Как благотворительный проект для детей из детских домов превратился в идею большого детского парка для всех и каждого, почему покрытые пылью книжные шкафы в старинной казарме — не заброшка, и отчего не удается получить гранты на добрые детские проекты, в интервью ИА PrimaMedia рассказал Владимир Кытиков, председатель правления ПРОО "Общество помощи детям".

На территории бывшей воинской базы планируется построить детский парк
"Не бросайте книги, мы их читаем"
— Расскажите пожалуйста про объект, который мы сфотографировали (старая библиотека)?
— Этот объект — общежитие, казарма 1903 года постройки, площадью 2,5 тысячи кв. метров. Он, как и несколько других объектов, входит в перечень арендных зданий и сооружений, которые находятся в нашей собственности. Мы все это арендуем с 1996 года у Росимущества. Кроме этих объектов у нас есть земельный участок порядка 7 гектаров. Это лесопарковая территория практически в центре села Раздольного. Здесь красивые виды. И мы планируем строить здесь детский парк.
— А сколько примерно книг в библиотеке? Это полноценная библиотека?
— Конечно, это полноценная библиотека. Там площадь самого зала порядка 200 квадратных метров. Зал разбит на две комнаты. Всего около 4500 экземпляров различных книг. Там есть научная литература, художественная, классика, современные книги — все, что может заинтересовать детей в жизни.
— Какая дальнейшая судьба этих книг?
— Мы сейчас подыскиваем инвестора для того, чтобы эту казарму привести в порядок и на ее площади сделать развивающие классы для детей. Это может быть модная сегодня робототехника или электротехника, какие-то ремесленные, танцевальные, театральные кружки. А библиотека будет составной частью этого проекта.
— На территории, о которой мы говорим, был реализован проект "Семейный очаг", но сейчас он уже не функционирует?
— "Семейный очаг" — это наш проект, который прописан в нашем уставе. Мы им занимаемся. Ведем свою деятельность с 1998 года. Наша организация взяла на воспитание из детских домов порядка 80 детей. За это время мы вырастили их, воспитали и дали путевку в жизнь. У нас были молодые семьи, они принимали на воспитание этих детей. Время пришло — дети разъехались. И наш проект переформатировался в другое направление. А то здание, та библиотека, о которой идет речь, как раз была в ведении этого проекта. Мы выигрывали тендеры и приобретали эти книги. Кто-то что-то нам дарил, жертвовал для нашей библиотеки.
— Почему возникла ситуация свободного доступа в библиотеку и в целом на территорию? Как вы это оцениваете? Как вы с ней работаете?
— Объясню. Пока у нас был живой проект с воспитанием детдомовских детей — там единовременно проживало на всей территории порядка 140 человек. Представляете, что такое 80 детей? Плюс семьи. Жили в общежитии-казарме и в 8-квартирном жилом доме. Вся территория была занята нашими ребятами, которые там проживали. Никаких беспорядков, конечно, не было. Территория была обкопана рвом, чтобы лишние машины не проезжали. У нас есть шлагбаум. Со временем это разрушилось. Дети разъехались. Местное население пытается из этой казармы воровать стройматериалы. Но в силу того, что мы ее арендуем, и она у нас на балансе, мы пытаемся ее сохранить. Законсервировали, но постоянно кто-то лезет и взламывает ее.
— Я так понимаю, этой библиотекой пользуются по назначению, хоть и нелегально. Там на полке есть объявление в духе: "Не бросайте, пожалуйста, книги. Мы их читаем".
— Возможно. Три года назад я стал руководителем этой организации и увидел в плачевном состоянии эту библиотеку. Все книги, которые там имеются, лежали горой на полу. Это то, что мне досталось. Я принял меры и мы все это разложили по полочкам. Большое количество времени и сил потратили. Сегодня, благодаря тому, что в СМИ прошла не совсем корректная информация, что якобы это бесхозное и ничейное здание, люди приходят, выбирают себе какие-то книги, а ненужное бросают на пол, снова приводят все в неприглядный вид. И нужно снова заниматься уборкой, забивать окна. Тяжело.
"Мы пытаемся помогать людям, но в другом формате"
— Можно еще немного про "Семейный очаг"? Большое благородное дело было реализовано. Почему не продолжило существование? Почему единомышленники не появились? Дети выросли, и на этом все закончилось...
— Изменилась законодательная база в области, в которой мы работаем. Сегодня достаточно сложно соблюсти все нормы и требования государства. Не каждый человек, не каждая семья захочет брать на себя такую ответственность. Были инциденты, насколько я знаю. Пытались обвинять в чем-то, в эксплуатации детей, в тяжелом труде. Дабы не повторять тех же ошибок, мы дальше пытаемся помогать людям, но немного в другом формате. Мы готовы их встречать на своей площадке, готовы устраивать для них мероприятия. Мы очень плотно работаем с Русским географически обществом. Нелли Григорьевну Мизь приглашали на наши площадки выступать. И будем это делать дальше. Проводить какие-то беседы с детьми, учить их чему-то. Привлекать на одну площадку общественность, родителей с детьми, детей из неполных семей, малоимущих семей, интернатов для того, чтобы и тем, и другим было интересно обмениваться информацией, навыками, умениями. Мы такую площадку хотим создать. Брать на себя ответственность, как это было во время "Семейного очага", мы сегодня не можем. Да и сами интернаты уже другие. Они стали более обеспечены и открыты. Поэтому конкурировать с ними не хотим. Мы в свое время это сделали, когда интернаты плохо, на наш взгляд, занимались с детьми. Сегодня вопросов к детским интернатам нет.
— Вы поддерживаете связь с семьями? Все-таки 80 детей...
— Я третий год в этой организации. Я очень много разговариваю с теми ребятами, которые остались. Да, кто-то остался в Раздольном. Приезжают, обмениваются информацией, созваниваются. Но большинство разъехались, и связь потеряна. Но процентов 30 людей еще общаются.
"Нам бы хотелось много и сразу"
— А что сейчас есть на этой территории?
— Лесопарковая территория — 7 Га. На ней находится большая спортивная площадка. Есть место, где мы собираемся сделать пруд. У нас 8-квартирный жилой дом, общежитие-казарма, о которой идет речь. У нас есть столовая, есть бани царской и новой постройки. Все требует капитального ремонта. И все находится в нашем ведении.
— Бессрочно?
— Нет. Мы арендуем до 2053 года.
— Вы просчитывали этот проект? Примерно какой объем вложений необходим для реализации детского парка?
— Объем вложений достаточно большой — необходимо порядка миллиарда рублей. Мы пытались участвовать в грантах всякого рода, в том числе президентском. К сожалению, не так все просто. Каких-то документов не хватает. Может быть, что-то не так оформляли.
Инвестора на миллиард рублей найти тяжело. Поэтому мы сделали таким образом: всю парковую территорию представили как ряд мини проектов. Будь это цех по разведению рыбы, музей или аптекарский сад. Есть задумки построить контактный зоопарк. В принципе он у нас был и действовал нормально. На каждый мини проект мы могли бы пригласить инвесторов, чтобы они монетизировали каким-то образом свою деятельность и сохранили парк в том виде, в каком мы его видим. Они могли бы приукрасить его, чтобы это было место паломничества семей с детьми или детей из детских домов.
— Да, на миллиард грант не получишь. Но если разбить на маленькие проекты и подаваться на гранты так?
— Мы пытались в президентском гранте получить порядка 15 миллионов рублей. Грант назывался "С папой на рыбалку". Планировали купить большой бассейн, залить его водой. Я уже с несколькими детдомами подписал соглашение о том, что детей будут к нам отпускать под наш контроль. Мужчины были готовы помочь — сыграть роль пап. Дети приезжают, мы их встречаем, и вот они идут копают червячков, помогают наживить на крючок, ловят рыбку, варят уху, пробуют. Подготовили документы. Денег не дали. Сказали, что нужно начинать с небольших сумм грантов — миллион-полтора. А нам для того, чтобы эту территорию содержать, охранять, полтора миллиона рублей — слишком мало. Нам хотелось бы много и сразу, чтобы сделать толчок для нашей площадки. Я считаю, что в Приморском крае мы, может быть, единственная такая площадка, которая могла бы быть задействована для детского отдыха. Я не беру в расчет лагерь "Океан", в котором уже все есть, крутится и вертится. А вообще по площади мы, наверное, больше, чем "Океан", осталось вложить в нас денег.
— А краудфандинг рассматриваете? Пожертвование в фонд на такое дело.
— Краудфандинг — для нас новый инструмент. То есть кого-то убеждать в том, что мы это сделаем? Я о нем много думал, до конца не верил. Попробую. Как и особо не верил в рекламу. И когда вы дали информацию о том, что наша общежитие-казарма бесхозная… Я со многими людьми познакомился. Человек 50 через меня прошли только за один день — тех, кто начал буквально ломиться на нашу территорию, чтобы посмотреть казарму. Я понял, насколько работает реклама.
— Как вы сейчас справляетесь с этой территорией? Скосить траву на 7 га — уже непросто.
— Я вкладываю свои личные деньги. Обкашивать траву надо. Администрация района не просто заставляет — это и нам самим надо. Где-то покрасить, сторожа нанять, электричество оплатить. Деньги небольшие, но они нужны. Этих денег абсолютно не хватает для развития. На содержание в вялотекущем состоянии — да, а чтобы развиваться — абсолютно нет. Без общественной помощи мы не справимся.
"Место шикарное"
— Вы уже сказали по разведение рыбы, аптекарский сад. Можно подробнее, каким вы видите этот проект детского парка?
— У нас 7 га — это прямая аренда. И прилегает еще порядка 43 га той территории, которую занимала раньше воинская часть. И на ней мы видим площадки для установки глемпинга. Это палатки со всей домашней атрибутикой, куда дети с родителями будут приезжать и отдыхать летом. Есть место для рок-фестивалей. Есть большая площадка со сценой для событийного туризма, будь это Масленица, Новый год или еще что-то. Собираемся сделать спортивные площадки для детей. Разведение рыбы и беспозвоночных: мы можем выращивать такие виды как угорь, амур, раки, речной краб, сазан, и некоторые другие. Для этого у нас есть большое здание технического назначения. Мы в принципе можем выращивать у себя озерную рыбу для того, чтобы продавать ее или выпускать и пополнять речные запасы. У нас есть одно достаточно заболоченное место, мы планируем сделать из него пруд площадью 4 тысячи кв. метров. Ведем согласование.
Мы готовы согласовывать с потенциальными инвесторами реализацию на нашей территории разных объектов: автопарковка, прокат велосипедов и квадроциклов, тарзанка для детей и взрослых, рыбалка, прокат беседок, мангалов и удочек, контактный зоопарк, детские аттракционы, аптекарский сад, сад цветов и зимний сад, бани и банные чаны с травами, домики для проживания, глэмпинг, кафе, бассейн с шезлонгами, цех рыборазведения, цех рыба и мясо копчения, ферма по выращиванию бройлеров, теплицы для цветов и зелени, выращивание овощей, конные прогулки и собачьи упряжки, веревочный парк, тир (лук и стрелы, пневматика, электронный), полоса препятствий, спортзал и тренажеры, лыжная горка (зима) и силиконовая тюбинговая трасса (лето), песочные скульптуры, цех по событийному туризму, детские кружки и мастер-классы, гостиница.
Я наслышан, что университету японцы подарили сборную теплицу на 1500 кв. метров. По моей информации она у них не задействована. Если бы мы смогли ее перетащить к себе на территорию, то можно было бы сделать там зимний сад. Например, зимой семьи приезжают: папа с сыном пошли на лыжню, а мама с дочкой пошли смотреть цветы.
Эффект очень хороший был года два назад. Мои знакомые в Октябрьском районе посадили у дороги подсолнечники. И весь Владивосток поехал туда. От основной трассы до Покровки — 13 км. И порядка 7 км вдоль дороги было заставлено машинами, которые приезжали просто сфотографироваться в этих подсолнухах. Казалось бы, что такое подсолнухи? А люди уже устали от этих телевизоров и диванов. Им просто хотелось сфотографироваться в цветах. Это интересно.
То же самое мы хотим сделать у себя. Аптекарский сад. Люди приходят, наслаждаются птичьим пением, природой, свежим воздухом. И какие-то аптекарские травы посажены. И мы рассказывается, что это за растения и какие у них прекрасные свойства.
Обратите внимание, сколько людей, особенно осенью, посещают наш Ботанический сад. Там сотни машин стоят вдоль дороги. А что при этом в Ботаническом саду можно найти? Никаких увеселительных заведений нет. Люди приходят и наслаждаются природой. Такую же природу мы можем преподнести в нашем детском парке, еще и с уклоном на детское воспитание.
У нас место шикарное. Находится между Владивостоком, Уссурийском и Артемом. Практически через дорогу от нас находится станция электрички. Логистика прекрасная. Я так понимаю, сегодня много людей на своих машинах могут спокойно сюда добираться.
— Партнеры, меценаты есть у вашей организации?
— Знаете, пандемия сделала свое дело. Очень сильно сбила планы. Все переговоры, которые два года назад вел с местными бизнесменами, сошли на нет. Сейчас приходится начинать все по-новой. Думаю, только-только все возвращается на круги своя. Возможно, благодаря вам получится распространить информацию о том, что мы нуждаемся в партнерах.
Первый шаг в большом проекте
— Какие у вас планы на ближайшее время?
—Самое ближайшее, что мы хотим реализовать на своей территории — праздник 1 июня, День защиты детей. Мы планируем сделать большой детский праздник, пригласить детей творческого направления со всех районов. У нас будут расставлены военные палатки. Будут специальные вожатые, как в пионерских лагерях, пионерские костюмы. Это мероприятие на 2-3 суток. В планах, может быть и в рамках этого праздника, встретиться с будущими инвесторами.
Сегодня мы хотим настроиться на 1 июня. Нам сейчас необходимо закупить хорошую сцену, музыкальную аппаратуру, привести детскую площадку в порядок и поставить шатер, чтобы мы могли принять маленьких гостей. В принципе вот этот небольшой мини-проект 1 июня мы можем организовать при помощи людей-меценатов, которым интересно будущее нашего парка. Это будет первый шаг в большом проекте.
Поэтому пользуясь случаем, призываю людей, у кого есть дети, особенно маленькие, и просто неравнодушных бизнесменов, заинтересованных в выгодном вложении в благое и позитивное дело, участвовать в нашем проекте.
Связаться с Владимиром Кытиковым можно по номеру телефона: 8 914-349-40-13 или электронной почте: proo_opd@mail.ru