Парковка вторым и третьим рядом, автомобили на газонах и тротуарах — обыкновенная ситуация для автомобилизированного Владивостока. И чем ближе к центру города — тем сложнее водителю найти свободное и разрешенное правилами место для своего транспорта. Уже в ближайшие месяцы все это может стать лишь воспоминанием: в центре Владивостока появятся платные парковочные места. Как это будет? В интервью ИА PrimaMedia рассказал руководитель отдела интеллектуальных транспортных систем компании "Цифровое Приморье" Евгений Кулешов.
Типичная парковка по-владивостокски. Фото: ИА PrimaMedia
Новый проект, который освободит Владивосток от беспорядочной запаркованности носит гордое имя "Сервис управления платным парковочным пространством в городе Владивостоке". Реализует его по договору с администрацией Владивостока компания "Цифровые системы". Программа комплексного развития владивостокских дорог должна упорядочить парковку вдоль уличной сети, сделать эксплуатацию дорог более комфортной, а свободные места для парковки — доступными.
— Пусть это место будет платным, но тем не менее, когда человек приезжает в центр, у него будет возможность припарковаться правильно и гарантированно найти свою машину там, где он ее оставил, — считает Евгений Кулешов.
Когда и где?
Первые платные парковки в рамках пилотного проекта Владивосток увидит на пяти центральных улицах: Океанском проспекте, Светланской, Семёновской, Комарова и Фонтанной. Предположительно они начнут свою работу до конца февраля.
О революции на дорогах столицы Дальнего Востока и других городов края рассказали в компании "Цифровое Приморье"
Для пилотного проекта выделено порядка 500 парковочных мест. Сейчас из-за хаотичной и неправильной парковки там же помещается 550-560 машин. В "Цифровых системах" уверены, что на эти самые 50-60 машин смогут взять на себя уже существующие парковки, где машина встанет правильно и не будет мешать движению и пешеходам.
Во вторую очередь до 12 апреля будут введены в эксплуатацию парковки от центра города до Луговой и до "Калина Молл".
Как это будет выглядеть технически?
Вдоль улицы разметят парковочные места и поставят паркомат (средство, которое позволяет оплатить парковочную сессию (-прим. ред.). Программное обеспечение "Цифровых систем" позволяет оплатить парковочную сессию хоть с мобильного телефона, хоть с паркомата, хоть даже со старой кнопочной "Нокиа" посредством смс.
Типичная парковка по-владивостокски. Фото: ИА PrimaMedia
Вы припарковались, открыли парковочную сессию, заплатили. В течение часа вы на законных основаниях арендовали это место вдоль дороги. Затем система автоматически предупреждает вас: "Ваша парковочная сессия подходит к концу — заберите свою машину".
А бесплатно можно?
Так как сервис предназначен для того, чтобы разгрузить центр города, время его работы: с 8 утра до 20 вечера. Ночью парковка бесплатная. Если вам не нужно располагаться на час или на два, а достаточно быстро решить вопросы в течение 15 минут, вы стоите бесплатно.
Какая же будет стоимость
Базовый тариф для парковочных пространств будет один и тот же. В настоящее время он еще не утвержден администрацией Владивостока. По предварительным данным цена за парковку будет начинаться от 35 до 120 рублей в час. Дополнительно есть набор коэффициентов: это коэффициент востребованности парковки, коэффициент времени суток. Цена зависит и от вида транспортного средства. Если минимальная ставка за мотоцикл — 35 рублей, то за легковой автомобиль — 70 рублей, а за грузовой — 120 или 140 рублей. Эти данные будут уточнены, когда администрация примет нормативно-правовой акт и зафиксирует базовую ставку.
Типичная парковка по-владивостокски. Фото: ИА PrimaMedia
Контролировать обстановку на парковочных местах поможет изменяемый тариф. Он будет подстраиваться под дорожные условия, чтобы регулировать количество запаркованных мест. Программное обеспечение "Цифровых систем" умеет вычислять уровень запаркованности от в зависимости от этого регулировать стоимость парковки. Если парковка на 100% забита — это плохо. Тариф повышается, соответственно, парковка заполнена на 80% — это оптимально. Есть места для парковки людей, которые приехали на 15 минут для решения быстрых вопросов. Если заполняемость парковки 50% — значит тариф высокий, тогда его снижают.
А как же льготники и резиденты
Правила предписывают нам предусматривать на наших парковочных пространствах места федеральных льготников: инвалидов, ветеранов ВОВ и других. Эти места обозначаются особой разметкой, знаком "инвалид". Соответственно, человек имея инвалидность или имея заслуги перед родиной, гарантированно паркуется вдоль всей уличной дорожной сети на специально отведённых местах.
Практически в шаговой доступности от нарушителей правил остановки и стоянки автомобиля можно найти свободные места (ФОТО)
Другой вопрос про людей, которые живут в близлежащих домах. Допустим, дом стоит прямо у дороги, которая оснащена нашим парковочным пространством. Сейчас выделяется та служба, которая будет принимать решения о выдаче "резидентных разрешений". Житель получает такое разрешение и может припарковать у своего дома автомобиль на льготных условиях.
Что касается резидентных разрешений, у нашего парковочного пространства режим работы с 8 утра до 20 вечера. Естественно, люди, проживающие в соседних домах, тоже уезжают на работу. В этот период времени, как правило, придомовая территория и близлежащие улицы распарковываются. Но есть категория граждан, которые работают сутки через трое и в течение дня оставляют машину у дома. Таким резонно получить резидентное разрешение и в течение дня парковать машину на льготных условиях.
Кто будет контролировать
Вдоль маршрута двигаются так называемые "паркрайты", это автомобили, оснащённые средствами фотофиксации, которые считывают ваши регистрационные знаки и позволяют определить, стоит ли автомобиль, какой это автомобиль и идентифицировать его владельца. Если человек заплатил за парковку, естественно, штрафы ему не приходят. Если он вдруг припаркован и не оплатил парковку, соответственно, ему приходит штраф. Если он неправильно расположил машину, не по правилам дорожного движения, тоже приходит штраф. В следующий раз человек задумается, как правильно запарковать машину, чтобы его не оштрафовали.
В этом году в краевом центре принята программа комплексного развития транспортной инфраструктуры
Паркрайт курсирует по этим улицам непрерывно 12 часов. Раз в 15 минут машина мимо вас обязательно проедет. Машины регулярно ездят по маршруту, снимают дорожную обстановку, сравнивают те данные, которые получают, с теми данными, которые фигурируют в системе об оплате. И, соответственно, путём сравнения, если вдруг парковочная сессия неправильная, выявляется нарушение и выставляется штраф. Данные о неправильно припаркованных автомобилях и о неоплаченной парковочной сессии автоматически передаются в административную комиссию. Она вправе решать: штрафовать или нет.
Сейчас в распоряжении "Цифровых систем" 4 паркрайта и еще два паркона, это переносные фиксирующие устройства, которые несет человек.
Не машиной единой
Для многих автомобилистов сам факт платной парковки может стать ограничивающим фактором. Соответственно, все будут задумываться: "А стоит ли ехать на машине, чтобы платить за парковку в центре Владивостока, и не пересесть ли мне на общественный транспорт?" Идея проекта сводится к тому, чтобы люди больше задействовали общественный транспорт.
Авторы проекта не тешат себя иллюзией, что несколько сотен платных парковочных мест решат все транспортные проблемы Владивостока. Их нужно решать комплексно. Поэтому параллельно с программой платных парковок будет улучшена работа выделенной полосы движения для автобусов от Зари до Окенского проспекта. Она существует и сегодня, но, как отмечал и мэр Владивостока Константин, совершенно не работает.
Нерабочую дорожную схему от Универсама до Гоголя мэрия надеется возродить камерами наблюдения
Это весной вдоль выделенной автобусной полосы должны появиться средства фотофиксации, которые позволят выявлять и штрафовать нарушетелей. А чтобы очистить дорогу от незаконно припаркованных машин, выставят дорожные знаки. Сейчас на дорогу нанесена тестовая разметка нанесена, и специалисты изучают, через сколько водителю комфортно перестроиться, чтобы ничего не нарушать и не создавать помех общественному транспорту. Вполне возможно, что имеющаяся маркировка на дороге будет изменена.
— Нужно создать такие условия, чтобы люди задумались: "Стоит ли брать свою машину или сесть на автобус, если он идёт: а) быстрее; б) точно по времени; в) не нудно искать парковку? Если человек дойдёт до этой мысли сам, соответственно, и центр разгрузится, — отмечает Евгений Кулешов.