С рабочим визитом Хабаровский край посетил председатель комитета Государственной думы России по развитию Дальнего Востока и Арктики, депутат фракции КПРФ Николай Харитонов. В эксклюзивном интервью с руководителем ИА AmurMedia Андреем Швецовым депутат рассказал о расстановке сил в Госдуме, вопросах к председателю правительства Михаилу Мишустину и новом курсе развития Дальнего Востока.
Интервью с Николаем Харитоновым. Фото: ИА AmurMedia
"Вы слышали высказывания некоторых председателей Госдумы: "Парламент — не место для дискуссий". Это полный абсурд"
— Вы — депутат всех созывов Госдумы новой России. Каково это, быть старожилом российского парламента?
— В 1993 году, фактически на стыке советской России и новой России, я был избран народным депутатом. Это был непростой период становления российского парламентаризма, особенно первый и второй созывы. Вы помните колоссальное противостояние с президентом Борисом Николаевичем Ельциным — и импичмент ему объявляли, когда начались события в Чечне. Грешным делом даже собственного счета в Государственной думе не было. Порой даже по мелочам работники аппарата ходили и согласовывали все финансовые возможности в администрации президента. Но постепенно работа была налажена.
Если говорить о развитии политической системы, то я считаю, что рано или поздно придет время, когда в Российской Федерации останутся две, максимум три политические партии — левые, правые, центристы. А когда 30-40 политических партий регистрируются, мы рассеиваем внимание избирателей. Порой политическая партия вообще ни за что не отвечает. Поэтому я считаю, что такой переход должен произойти.
— Раньше дискуссий и споров в государственной думе было больше?
— Вы наверняка знаете эти высказывания некоторых председателей: "Государственная дума — не место для дискуссий". Это полный абсурд. Ну как так? Депутатов избрали, а дума — не место для дискуссий? Каждый председатель по-своему в силу образования, интеллекта, исходя из степени общественного доверия, выстраивает работу. Сегодня председатель второго подряд созыва Государственной думы — Вячеслав Викторович Володин. Я знаю его с тех пор, когда он избирался в 1999 году. Из скромного специалиста теперь Володин — третий человек в стране. На сегодня он подготовлен. Авторитет Государственной думы под руководством Вячеслава Викторовича стал возрастать, хотя недовольство населения есть.
В последнее время, как вы видите, "Единая Россия" в думе преобладает. С 90-х годов мне часто приходилось бывать в парламентах Великобритании и США. Я для себя отметил, что одна партия не может играть роль парламентского большинства больше двух созывов. Поэтому между собой соревнуются политические партии, благодаря чему идет социально-экономическое развитие государства. В какой-то момент все равно возникает определенное недовольство у избирателей. Тогда начинается новый цикл. Но у нас такого не получается.
— Мы понимаем, что пенсионную реформу не поддерживает большинство жителей нашей страны. Как, по-вашему, "Единой России" все же удалось сохранить в думе конституционное большинство по итогам прошедших выборов?
— Административный ресурс. Мы много подавали жалоб, приводили примеры вбросов. Я никогда не поверю, что в 95% одномандатных округов побеждает "Единая Россия". Ну никогда не поверю, что в одномандатных округах такое колоссальное доверие они получают. При этом результаты голосования по партийным спискам заметно отличаются, а значит и по одномандатным округам без влияния не получилось бы. Поэтому компартией РФ мы заявляли, что очень сильно используется административный ресурс, а силенок у партии противостоять пока еще не хватает.
Интервью с Николаем Харитоновым. Фото: ИА AmurMedia
"У нас в рамках работы комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики одна партия — родная земля"
— В 2011 году вы возглавили комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Вы же никогда не жили на Дальнем Востоке?
— Понимаете, здесь нет разницы, где ты родился, где вырос. Когда доверяют комитет, смотрят, на что ты способен, на твой опыт и знания, навыки законотворческой работы. Поэтому я в первую очередь себя позиционирую как государственника и державника. Новому созыву всегда говорю такие слова: "У нас в рамках комитета одна партия — родная земля".
— Вы довольно продолжительный период занимаетесь проблемами Дальнего Востока. Можете сказать, что удовлетворены развитием этой территории?
— В 2013 году президент четко заявил: 21 век — век развития Дальнего Востока. Владимир Владимирович — прекрасный президент, и он понимает, что основной проблемой на Дальнем Востоке остается отток населения. Если срочно не перевести фокус внимания на Дальний Восток, мы можем его и вовсе потерять. Сейчас отток населения немного снизился. Плюс ко всему на территорию зашло 2600 инвесторов. За прошлый год увеличился и товарообмен с Северной Кореей. То есть уже много за эти годы сделано, в том числе и в Хабаровском крае через государственные программы.
Но если из-за ковида не будет возможности привлечь персонал из-за границы, РЖД могут столкнуться с проблемами
Наверное обратили внимание, когда Мишустин проводил сессию с министрами по указам президента, были обозначены меры по восстановлению демографического роста. Это комплекс вопросов, которые должны закрыть потребности населения с самого рождения. Эти шаги направлены на то, чтобы человеку жилось на Дальнем Востоке комфортно, а территория становилась более привлекательной.
Но будем все-таки честны, приток населения есть, но в масштабах проблемы — это ручеек. Люди продолжают уезжать и все по тем же причинам: состояние систем здравоохранения, образования, наличие рабочих мест.
— К слову о развитии социальной инфраструктуры, в частности здравоохранения. На Дальнем Востоке идёт активное строительство объектов социальной инфраструктуры. Так, в городе Николаевск-на-Амуре Хабаровского края уже заканчивают строительство ЦРБ. Правда, местные жители задаются вопросом: а кто в ней будет работать? И это проблема не отдельного города, а большинства территорий ДФО. Это противоречие будет решено?
— Вы правы, сегодня есть острая потребность в таких специалистах. Катастрофически не хватает врачей и преподавателей. Сегодня это большой вал вопросов, которые постепенно должны быть решены.
— Наши специалисты зачастую уезжают в центральную часть России. На их места порой приходят мигранты из Средней Азии. Это касается в том числе и медицины. Как к этому относитесь?
— Это проблема свойственна не только Дальнему Востоку. Вот, например, на Кубани ежегодно в целом приезжают по 65 тысяч мигрантов, в Подмосковье — 75 тысяч. Хотелось бы надеяться, что это все временно.
— Вы сказали, что на Дальний Восток за последнее время пришло 2600 инвесторов. Тем не менее, жители изменения качества жизни с их приходом пока не замечают. Почему, по-вашему, так происходит?
— На последнем экономическом форуме Владимир Владимирович обратил на это внимание. Территория инвестора — это вроде как отдельное государство. Здесь и иной уровень оплаты труда, и иная инфраструктура. Такие отличия существуют, это правда. Поэтому сегодня необходимо разработать механизм, с помощью которого удастся ситуацию отрегулировать.
— Сегодня работодатели на Дальнем востоке жалуются на кадровый голод. Как будут инвесторы делить специалистов с местным бизнесом?
— Абсолютно правильный вопрос. Теперь уже недостаточно просто подготовить определенное количество рабочих мест. С коллегами-депутатами мы посещали одно из предприятий во Владивостоке. Спрашиваем: какова средняя зарплата, 40 тысяч рублей? Кто за эти деньги поедет работать? А сколько квартир построили?
Еще одна проблема в том, что есть определенный дисбаланс в направлениях подготовки и потребностях работодателей. Необходимо на местах проводить мониторинг, создавать центры профессиональной ориентации, готовить страховой запас специалистов. Поэтому, если инвесторы заходят, то мы должны через министерства образования и Минвостокразвития определяться, какое необходимое количество специалистов того или иного профиля готовить и думать как их оставить дома, на Дальнем Востоке.
— Николай Михайлович, я знаю что в скором времени состоится встреча с Михаилом Владимировичем Мишустиным в Государственной думе. Какие вопросы вы зададите от Дальнего Востока?
— Уже подготовили вопросы и от комитета, и от фракции. Они включают все те проблемы, о которых мы как раз с вами и говорили. Как скоро реализуется, допустим, возможность перелета к местам отдыха, к местам лечения. Проблемы ценообразования, жилищный вопрос, связанный в том числе с повышением цены на квадратные метры после введения программы "Дальневосточная ипотека". Иными словами, все то, что сегодня беспокоит дальневосточников.
Интервью с Николаем Харитоновым. Фото: ИА AmurMedia
"Управленческая система на Дальнем Востоке выстроена, теперь надо работать"
— Как оцениваете деятельность исполнительной власти по развитию Дальнего Востока?
— Я застал Ишаева на посту министра, но он совмещал свою работу с обязанностями полпреда. Видите какое отношение? Так, между делом. Сегодня же образовано отдельное министерство, которое возглавил Алексей Чекунков по рекомендации нашего комитета. Высокая должность Юрия Петровича Трутнева позволяет многие вопросы решать без лишних консультаций. Управленческая система выстроена, теперь надо работать.
— Но у нас же после Ишаева, были и другие министры, которые не совмещали должности. С ухода Ишаева прошло уже восемь лет. За этот период как вы можете оценить деятельность исполнительной власти по развитию территорий?
Это довольно короткий промежуток. Но будем честны, видимо, где-то все-таки не доработали, допустили промашки и люди стали уезжать. Поэтому сейчас анализируются все ошибки, которые были сделаны ранее, и уже буквально на ходу вносятся коррективы. А тут целый букет проблем: здравоохранения, межбюджетные отношения регион-центр, цены и так далее.
Тем не менее, вы видите, что и президент, и Мишустин проводят постоянные планерки и совещания. Что немаловажно, они не боятся обнажать возникающие проблемы и тут же приступают к их решению. Поэтому я думаю, что сейчас выбран правильный курс, главное с него не сбиться.
— В условиях переориентации нашей страны на Азиатско-Тихоокеанский регион роль Дальневосточного округа усиливается. Как вы считаете, насколько целесообразно создать здесь центры геополитической коммуникации со странами-партнерами?
— Думаю, что такие центры должны появиться. Мы же видим, что на китайской стороне представители наших военных ведомств консультируются до старта совместных учений. То же самое происходит на нашей стороне. Самое главное — железные договоренности, как с Белоруссией.
— Я знаю, что вы провели ряд встреч в Хабаровске. Что для себя отметили по их итогам?
— Проблемы есть, как и везде. Но я отметил, что колоссальную ответственность за развитие края чувствует и Михаил Владимирович, и Сергей Анатольевич, и Ирина Валерьевна. Я знаю Михаила Владимировича хорошо по депутатской деятельности как грамотного, крепкого политика. Думаю, что и хабаровчане видят изменения к лучшему. Во время встречи с ним мы обсудили перспективные для края и всего ДФО проекты, например создание строительного кластера и строительство студенческого кампуса. Эти и не только направления позволят создать рабочие места и увеличить налоговую базу.
Встретился и с мэром города. Он рассказал о проблеме с коллектором на улице Павла Морозова. Я ему предложил обратиться в комитет для обеспечения софинансирования затрат на замену коллектора. Нужно понимать, что проблема возникла не из-за чьего-то разгильдяйства — коллектор был заложен в том месте еще в 70-х годах. Время взяло свое. Однако сейчас эта дорога раздражает людей, ситуацию нужно исправлять.
— Как вы оцениваете работу регионального отделения крайкома КПРФ?
— Активно и смело работают. Я вижу уважительное отношение к первому секретарю крайкома Петру Владимировичу как к личности. Так же партия поддерживает уважительное отношение избирателей. Не случайно здесь за КПРФ голосуют достойно, и в одномандатных округах, и в заксобрании члены партии представлены. Сегодня перед крайкомом стоит задача увеличения рядов, Петр Владимирович в этом деле преуспевает. Достойная работа.
— Какие у вас остались впечатления от нынешней сегодняшней командировки на Дальний Восток? С чем уезжаете?
— Двигаемся вперед без сомнений. Уверен, что и власти Хабаровского края держат курс на развитие. Ведь и люди хотят видеть рост, а уже есть конкретные шаги в этом направлении.