Известные приморские бизнесмены Сергей Дарькин и Алексей Сарана, не сумевшие ужиться в рыбном порту, успешно развивают параллельные проекты. Экс-губернатор хочет построить не имеющее аналогов на Дальнем Востоке судно-краболов для добычи глубоководных крабов, брат Дениса Сарана смог получить финансирование в госбанке для строительства жилого комплекса "Седанка Хиллс" рядом с торговым комплексом "Седанка Сити". Радужные перспективы транспортно-логистического комплекса Приморья, получившего второе дыхание после прошлогоднего инцидента в Суэцком канале, привлекают в регион всё новых и новых игроков. Теперь дошла очередь до проекта в Уссурийске, где "снять сливки" попробуют федералы.
Дарькину достались только сидящие на глубине крабы
Бывший губернатор и заместитель министра регионального развития РФ, а ныне успешный девелопер и рыбопромышленник Сергей Дарькин хочет занять до 15% рынка глубоководных крабов. Только вот строить судно-краболов резидент Свободного порта Владивосток почему-то решил в Ярославской области, а не на верфях родного Приморья (Сергей Михайлович, кто не помнит, родился в Большом Камне).
Контролируемая семьей Сергея Дарькина "Находкинская база активного морского рыболовства" (НБАМР) ещё в декабре 2018 года учредила дочернюю компанию "Корвет" в Калининграде со специализацией "морское рыболовство". Гадать, на какие глубины будет ориентирована эта "дочка" с уставным капиталом в минимально возможные для ООО 10 тысяч рублей, пришлось почти три года, пока в июне прошлого года не стало известно, что "Корвет" выложил 392 млн рублей за последний лот по распределению квоты на вылов глубоководных крабов. То самый лот, который из-за высокой цены долгое время оставался невостребованным после проведения крабовых аукционов в 2019-2020 годах. В итоге щедрый "Корвет" стал обладателем квоты объёмом около 1,1 тысячи тонн. Ресурс будет добываться в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской, Приморской и Северо-Охотоморской подзонах.
Параллельно с торгами (в июле прошлого года) компания подала заявление на изменение места нахождения с Калининграда на Владивосток. Как выяснилось, приморская прописка понадобилась новому игроку на крабовом рынке для получения статуса резидента Свободного порта Владивосток (СПВ) при реализации амбициозного проекта, по итогам которого "Корвет" планирует стать одним из основных добытчиков глубоководного краба, инвестируя 1,8 млрд рублей. До сих пор "погоду" на этом рынке делал рыболовецкий колхоз "Восток-1", осваивающий глубоководные виды рыбы и краба с 2002 года.
Поддержанную рыбаками позицию ВАРПЭ о необходимости отложить "новую судостроительную волну" прямо подтверждает тяжелая ситуация на верфях
Глубоководные крабы являются самыми дешевыми и труднодоступными промысловыми крабами, ввиду чего являются низкорентабельными объектами промысла и требуют совершенно иного подхода, так как их промысел осуществляется на глубинах в 1,5 тысячу метров в отличие от остальных крабов, которые ловятся на глубинах до 200 метров. Такая разница в глубинах промысла выставляет совершенно разные условия промысла, технические требования к промысловым судам, тактике и технологии промысла.
Для освоения валютоёмкого, но сложного в добыче ресурса, "Корвет" планирует построить судно-процессор, вооруженное по последнему писку моды — на краболове даже предусмотрена дополнительная каюта для представителей покупателя краба. Конечно, когда речь идёт о десятках миллионов долларов такие расходы вполне себе оправданы.
На судне будет установлена фабрика по переработке до 15 тонн краба в сутки, объём трюмов позволит одновременно хранить до 150 тонн готовой продукции.
Мы выбрали вариант, который будет оставаться современным и технологичным как минимум два следующих десятилетия. Этот краболов обеспечит более высокое качество и эффективность работы",
— прокомментировал гендиректор ООО "Корвет" Антон Новаков, слова которого приводит пресс-служба "КРДВ".
Судно хорошо приспособлено к перевозкам весьма дорогой варёно-мороженой продукции. Проектировочные решения позволят сохранить высокое качество при перевозке и выгрузке больших объемов варёно-мороженых конечностей краба, даже в неблагоприятных погодных условиях при низких или высоких температурах.
Спроектировало сей шедевр под кодом CCa5712P подразделение всемирной известной голландской компании Damen Engineering. Как говорится, если уже гулять, так с размахом!
Пикантность ситуации, что строиться судно-краболов будет не на верфях Приморья, а в далёкой Ярославской области на "Верфи братьев Нобель", нарушая "рекомендованный" сверху принцип "строим там, где ловим".
ООО "Верфь братьев Нобель" — крупнейшее предприятие по судостроению и судоремонту на Верхней Волге. Предприятию более 100 лет, завод занимается строительством судов различных типов, нефтеналивных судов с повышенным классом экологической безопасности и автоматизации. Предприятие входит в состав группы компаний "Калашников".
Закон о введении в РФ крабовых аукционов был подписан президентом России 2 мая 2019 года. Он предусматривает распределение 50% объема квот на добычу крабов путем проведения аукциона в электронной форме.
В октябре 2019 года по итогам крабовых аукционов владельцем около 15% квот на добычу этого биоресурса (но не глубоководного, как у Дарькина, а того, что добывается с меньшими затратами) стала группа "Русский краб".
Предусматривалось, что победители аукционов начинают промысел с 2020 года. Квота закрепляется на 15 лет. Распределение квоты предусматривает инвестиционные обязательства. Владельцы квоты должны будут построить на российских верфях 41 судно для добычи крабов: 31 — для Дальнего Востока, 10 — для Северного бассейна. Срок строительства не должен превышать 5 лет со дня заключения договора.
Российский автопроизводитель "Соллерс" ведёт переговоры с Chery о производстве внедорожников и развитии технологий электроавтомобилей
Новый контейнерный терминал хочет вписаться в ТОР "Михайловский"
Группа компаний Freight Village Ru планирует построить в Приморье терминально-логистический центр (ТЛЦ) "Приморский" мощностью 300 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. План создания предприятия был представлен на совещании о ходе реализации инвестпроектов на территории Приморья, которое полпред Юрий Трутнев провел ранее во Владивостоке.
ТЛЦ предлагается разместить в Уссурийском городском округе у железнодорожной станции "Воздвиженский" Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал ОАО "РЖД"). Для экономически выгодной реализации проекта потребуется расширение границ ТОР "Михайловский" (а кто сегодня ещё не получил статус резидента ТОР или Свободного порта? — прим. ред.), работа в этом направлении уже ведётся.
Проект реализует ООО "Фрейт Вилладж Приморский", зарегистрированное в декабре 2021 года в с.Михайловка с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Учредителем компании является ООО "Фрейт Вилладж Логистика" (Москва).
Группа Freight Village Ru с 2012 года управляет двумя крупными производственно-логистическими центрами: "Ворсино" (на границе Новой Москвы и Калужской области) и "Росва" (под Калугой). Учредитель группы — австрийская Schlund Immobilien Finanzierungs und Baumanagement B.V.
В условиях динамичного роста железнодорожных контейнерных перевозок и ускорения развития электронной торговли проекты ТЛЦ в основном характеризуются хорошей экономикой.
Банк ДОМ.РФ открыл кредитную линию на строительство жилого комплекса на Седанке
Бывший член совета директоров рыбного порта Алексей Сарана остаётся успешным девелопером. На днях стало известно, что специализированный застройщик (СЗ) "Седанка Хиллс", строящий одноимённый жилой комплекс класса комфорт-плюс рядом с торговым комплексом "Седанка Сити", привлёк кредит в Банке ДОМ.РФ объёмом 1,2 млрд рублей на строительство ЖК.
Девелопер построит на улице Маковского пять 4-этажных домов на 267 квартир. Сдача ЖК в эксплуатацию запланирована на конец 2023 года. "Участок под застройку находится в экологически чистом районе, рядом с зоной отдыха и пригородным пляжем. В шаговой доступности расположены школы, детские сады, поликлиники, Национальный парк "Ботанический сад" и торговый центр", — отмечают в пресс-службе банка.
Согласно ЕГРЮЛ, ООО "Седанка Хиллс" зарегистрировано в декабре 2020 года во Владивостоке с уставным капиталом 30 тысяч рублей. Специализация — "строительство жилых и нежилых зданий". Владельцами компании на паритетных началах являются Алексей Сарана и Виталий Пилипенко.
Отметим, что сейчас с помощью финансирования от Банка ДОМ.РФ на Дальнем Востоке реализуется около 30 проектов.
Очередной договор заключен с новым игроком на рынке жилищного девелопмента Приморья, имеющим при этом большой опыт строительства качественных объектов недвижимости",
— прокомментировал руководитель подразделения корпоративных продаж Дальневосточного регионального центра Банка ДОМ.РФ Сергей Голев.
По данным портала наш.дом.рф, в настоящее время в Приморье возводится около 1,5 млн квадратных метров жилья, из них более 90% — с использованием счетов эскроу. Банк ДОМ.РФ заключил с девелоперами региона кредитные договоры на сумму более 100 млрд рублей на строительство порядка 1,7 млн квадратных метров.
С 1 июля 2019 года застройщики жилья в РФ обязаны работать по эскроу-счетам, на которых аккумулируются средства граждан. Строительные компании не могут пользоваться этими деньгами до окончания работ, их кредитуют банки. Основная задача эскроу-счетов — снизить риски для покупателей квартир на первичном рынке. По оценкам "Дом.РФ", к концу 2022 года по всей стране 95% девелоперских проектов в жилищном сегменте будут реализовываться по новым правилам.
Тем временем, компания "ДОМ.РФ Девелопмент", которая входит в структуру института развития ДОМ.РФ, выбрала проектировщиком для строительства микрорайонов во Владивостоке и Владимире архитектурное бюро Kamen Architects. Бюро разработает архитектурно-градостроительную концепцию, проведет предпроектную проработку и подготовит проектную документацию, в том числе по двум земельным участкам во Владивостоке. Разрешения на строительство могут быть получены во второй половине 2022 года.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, во Владивостоке "ДОМ.РФ Девелопмент" планирует реализовать проект на участках в бухте Патрокл (ул. Басаргина, Катерная и Можайская) общей площадью 30,3 гектаров с общим градостроительным потенциалом 407 тысяч квадратных метров жилья.
"ДОМ.РФ Девелопмент" создан в 2021 году. Компания специализируется на реализации девелоперских проектов в регионах России на вовлеченных в оборот неиспользуемых федеральных земель.
Для российских перевозчиков сбор за взлет-посадку вырос на 2%, для иностранных — на 2,6%
Дошла очередь и до "Дальневосточных кварталов"
Активная фаза проекта "Дальневосточный квартал", призванного частично снять напряжение на жилищном рынке региона, может начаться уже этим летом 2022 года, после принятия соответствующей законодательной базы.
Законопроект внесен правительством Российской Федерации в Государственную Думу. Я рассчитываю, что он будет принят в весеннюю сессию и мы уже летом сможем проводить конкурсы среди застройщиков на реализацию проектов в режиме "Дальневосточного квартала",
— сказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Пока отобраны 8 приоритетных площадок в восьми регионах — Приморском, Забайкальском, Хабаровском и Камчатском краях, Сахалинской и Амурской областях, Еврейской автономной области и Республике Бурятия.
У Хабаровского края, где в качестве пилотной площадки под комплексную застройку жилья выбран участок более 83 гекторов аэродрома ДОСААФ в краевой столице, есть все шансы зайти в проект в этом году, а у строителей получить льготы, как у резидентов ТОР.
"Распространение режима ТОР на соответствующую площадку — это постановление правительства, как правило, занимает от одного до двух месяцев. В этом году мы должны начать проектирование. Я надеюсь, что Хабаровск, с площадкой ДОСААФ, войдет в эту программу, как один из первых", — отметил министр (цитата по "Интерфакс-Дальний Восток").
По оценкам правительства Хабаровского края, площадь потенциального строительства на площадке ДОСААФ в Хабаровске, может составить более 450 тысяч квадратных метров. Новое жилье смогут приобрести более 20 тысяч человек. На создание инженерной инфраструктуры необходимо ориентировочно 3,6 млрд рублей, стоимость социальной инфраструктуры оценивается в сумме свыше 5 млрд рублей.
Изменения, которые планируется внести в законодательство, позволят проводить среди застройщиков конкурсы. Единственный критерием должен стать процент жилья, который компания региону продаст региону по невысокой цене, установленной Минстроем России. Законодательство и прежде позволяло строить жилье в ТОР и Свободном порту Владивосток (СПВ). "Но раньше по закону мы обязаны были предоставить участок первому заявителю и не могли влиять на то, что он там построит и за сколько продаст", — отмечал ранее Алексей Чекунков.
Отметим, что глобальные проекты на Дальнем Востоке реализуются на фоне близкой к катастрофической нехватки специалистов.
"Во всех регионах Дальнего Востока наблюдается дефицит строительных кадров, причем более серьезный, чем по стране в целом: на одну вакансию приходится лишь 1,2 активных резюме, по России — 1,8", — сообщила пресс-служба российской онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников HeadHunter в ДФО. Спрос на строителей в округе за 2021 год вырос на 58%. Это соответствует общероссийским трендам: по стране количество вакансий в сфере "Строительство, недвижимость" выросло на 55%.
Средняя зарплата, которую в 2021 предлагали в сфере "Строительство, недвижимость", в ДФО составляет 71 тысяч рублей, что на 10,5 тысяч больше, чем по стране в целом (по данным данные HeadHunter).