Владивосток бесконечно богат на уникальные сооружения, о которых и пойдёт речь сегодня. Мы затронем не только недавнее городское прошлое, но заглянем глубже в историю, а также немного пофантазируем над тем, как может измениться облик Владивостока уже в недалеком будущем.
Город-крепость
Говоря о Владивостоке, нельзя не вспомнить с чего он начинался и чем многие годы был. Город являлся не только портом, связующим звеном между Россией и азиатскими странами. Он был крупнейшей крепостью, форпостом, призванным охранять Дальневосточные рубежи в первую очередь от колониальных держав — Англии и Франции. Позднее к ним добавилась набирающая мощь Япония.
Владивостокская крепость далеко не сразу стала тем уникальным мегапроектом, о котором сейчас знают все любители фортификации. Исследователи выделяют четыре больших этапа за которые облик укреплений менялся, наконец, приняв тот вид, в котором крепость встретила тяжелые испытания XX столетия.
Форт №1. Несмотря на то, что он рассчитан лишь на роту, размеры впечатляют. Фото: https://fortressvl.ru/fortress/fort-1/
На долгие 15 лет с момента основания единственной более-менее серьезной силой стала батарея из четырех пушек, снятых с корвета "Гридень". Тем не менее, уже тогда стал ясен общий контур будущих укреплений — требовалось надежно прикрыть город как с суши, так и с моря, а также обеспечить надлежащую оборону Русского острова. К активным работам, как это часто бывает, подтолкнула непростая политическая ситуация.
В ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 существовала реальная опасность вмешательства Англии в конфликт и повторения ситуации Крымской войны, когда Королевский флот совместно с союзниками атаковал Камчатку. Стартовало спешное возведение временных укреплений, часть из которых потом перестроили в бетонные.
К концу 1880 года во Владивостоке было 17 береговых батарей (всего 42 орудия), а также 4 сухопутных укрепления для защиты города от возможного нападения по земле. Дальнейшему расширению крепости и началу строительства полноценной линии обороны с суши способствовала удачная для Японии война с Китаем.
Она показала, что в регионе появился новый противник, который может нанести эффективный удар с двух направлений одновременно. Здесь берет начало строительство полноценного сухопутного обвода, который был вынесен на удаление в 7–15 километров от бухты Золотой рог.
В тот момент, когда некоторые сооружения уже были построены в город приехал военный министр Куропаткин. Он нашел позиции слишком растянутыми и потребовал сократить протяженность укреплений. Инженерам пришлось подчиниться, хотя это и грозило большими потенциальными проблемами в ходе возможной осады. Несмотря на эти обстоятельства, а также неудачную для нас войну с островным соседом, все равно встал вечный вопрос о финансировании, которое явно было недостаточным. При этом велись активные дискуссии о его полной остановке.
Споры закончились откровенным фарсом: о неутешительном состоянии оборонительного строительства во Владивостоке императору сообщил японский посол! Однако, вопрос все же решился в пользу дальнейшей стройки.
В 1910 год в город прибыл инженер-генерал Вернандер, который стал особо уполномоченным лицом по усилению крепости. Дело не просто сдвинулось с мертвой точки. До Первой мировой войны был построен тот самый обвод, на котором изначально настаивали строители, усилена оборона Русского острова, а также возведена инфраструктура, обеспечивающая крепость — казармы, дороги, телеграф, и мясохолодильник. С этого момента Владивосток стал одной из самых сильных крепостей мира. Сейчас же это памятник истории и культуры федерального значения.
Новосильцевская батарея. Пожалуй, самый знаменитый объект крепости. Фото: https://fortressvl.ru/fortress/novosilcevskaya-batareya/
Связующее звено
Еще одно чудо, которое появилось во Владивостоке в XIX веке, в отличие от крепости, не потеряло своего значения и по сей день. Речь идет о Транссибирской железной дороге. Она без преувеличения стала важнейшим достижением не только для нашего города, но и всей страны. Идея железнодорожной артерии, что называется носилась в воздухе. Однако, старт работ произошел лишь в 1891 году. Причем строители двигались навстречу друг другу из Миасса и Владивостока.
Вокзал Владивостока. Конечная станция Транссиба. Историческое фото. Фото: Историческое фото
Кстати, первую символическую тачку с землей высыпал на полотно наследник престола Николай Александрович (будущий Николай II). Неожиданные изменения в плане работ произошли, когда планировалась начать стройку на участке между Сретенском и Хабаровском (около 2 тысяч километров). Оказалось, что в этом районе очень тяжелые природные условия и продолжать было тяжело и нецелесообразно экономически. Выход из ситуации был найден весьма изящный. По крайней мере так тогда казалось.
В 1896 на коронации нового царя побывал китайский премьер Ли Хун Чжан. Тогда же была достигнута договоренность о строительстве железной дороге в Манчжурии. Китайско-Восточная железная дорога была достроена в 1903 году. Впереди были сложные годы Русско-японская война, достройка в 1916 году последнего участка великого пути, разорение во время Гражданской, постоянные модернизации пути. Однако, самое важное было сделано в самом начале XX века — Россия открыла для себя прямой доступ к Тихому океану, а значит и к дальнейшему увеличению возможностей Владивостока, как центра международной торговли.
Двигатель прогресса
Кстати, о торговле. Именно с ней напрямую связанно еще одно чудо Владивостока — бывший торговый дом Кунста и Альберса, ныне известный горожанам как ГУМ. Изначально на Светланской появился небольшой двухэтажный магазин, который довольно скоро перестал удовлетворять быстрорастущим потребностям торговли в развивающемся порту. Владельцами было принято решение о перестройке здания.
Торговый дом Кунста и Альберса. Историческое фото. Фото: https://humus.livejournal.com/4462677.html
Проект в стиле немецкого модерна выполнил архитектор Гуго Георг Юнгхендель. Примечательно, что все материалы для нового здания, строительство которого было окончено в 1907 году, завозились из Германии. Возведение обошлось коммерсантам баснословных денег. Еще бы, ведь были использованы самые передовые новшества того времени — у ГУМа была своя электрическая станция, между прочим первая в городе, паровое отопление, телефон и лифт. Сдержанная красота и величественность в сочетании с роскошью сделали универмаг центром притяжения городского общества.
Зачем Китаю Россия, а России Китай — об этом в большом интервью ИА PrimaMedia рассуждает академик Виктор Ларин
Люди не просто ходили сюда за товарами, ассортимент которых впечатлял, но и просто пообщаться, узнать последние новости, а то и просто поглазеть на новинки. Здание торгового дома Кунста и Альберса по сей день является одним из главных символов Владивостока.
Лестница в небо
Кстати, к вопросу о символах. Так или иначе, но торговые дома есть во многих городах России, однако, во Владивостоке есть действительно уникальное сооружение, аналог которого существует только в Сочи. Речь, конечно же, идет о фуникулере. Идея горного трамвая была реализована в 1962 году с подачи Хрущева, который задумал превратить Владивосток во второй Сан-Франсиско. Первоначальный план предусматривал не один, а два горных трамвайчика. Второй маршрут должен быть проложен в районе нынешней остановки "Гайдамак" к Нагорному парку и быть намного длиннее. В город было даже доставлено оборудование, но, увы, закончить смогли лишь один проект. Решение о строительстве было принято еще в 1955 году.
Начало строительства фуникулера. Фото: Александр Ратников РИА PrimaMedia
Однако стройка стартовала лишь в 1959. Ее просто преследовали проблемы. Так, из-за грунтовых вод пришлось вручную закладывать фундамент и возводить стены. Сложно было с бетоном и щебнем. Ответственный за чертежи Московский проектный институт не смог обеспечить ими стройку в необходимых количествах.
Отдельной головной болью стал кабель-кран, к которому не изготовили тросы. Стоит ли удивляться тому, что сроки постоянно затягивались? Тем не менее стройка, которая стала общегородской, ведь в ней принимали участие молодежные бригады, студенты ДВПИ, рабочие с завода "Металлист" и управления Дальневосточного пароходства, пусть и со сложностями и задержками, но все же завершилась успешно.
В этом году фуникулеру исполнится 60 лет. За эти годы он стал, без преувеличения, символом перерождения Владивостока, ведь с момента первого визита Хрущева в 1955 году в город началось вложение колоссальных средств, за относительно короткий срок город получил развитую промышленность, инфраструктуру и огромное количество нового жилья. Фактически в это время дальневосточный форпост вырос в два раза.
Долгожданный ренессанс
Увы, на долгое время задел городского развития, созданный в СССР оказался невостребованным. Владивосток постепенно ветшал. Долгое время силы руководства города были брошены лишь на содержание территорий и латание дыр. Для изменения качества жизни горожан требовались огромные вложения. И город их получил. В 2007 году Россия получила право принять у себя очередной, 24 по счету, саммит организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Форум был назначен на сентябрь 2012 года. Решением руководства страны местом проведения стал Владивосток.
Указ стал знаковым для города. Впервые за очень долгое время в городе закипела большая стройка. Саммит стал поводом кардинально пересмотреть подходы к развитию всего региона и Владивосток должен был стать своего рода витриной поворота на Восток. За довольно короткий срок был спроектирован и построен ряд объектов, в первую очередь транспортной инфраструктуры.
Мост через бухту Золотой Рог стал одним из главных символов города. Фото: РИА PrimaMedia
Среди них три больших моста — Низководный через Амурский залив, мост на остров Русский, а также через пролив Золотой рог. О последнем горожане мечтали практически с момента основания города. Он даже фигурировал в генплане 1965 года, но тогда планам не суждено было сбыться. Но мосты не строились сами по себе. Параллельно с ними были возведены десятки километров дорог и развязок, которые увязывали все в единую транспортную сеть. Был реконструирован аэропорт. Не забыли о развитии культурной жизни — был построен театр Оперы и балета.
Но жемчужиной больших строек стал кампус Дальневосточного федерального университета, который стал одной из ключевых точек развития высшего образования в России. Однако, не все было так радужно, многие проекты были завершены с большим трудом или так и не были введены в эксплуатацию. Однако, несмотря на все сложности город получил то, чего заслуживал — такого нужного обновления. С тех пор прошло десять лет.
Горожане давно привыкли к мостам и университету, регулярно ходят в театр, который превратился в Приморскую сцену легендарной Мариинки, а также иногда посмеиваются над легендарными теперь гостиницами-долгостроями на Корабельной набережной и мысе Бурном. Владивосток же стал площадкой проведения ежегодного Дальневосточного экономического форума, который помогает иностранным и отечественным инвесторам обратить внимание на российский Дальний Восток.
Разговор о будущем
Споры о том, к чему должно привести дальнейшее развитие Владивостока ведутся уже несколько лет. Краевые и муниципальные власти озвучивали множество различных предложений, среди которых, например, перенос владивостокского порта подальше за городскую черту. Пока что это лишь планы. Однако, уже сейчас выделились два крупных проекта, которые, вероятнее всего, в обозримом будущем все же будут реализованы. Речь идет о Владивостокской кольцевой автодороге и городе "Спутник".
Итак, впервые идея о необходимости "закольцевать" движение вокруг Владивостока появилась еще в 2013 году, если отбросить в сторону проект генплана 1974 года. Однако, на долгие годы тема была практически заброшена и обсуждалась лишь в экспертном сообществе. К ее активному обсуждению вернулись несколько лет назад. То и дело появлялись концепты и красочные презентации. Их объединяет одно — дорогу предлагается проложить вдоль побережья Амурского залива с выходом к знаменитой Токаревской кошке. От нее на остров Елены будет перекинут мост. Далее дорога выходит через поселок канал к уже имеющемуся мосту на остров Русский и, тем самым, к трассе Седанка-Патрокл.
Владивостокская кольцевая автодорога. Фото: визуализация. Фото: https://gpsm.ru/deyatelnost/vkad/
Итоговый проект вызвал немало споров. Специалисты критикуют его эффективность как инфраструктурного объекта, отмечая, что в действительности он может быть полезен лишь для Владивостокского порта, который сможет перераспределить поток большегрузов. Горожане боятся того, что их лишат любимых мест отдыха. В любом случае, в связи с последними событиями, проект, который, как казалось, вот-вот начнут реализовывать пока находится в подвешенном состоянии и, возможно, этот простой поможет решить ряд важных проблем, которые с ним связаны.
Наконец, последнее инженерное чудо, которое нам, скорее всего, предстоит увидеть уже в ближайшем будущем — город "Спутник". С нуля построенное поселение, по планам должно появиться в 30 километрах от Владивостока и стать частью большой агломерации. Одного только жилья будет построено около 2 миллионов квадратных метров.
Вся соответствующая инфраструктура, которая обеспечит достойный уровень жизни для 200 тысяч человек таже предусмотрена проектом. Согласно планам "Спутник" должен привлечь новых жителей и способствовать тому, что уже в недалекой перспективе Владивосток станет городом-миллиоником. Вместе с этим будет решаться вопрос снижения цен на жилье. Ожидается, что инвестиции в большую стройку составят около 150 миллиардов рублей.
Пока что эти проекты остаются в планах. Идут активные общественные обсуждения, да и экономическая ситуация в стране может скорректировать сроки и конечные проекты. Тем не менее, сам факт обсуждения говорит о том, что сейчас к Владивостоку приковано пристальное внимание градостроителей со всей России. Как знать, может быть уже в самые ближайшие годы мы все же увидим в нашем городе новые архитектурные чудеса.
Источники:
Государственный музей-заповедник "Владивостокская крепость" // https://fortressvl.ru/
История Транссиба: от первых "пароходов" до поездки Москва — Владивосток за 2,5 млн. рублей // Primamedia.ru — https://primamedia.ru/news/523053/
1 апреля 1884 года во Владивостоке открылся первый в России универмаг // Еженедельник "Аргументы и факты" — https://vl.aif.ru/culture/1_aprelya_1884_goda_vo_vladivostoke_otkrylsya_pervyy_v_rossii_univermag
Владивостокский ГУМ: новая точка отсчета // Primamedia.ru — https://primamedia.ru/story/vlad_gum2017/index.html
Как во Владивостоке появился фуникулер // Конкурент — https://konkurent.ru/article/10313
55 лет горному трамваю // Primamedia.ru — https://primamedia.ru/news/504361/
С. В. Севастьянов "Саммит АТЭС во Владивостоке. Некоторые итоги и оценки // ДВФУ, 2013 — https://cyberleninka.ru/article/n/sammit-ates-vo-vladivostoke-nekotorye-itogi-i-otsenki
Город "Спутник" должен предложить приморцам новое качество жизни и доступное по цене жилье // Primamedia.ru — https://primamedia.ru/news/1174826/
Мост в будущее или дорога в никуда? — во Владивостоке обсуждают проект ВКАД // Востокмедиа — https://vostokmedia.com/article/general/15-01-2021/most-v-buduschee-ili-doroga-v-nikuda-vo-vladivostoke-obsuzhdayut-proekt-vkad