасли региона
Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" создан в декабре 2020 года Приморским отделением Союза журналистов России при поддержке Дальневосточного отделения РАН. Основная цель клуба — создание нового экспертного института, который будет способствовать эффективному практическому внедрению концепций развития Дальнего Востока. К работе клуба привлечены в качестве экспертов гражданские активисты, представители научного сообщества, институтов развития, органов власти и бизнеса.