В Приморье рассматривается инициатива об открытии центра подготовки пилотов. Авиационный учебный центр ООО "Аэро регион трeнинг" обратился к губернатору Приморского края Олегу Кожемяко в таким предложением в середине января. Разработчики считают, что проект имеет все шансы на реализацию, учитывая туристическую привлекательность региона и удобство его воплощения в рамках ТОР, сообщает ИА Primamedia.

В небе над Владивостоком. Фото: Фото: Из архива Владимира Гончарова
Вопрос поднял Владимир Гончаров — пилот-инструктор, общественный деятель и руководитель организации "Открытое небо". Владимир в авиации с 2000 года: в 2017 уволился, став офицером запаса и сохранив за собой звание летчика 1-го класса. После армии он прошел переподготовку на гражданского пилота и стал инструктором индивидуального обучения. Сейчас он развивает авиацию общего назначения и готовит пилотов на однодвигательных, многодвигательных воздушных судах и гидросамолетах.
— У нас, на самом деле, очень хороший регион для развития малой авиации, — делится мнением инструктор. — Это и территория опережающего развития, и место со множеством преференций для бизнеса. Здесь можно готовить как отечественных пилотов, так и иностранных.
Работа по развитию местного авиадвижения идёт давно, но, что называется, "со скрипом". Владимир Гончаров пытался встретиться с местными представителями власти, но его первый порыв не увенчался успехом. "Нас отфутболили, потому что кто я такой? Какой-то военный лётчик. Тогда нам пришлось стать более заметными для чиновников из Москвы", –— вспоминает пилот свои первые шаги по воплощению мечты в жизнь.
Наработки сначала понесли в Думу.
— Местным было неинтересно, а в Москве — наоборот. Нас пригласили за круглый стол и в Ассоциацию при президенте, дали много времени на рассказ. Помощник президента Левитин, поддерживает нас, дал поручение направить к главе государства обращение. Но есть проблема: между передачей письма от меня к Левитину стоят бюрократы. Поэтому мы стараемся максимально придать делу огласку, чтобы нас услышали. Ведь есть закон, который позволяет готовить пилотов, и он должен исполняться.
По мнению Владимира, на Дальнем Востоке просто необходим Авиационный учебный центр. Не помешает и индивидуальное обучение — именно в таком формате лучше всего готовить пилотов. "Как это делают в Америке", — добавляет Владимир с ноткой уважения. Там воздушное законодательство реализуется в полной мере: любой, кто имеет желание и средства, может без проблем отучиться на пилота для своих личных целей на собственном воздушном судне.
— У нас точно такие же законы. Например, статья 54, пункт 3 Воздушного Кодекса, говорит о том, что можно выучиться на пилота в личных целях в индивидуальном порядке у пилота-инструктора. Но это все забюрократизировано. Законы, открывающие дорогу в небо, не реализуются. У людей нет понимания того, как это работает, и как следствие — на авиацию нет спроса. А без него не развиваются аэродромы, взлетно-посадочные полосы зарастают травой, авиастроение приходит в упадок, — Владимир досконально изучил все законы и правила, связанные с авиацией.
Выводы, которые он сделал, неутешительны, но инструктор твердо намерен менять ситуацию в лучшую сторону.
"Есть законодательство и мировая практика по подготовке пилотов, и я планирую должным образом воплотить это в жизнь. Я хочу сделать авиацию доступной для всех в России", –— объясняет он.
Может возникнуть закономерный вопрос: зачем же обучаться полётам на Дальнем Востоке, если подобные учебные центры есть в других городах?
— Во-первых, в регионе летать очень интересно. Тот, кто учился в Москве, легко сможет летать над этой областью, но столкнётся с трудностями в другой части страны. Например, если придётся летать на малоориентируемой местности и садить самолёт на сопке или воде. У нас это всё есть, можно тренироваться; лётчики получат больше навыков. Во-вторых, в условиях края можно развить идею дальше и создать, скажем, школу по выживанию в природных условиях. В-третьих, открытие центра подготовки пилотов на Дальнем Востоке повысит туристическую привлекательность региона. К нам будут приезжать люди, чтобы повысить квалификацию или изначально отучиться именно в условиях Приморья. Ну и в-четвёртых, как я уже говорил, у нас есть условия для роста: статус "территории опережающего развития", дальневосточный гектар и т.д.
На словах о гектаре у Владимира загораются глаза: "Мы с друзьями и родными скинулись бы, взяли себе землю, выровняли там поле. Занимались фермерством, отдыхали, а близкие прилетали бы к нам в гости. Побыть на свежем воздухе, отдохнуть. Это же так здорово!"
Планируется, что обучаться можно будет в летной школе или в индивидуальном порядке как на собственном, так и на арендованном воздушном судне, но второй вариант дешевле. После подготовки человек получит навыки пилота для личного пользования — например, чтобы приобрести воздушное судно и слетать на выходных в Китай, Корею или Японию. "В Европе обычное дело — полететь за границу поужинать. Вот и у нас то же самое будет", — мечтает Владимир.
Он объяснил, что в регионе нет центров подготовки пилотов. Ближайший — в Новосибирске. Обучение там стоит около 700 000 рублей, плюс проживание и питание. Как правило, у людей, владеющих такими средствами, нет свободного времени — и это самое страшное. Обучение занимает минимум полгода, и к этому нужно быть готовым.
Если обучать пилотов-любителей в индивидуальном порядке не получится, Авиационный учебный центр планирует заняться подготовкой частных и коммерческих пилотов на Дальнем Востоке. Но на обучение коммерческого пилота в России уходит порядка пяти лет (в других странах — год).
— Бизнесу укорениться в регионе сложно. Есть страх: вдруг сегодня возьмемся за дело, а завтра нас выгонят? Вот, о чем мы хотели поговорить с губернатором — о поддержке. На личной встрече мы хотим донести, что возьмём на себя функцию по развитию авиации в регионе, развитию инфраструктуры, привлечению инвесторов, пилотов и туристов. Это всё будет в регионе — он ведь просто создан для этого!