Лишь узор из ржавчины напоминает о былых символах российского величия на важной транспортной артерии Владивостока — Некрасовском путепроводе. Почти 300 барельефов с двуглавыми орлами с герба России, некогда украшавших тротуарные ограждения, за 19 лет своего существования оказались в руках вандалов. Историю утерянного величия символов российской государственности расскажет ИА PrimaMedia.
Десятки двуглавых орлов — символов российской государственности некогда украшали Некрасовский путепровод. Фото: ИА PrimaMedia
Опасения за судьбу двуглавых орлов на Некрасовском путепроводе возникали еще в момент появления бронзовых барельефов — при масштабной реконструкции сооружения в 2002-2003 годах. Тогда заместитель руководителя департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края Леонид Вильчинский заверил, что вставки будут посажены на сварку, а интенсивное движение не даст вандалам творить свои злодеяния. Но ни бурный поток японских иномарок, ни внимание жителей соседних домов, не остановили приморских ценителей цветмета.
По прошествии 10 лет, в 2003 году с моста исчезло больше сотни всех двуглавых орлов. Начали вандалы с самых неприметных участков путепровода вроде зоны над улицей Снеговая, а продолжили на хорошо просматриваемом участке на Молодежной.
— С начала года зарегистрировано 11 фактов хищения декоративных украшений с Некрасовского путепровода, — рассказала изданию "Аргументы и Факты. Владивосток" в 2014 году руководитель пресс-центра ГУ МВД России по Владивостоку Наталья Фурманчук. — Пока их фигуранты, за исключением одного, не установлены. Обычно горожане сообщают уже о факте кражи. Чтобы возбудить дело, необходимо установить сумму нанесённого ущерба. Пока таких справок к нам не поступало.
Даже камеры видеонаблюдения не помогли правоохранителях предотвратить разорение имущества. Полицейским удалось задержать лишь одного человека в 2014 году, и то по чистой случайности. Вскоре после кражи государственного символа мужчина попал в ДТП. Так в его багажнике сотрудники ГИБДД и нашли несколько бронзовых пластин с изображением символа российского государства. Причину своего вопиющего поступка мужчина так и не назвал, но очевидно одно: цена на бронзу в пунктах металлоприема Владивостока весьма привлекательная.
В феврале 2022 года стоимость 1 кг бронзы составляет около 350 рублей за 1 кг. Получается, что за 1 государственный символ, который весит около 5 кг, можно выручить 1750 рублей. Вот она, цена патриотизма. Это вам не трубы срезать.
Несмотря ни на величие двуглавых орлов, ни на многомиллионные ремонты Некрасовского путепровода, восстановлению патриотических настроений не было места в череде других более серьезных проблем. То новый асфальт волной идет, то пешеходы норовят провалиться в дыру на тротуаре. В 2021 году был проведен ремонт тротуарной зоны Некрасовского путепровода, однако и в этот раз символы российской государственности на свои законные места не вернулись.
Как сообщили корр. агентства в администрации Владивостока, власти все же планируют возвращение величественных птиц на Некрасовский путепровод. Двуглавые орлы вернутся на прежнее места, однако когда и чьими силами — не известно.
Напомним, что не сложились отношения с российской государственностью и у крупного мостостроителя Виктора Гребнева, который с 2006 по 2014 годы руководил "Тихоокеанской мостостроительной компаней". Именно "ТМК" занималась строительством Некрасовского путепровода, а также Золотого Моста, трассы Седанка-Патрокл и даже космодрома "Восточный".
В июне 2019 года Уссурийским районным судом Виктор Гребнев был признан виновным в причинении ущерба в 420 млн рублей и преднамеренном банкротстве "ТМК". Ему назначили пять лет условно и штраф в 200 тысяч рублей, спустя несколько месяцев краевой суд заменил наказание на пребывание в колонии общего режима. О возмещении 420 миллионов рублей речи не шло. Лишь в январе 2022 года Арбитражный суд постановил возместить ущерб в 407 миллионов рублей.
Экс-руководитель ЗАО "ТМК" Виктор Гребнев продолжает отбывать наказание в колонии по приговору за растрату и преднамеренное банкротство
По версии следствия, с января 2012 по сентябрь 2014 года Гребнев заключил заведомо невыгодные для предприятия договоры поручительства, похитив тем самым более 288 млн руб. Кроме этого, фигурант дела заключил ряд договоров аренды и поручительства в целях извлечения выгоды для других лиц, что привело к ущербу компании в размере 130 млн рублей . Он же, с января 2012 года по декабрь 2014 года совершал последовательные действия, направленные на преднамеренное банкротство возглавляемого им предприятия.
В августе 2015 года "ТМК" была признана судом банкротом. В феврале 2016 года арбитражный суд Приморского края по заявлению Сбербанка начал в отношении экс-гендиректора Виктора Гребнева процедуру банкротства, сумма его задолженности перед банком составила 834,9 млн рублей.
На счету Виктора Гребнева с десяток престижных наград вроде серебряной медали "Национальное достояние" за благородство помыслов и дел, медали ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени и знака "Почетный транспортный строитель".